Продукцию известнейшей английской компании Bowers & Wilkins (сокращённо B&W) мы ещё не тестировали доселе. Оставить без внимания столь известного производителя, это как тестировать автомобили, игнорируя таких «китов», как Mercedes или, скажем, BMW. Аналогичным «китом», только, разумеется, среди производителей акустических систем, является и продукция «Бауэрс-энд-Уилкинс» — этого производителя знает любой, кто имеет хоть какое-то отношение к миру Hi-Fi/Hi-End. Если всё ещё копаетесь в памяти, не вспомