В линейке Inti кинотеатральных проекторов от компании Dreamvision присутствуют три модели Inti 1, Inti 2 и Inti 3, различающиеся, прежде всего, величиной нативного (без использования динамического управления световым потоком) контраста, от 50 000:1 в случае младшей модели до 100 000:1 — у старшей. На тестирование нам досталась средняя модель Inti 2 с контрастом по данным производителя в 70 000:1. Все три модели поддерживают стереоскопический режим, при этом одна пара активных затворных очков и излучатель синхронизирующих импульсов входят в комплект поставки.
Содержание:
- Паспортные характеристики, комплект поставки и цена
- Внешний вид
- Пульт
- Коммутация
- Меню и локализация
- Управление проекцией
- Настройка изображения
- Дополнительные возможности
- Измерение яркостных характеристик и потребления электроэнергии
- Звуковые характеристики
- Тестирование видеотракта
- Определение времени отклика и задержки вывода
- Оценка качества цветопередачи
- Тестирование в стереоскопическом режиме
- Выводы
Паспортные характеристики, комплект поставки и цена
Технология проецирования | LCoS (Liquid crystal on silicon) |
Матрица | 0,7″, 3 ЖК-матрицы, 16:9, VA с неорганическим выравнивающим слоем |
Разрешение матрицы | 1920×1080 |
Объектив | зум 2,0x, F3,2—4, f = 21,4—42,8 мм |
Лампа | 220 Вт UHP |
Срок службы лампы | 3000 ч (в режиме пониженной яркости) |
Световой поток | 1300 ANSI лм |
Контрастность | 70 000:1 (нативная full on/full off) |
Размер проецируемого изображения, диагональ, 16:9 (в скобках — расстояние до экрана при крайних значениях зума) | от 1,27 м (1,51—3,05 м) |
до 5,08 м (6,06—12,3 м) | |
Интерфейсы |
|
Форматы входного сигнала | компонентные аналоговые видеосигналы Y/Cb/Cr (Y/Pb/Pr): 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i |
цифровые сигналы (HDMI): 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i, 1080p@24/50/60 Гц, 640×480—1920×1200@60 Гц (отчет MonInfo) | |
Уровень шума | Менее 19 дБ (в режиме пониженной яркости) |
Особенности |
|
Размеры (Ш×В×Г) | 455×215×505 мм (с выступающими частями) |
Масса | 15,2 кг |
Потребляемая мощность | Менее 350 Вт, 0,9 Вт в ждущем режиме |
Напряжение питания | 100—240 В, 50/60 Гц |
Комплект поставки |
|
Ссылка на сайт производителя | www.dreamvision.net |
Средняя текущая цена (количество предложений) в московской рознице (рублевый эквивалент — во всплывающей подсказке) | $8717(4) |
Внешний вид
Проектор относительно большой и тяжелый. Выпуклая верхняя панель придает внешнему виду дополнительную солидность и фундаментальность.
Материал корпуса — это пластик с черным блестящим и с мельчайшими блестками покрытием, за исключение днища и задней панели, которые просто черные, матовые и без покрытия. Блестящее покрытие относительно устойчиво к царапинам. На передней панели находятся индикаторы состояния, окошко ИК-приемника и две решетки, через которые выдувается теплый воздух.
На задней панели — все разъемы, окошко второго ИК-приемника, кнопки управления, крышка отсека лампы и по бокам воздухозаборные решетки (еще одна небольшая оснащенная сменным воздушным фильтром есть на днище).
Все четыре ножки на днище вывинчиваются из корпуса (примерно на 10 мм), что позволяет выровнять проектор при его размещении на горизонтальной поверхности. Для крепления к потолочному кронштейну эти ножки нужно выкрутить совсем и использовать освободившиеся резьбовые отверстия. Лампу и воздушный фильтр можно менять, не снимая проектор с потолочного кронштейна.
Пульт
Пульт не очень большой. Его корпус изготовлен из пластика с матовым покрытием типа «Soft touch», на ощупь напоминающим резину. Пульт удобно ложится в руку. Кнопки некрупные, подписи контрастные, но немного мелковаты. Есть достаточно яркая и равномерная светодиодная подсветка, включающаяся небольшой круглой и фосфоресцирующей кнопочкой LIGHT. Включение и выключение проектора разнесены на две разные кнопки.
Коммутация
Проектор оснащен двумя HDMI-интерфейсами версии 1.4a, входом VGA и компонентным входом. К компонентному входу можно подключать источники RGB-сигнала с синхронизацией в зеленом канале. Под HDMI-разъемами находятся втулки с резьбой, предназначенные для фиксации HDMI-кабелей с винтовыми зажимами. Переключение между источниками осуществляется перебором с помощью кнопки INPUT на корпусе проектора или непосредственно четырьмя кнопками на пульте, каждая на свой вход. Автоматического распознавания активного подключения нет. В том случае, если автоматическое определение параметров видеосигнала работает неверно, в меню можно принудительно указать некоторые характеристики видеосигналов (например, яркостный диапазон для HDMI). Проектор поддерживает управление по HDMI, видимо, все ограничено просто включением при включении подключенного источника сигнала. В зависимости от установок в меню на выход TRIGGER подается 12 В или при включении проектора, или при выборе анаморфного режима, или не подается вовсе. В первом случае этот выход может управлять экраном с электромеханическим приводом, во втором — приводом анаморфотного объектива. Проектором можно управлять по интерфейсу RS-232C, в руководстве приведены распайка разъема, характеристики протокола и команды. Аналогичным целям служит и Ethernet-интерфейс с разъемом RJ-45 под витую пару. Есть разъем для подключения внешнего ИК-приемника. Разъем типа mini DIN 3 pin предназначен для подключения внешнего излучателя синхронизации стереоскопических очков.
Меню и локализация
Меню имеет строгий профессиональный дизайн. Шрифт меню удобочитаемый, хотя, может и несколько мелковатый. Навигация удобная, внизу страниц выводится подсказка по функциям кнопок. При настройке параметров, влияющих на изображение, меню можно убрать, оставив только одну строчку с ползунком, при этом параметры перебираются стрелками вверх и вниз. Есть русская версия меню, перевод на русский язык отличается высоким качеством.
К проектору прилагается напечатанное руководство на английском языке, но при продаже в России проектор наверняка будет комплектоваться руководством на русском языке.
Управление проекцией
Все, что имеет отношение к объективу, оснащено электромеханическими приводами: пылезащитная шторка (отодвигается при включении проектора и задвигается при выключении, в меню установок автоматическое закрытие можно отключить), механизмы фокусировки, трансфокатора и сдвига. Сдвигать объектив можно так, что картинка смещается максимум на 80% от высоты проекции вверх и вниз по вертикали и на 34% от ширины проекции вправо и влево по горизонтали относительно центрального положения. При сдвиге по горизонтали уменьшается диапазон сдвига по вертикали и наоборот. Для облегчения настройки проекции на экран автоматически выводится тестовый шаблон (его можно отключить). Чтобы случайно не изменить настройки объектива, можно включить блокировку изменения фокуса, зума и сдвига. Удерживая нажатой неприметную кнопочку на днище, можно вручную сдвигать шторку объектива, чтобы, например, почистить его при выключенном проекторе. Есть функция цифровой коррекции вертикальных и горизонтальных трапецеидальных искажений (как сказано в руководстве, она отключается в режиме 3D).
Основных режимов геометрической трансформации три: 4:3 — изображение приводится к формату 4:3 и увеличивается до ближайших границ области проекции; 16:9 — картинка увеличивается до границ области проекции и при необходимости растягивается до соотношения 16:9, идеально для HD- и анаморфированных фильмов; Увеличение — изотропное увеличение до ширины области проекции, подходит для формата LetterBox.
Еще есть два режима для работы с анаморфотным объективом-насадкой, один для формата 2,35:1, второй для 16:9. При подключении к компьютеру для разрешений меньше 1920 на 1080 пикселей можно выбирать из режимов с максимальным увеличением с сохранением пропорций, выводом без интерполяции и увеличением на всю область проекции. Дополняют режимы трансформации цифровой сдвиг изображения по горизонтали и по вертикали. С помощью этой функции можно, например, в режиме Увеличение сдвинуть изображение так, чтобы на экране поместились субтитры.
Настройка Маскировка поможет избавиться от помех по периметру изображения. Она позволяет на 2,5 или 5% обрезать картинку по периметру или на указанное значение (от 0 до 5%) по всем четырем краям независимо. Подрезка выполняется без увеличения, а значит и без интерполяции. Вывод изображения временно приостанавливается кнопкой HIDE (при этом индикатор на корпусе мигает зеленым).
В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор среднефокусный, а при максимальном фокусном расстоянии объектива скорее длиннофокусный, поэтому при фронтальном проецировании его лучше располагать примерно на линии первого ряда зрителей или за ней.
Настройка изображения
Настроек, регулирующих яркостный и цветовой баланс или управляющих обработкой изображения, много, очень много. Поэтому позволим остановиться только на некоторых моментах. Настройку изображения можно начать с выбора профиля (список Режим изображения). Если результат сразу не устроит, то далее выбрать цветовой профиль, выбрать или настроить цветовую температуру, выбрать или настроить профиль гамма-коррекции, скорректировать уровни черного и белого, подправить привычные настройки типа Контрастность и Яркость, отрегулировать подчеркивание контуров и подавление видеошумов и выполнить многопараметрическую подстройку 7 цветов.
Параметр Апертура линзы управляет диафрагмой объектива, которую можно закрывать с дискретностью в 15 шагов. Параметр Clear Motion Drive управляет функцией вставки темных или промежуточных кадров, а параметр Настр. экрана позволяет вводить легкую фиксированную коррекцию цветов под используемый тип экрана. Настройка Уровень черного, видимо, просто сдвигает вверх нижний диапазон яркости, чтобы в условиях неполного затемнения сохранялась детализация в тенях. Выбрав режим пониженной яркости можно несколько уменьшить яркость и шум от системы охлаждения заодно. Есть функция сведения трех основных цветов, но она программная, поэтому имеет небольшую практическую ценность. По всей видимости, настраивать проектор можно с помощью специальной программы, запускаемой на компьютере, подключенном к проектору по RS232 или по Ethernet, но подробности нам не известны.
Дополнительные возможности
Есть таймер (1, 2, 3 или 4 часа) на выключение при отсутствии команд от пользователя.
Измерение яркостных характеристик
Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.
Для корректного сравнения данного проектора с другими, имеющими фиксированное положение объектива, измерения проводились при сдвиге объектива вверх примерно на 50% (низ изображения находился примерно на оси объектива). Результаты измерений для проектора Dreamvision Inti 2 (если не указано иное, то Апертура линзы = 0 (диафрагма открыта полностью), Мощность лампы = Высокая, объектив установлен на минимальное фокусное расстояние):
Режим | Световой поток |
3D | 950 лм |
3D, Мощность лампы = Нормальная | 622 лм |
3D, Апертура линзы = −15 | 415 лм |
Равномерность | |
+9%, −18% | |
Контрастность | |
350:1 |
Максимальный световой поток немного меньше паспортного значения (заявлено 1300 лм). Равномерность освещенности очень хорошая. Контрастность высокая. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т.н. контрастность full on/full off.
Режим | Контрастность full on/full off |
3D | 19 230:1 |
3D, Апертура линзы = −15 | 47 850:1 |
3D, Максимальное фокусное расстояние | 26 500:1 |
3D, Максимальное фокусное расстояние, Апертура линзы = −15 | 61 820:1 |
Full on/full off контрастность очень высокая и при закрытой диафрагме и на длинном фокусном расстоянии она достигает максимального значения, которое, правда, чуть-чуть ниже заявленных 70 000:1. Впрочем, при таких порядках эта разница не является принципиальной. Отметим важный момент: это так называемая нативная контрастность, в создании которой не участвует динамическая диафрагма, регулирующая световой поток между кадрами в зависимости от общей яркости сцены. Нативная контрастность характеризует глубину черного и видимый контраст в кадре в случае темных сцен.
Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) для профиля THX и настройках по умолчанию (только уровень черного мы подправили до различимости всех оттенков в тенях):
В скобках приведен показатель аппроксимирующей функции. Видно, что показатель ниже стандартного значения в 2,2, поэтому для приведения гаммы к эталону придется выполнять дополнительную коррекцию. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами с шагом через 1:
Тенденция роста прироста яркости сохраняется во всем диапазоне, но далеко не каждый следующий оттенок ярче предыдущего. Яркость ближайших к черному оттенков растет, хотя зависимость и отличается от линейной, которая в этом диапазоне предпочтительней:
В режиме высокой яркости потребление электроэнергии составило 310 Вт, в режиме ожидания — 0,9 Вт.
Звуковые характеристики
Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления от системы охлаждения получены по нашей методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.
Режим | Уровень шума, дБА | Субъективная оценка |
Высокой яркости | 34 | Очень тихо |
Пониженной яркости | 29 | Очень тихо |
Проектор тихий даже в режиме с высокой яркостью, а при включении лампы на пониженную мощность с практической точки зрения проектор можно считать бесшумным. Шум равномерный и не раздражает.
Тестирование видеотракта
VGA-подключение
Режим 1920 на 1080 пикселей поддерживается. Автоматическая подстройка под параметры VGA-сигнала работает долго, но со своей задачей справляется — изображение выводится 1:1, четкость как яркостная, так и цветовая очень высокая.
DVI-подключение
При подключении к DVI-выходу (с помощью кабеля-переходника с HDMI на DVI) видеокарты компьютера поддерживается режим 1920 на 1080 пикселей. Картинка при DVI-подключении четкая, артефактов нет. Белое поле выглядит равномерно освещенным и не имеет выраженных цветовых разводов. Черное поле — черное. Геометрия практически идеальная — прогиб верхнего края вниз при большом смещении объектива вверх составляет всего пару миллиметров на 1,5 м ширины. Четкость очень высокая. Черно-белые сетки пикселей через 1 выводятся без артефактов и интерполяции. На тесте с цветными линиями в пиксель толщиной не видно никакого уменьшения цветовой четкости. Хроматические аберрации объектива плюс несведение матриц незначительные — ширина цветной каймы на границах контрастных объектов не превышает 1/4 пикселя. При сдвиге объектива нет заметного ухудшения изображения. Равномерность фокусировки великолепная.
HDMI-подключение
HDMI-подключение тестировалось при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. Поддерживаются режимы 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i и 1080p@24/50/60 Гц. Картинка очень четкая, цвета правильные, оверскан отключается, есть реальная поддержка режима 1080p при 24 кадр/с (кадры выводятся с одинаковой длительностью). Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются.
Работа с источником компонентного аналогового видеосигнала
Качество компонентного видеовхода высокое. Четкость изображения практически соответствует возможностям этого интерфейса, только цветовая четкость немного ниже, чем могла бы быть. Тестовые таблицы с градиентами цветов и со шкалой серого не выявили каких-либо артефактов изображения. Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются. Цветовой баланс правильный.
Функции обработки видеосигнала
При Прогрессивный = Авто в случае чересстрочных видеосигналов (до 1080i включительно) проектор пытается составить кадр из смежных полей, что ему почти всегда удается, как при чередовании полей 2-2, так и 3-2. При Clear Motion Drive = Inverse Telecine не только восстанавливаются исходные 24 кадр/с (если они были), но и выводятся они с равной длительностью, что иногда снижает видимое стробирование. Присутствует эффективное сглаживание зубчатых границ объектов в случае чересстрочных сигналов обычного разрешения. Функции шумоподавления работают очень хорошо.
При Clear Motion Drive равным Режим 1 или Режим 2 между исходными кадрами вставляется темный кадр, и это визуально улучшает четкость движений. Однако в этих режимах изображение мерцает с частотой 50/60 Гц, что может вызывать неприятные ощущения и повышенную утомляемость зрения, поэтому практическая польза от вставки темного кадра весьма сомнительная. При значениях Режим 3 или Режим 4 вставляется уже рассчитанный промежуточный кадр (или кадры), что повышает частоту кадров максимум до 120 Гц. В случае тестовых изображений разница между этими двумя режимами незначительна. На фрагментах реальных фильмов можно заметить, что при изменении от Режим 3 до Режим 4 повышается скорость движения, для которого выполняется вставка промежуточного изображения, но вероятность появления артефактов увеличивается. В целом оптимальным следует признать Режим 3.
Определение времени отклика и задержки вывода
Во всех режимах яркость проецируемого изображения имеет модуляцию с различной амплитудой и частотой. Поэтому достоверно определить время отклика не представляется возможным. Частота модуляции равна 240 Гц в режимах с выключенным Clear Motion Drive, 60 Гц в Режим 1 или Режим 2, и 120 Гц в Режим 3 или Режим 4.
Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора равна примерно 81 мс. Такая задержка еще, возможно, не требует специальной корректировки звукового сопровождения, но в играх уже может сильно раздражать.
Оценка качества цветопередачи
Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр X-Rite ColorMunki Design и комплект программ Argyll CMS (1.3.4).
Цветовой охват в первую очередь зависит от выбранного значения в списке Цветовой профиль. При Насыщенный охват максимальный (белые линии — результат измерений, черные — соответствуют охвату sRGB или Adobe RGB):
При Adobe близок к Adobe RGB:
А для Стандартный и THX близок к sRGB:
Ниже приведены спектры для белого поля (белая линия), наложенные на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов) для профилей Насыщенный, Стандартный и THX.
Насыщенный.
Стандартный.
THX.
Видно, что компоненты хорошо разделены, за счет чего и достигается широкий цветовой охват, но в случае профилей с коррекцией охвата насыщенность уменьшается подмешиванием соседних компонент, и, видимо, включением оптического фильтра (об этом свидетельствует изменение спектров компонент и жужжание, раздающееся из проектора при выборе некоторых профилей). Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) в случае профилей Натуральный и THX, а также после коррекции настройками усиления и смещения трех основных цветов. Близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая.
Видно, что ручная коррекция позволила точно отстроить белую и темно-серую части шкалы серого, но на остальных частях шкалы серого вариация оттенков сохранилась. Видимо, для более точной коррекции нужно использовать аккуратную коррекцию гамма-кривых отдельно по цветам.
Тестирование в стереоскопическом режиме
Для создания стереоскопического изображения применяется метод чередования полных кадров. Проектор последовательно выводит кадры для правого и левого глаза, а активные очки синхронно с кадрами перекрывают глаза, оставляя открытым тот, для которого предназначен выводимый в данный момент кадр. Одна пара очков и излучатель синхросигналов (используется ИК-синхронизация) входят в комплект поставки.
ИК-передатчик представляет собой небольшую черную пластмассовую коробочку с отходящим длинным кабелем. Передняя часть коробочки прикрыта темно-красным фильтром, за которым размещается линейка ИК-диодов. Передатчик можно закрепить на прилагаемой подставке с одним шарниром и просто поставить или прикрутить в таком месте, что бы прямой или отраженный от экрана ИК-сигнал попадал на приемник очков.
Очки относительно большие, но легкие. Дужки не складываются — просто вставляются в гнезда. Концы упругих дужек плотно охватывают голову зрителя так, что очки не сваливаются даже при резких движениях. Очки можно использовать с обычными корректирующими очками. Работают очки от одного элемента питания. Очки автоматически включаются при обнаружении синхросигнала.
Проектор поддерживает три способа приема стереопары упакованные кадры (Frame Packing), когда передаются два полных кадра (разрешением до 1920 на 1080 пикселей каждый) для обоих глаз, и два совмещенных формата: по горизонтали (Side by Side), в правой половине кадра ужатый в два раза по горизонтали кадр для одного глаза, в левой половине — для второго, и по вертикали (Top and Bottom), похоже на предыдущий, только кадры для глаз размещаются в нижней и верхней половине кадра. Разумеется, независимо от того, как проектор принимает стереопару, изображение в 3D-режиме выводится всегда в последовательном режиме — кадр для одного глаза, затем кадр для другого глаза. В режиме Авто способ передачи определяется автоматически по признакам, передаваемым по HDMI. Также есть режим принудительного включения обычного 2D-режима.
Заметим, что в стереоскопических режимах функция вставки темных или промежуточных кадров недоступна.
Тестирование стереоскопического режима упакованные кадры мы проводили с помощью компьютера, оснащенного Blu-ray-приводом, при этом за вывод изображения отвечала видеокарта AMD Radeon HD 6850. Плеер — CyberLink PowerDVD 10 Ultra. Качество стереоскопического изображения очень высокое. Яркости достаточно для проекции на экран с диагональю около 100 дюймов с матовым белым полотном. Перекрестные помехи можно обнаружить с большим трудом, да и то слабовыраженные и только на некоторых видах сцен, например, когда темный текст (почти черный) помещен на светлый фон (почти белый). Отметим, что в режиме 3D возрастает глубина модуляции светового потока. Фактически на каждый кадр приходится свой почти полностью отделенный импульс света. За счет этого уменьшается разность яркости светлых объектов на фоне темных, положение которых для разных глаз различается, что приводит к уменьшению перекрестных помех.
Для тестирования эффективности разделения для глаз мы вывели три тестовых изображения с черным прямоугольником на белом фоне, с белым прямоугольником на черном фоне и со светло серым прямоугольником на темно-сером фоне. В стереопарах прямоугольники были смещены относительно друг друга, поэтому при просмотре через очки при 100% разделении можно было бы видеть только один прямоугольник. Фотографии ниже сделаны через очки, при этом экспозиция подбиралась так, чтобы белое поле на фотографиях было максимально ярким, но еще не пересвеченным.
Видно, что разделение белого на черном близко к идеальному, в остальных двух случаях перекрестная помеха заметнее. Особенностью данных очков является тот момент, что при направлении взгляда вниз эффективность разделения немного уменьшается, потому смотреть лучше или прямо, или чуть-чуть исподлобья.
В стереоскопическом режиме яркость при выводе белого поля в случае регистрации через очки уменьшается до 14% относительно регистрации без очков. Нужно учесть, что воспринимаемая яркость изображения не уменьшается при закрытии одного глаза, а измерения проводились только через одно стекло. В итоге, для оценки максимально возможной воспринимаемой яркости в стереоскопическом режиме полученное значение нужно умножить на 2, что дает 28%.
Выводы
Проектор Dreamvision Inti 2 отлично показывает в обычном не стереоскопическом режиме, особенно стоит отметить высочайшую нативную контрастность. Но и в режиме 3D проектор показывает очень хорошо, яркость изображения остается достаточной для проекции на относительно большие экраны, перекрестные помехи обнаруживаются в синтетических тестах, но при просмотре кино практически отсутствуют. В общем, проектор можно смело рекомендовать для использования в домашних кинотеатрах высокого уровня.
Достоинства:
- Отличное качество изображения (очень высокая контрастность, отличные равномерность и цветопередача, хорошая четкость)
- Качественная реализация стереоскопического режима
- Тихая работа
- Очень много настроек, влияющих на яркостный и цветовой баланс на изображения
- Эффективные функции обработки изображения: деинтерлейсинг, сглаживание, устранение шумов, вставка темных и промежуточных кадров
- Электромеханические приводы объектива и шторки
- Механизм сдвига объектива и трансфокатор имеют большие рабочие диапазоны
- Удобный пульт ДУ с подсветкой
- Внушающий уважение дизайн корпуса
- Русифицированное меню
Недостатки:
- Ощутимая задержка вывода изображения
за предоставленный на тестирование проектор Dreamvision Inti 2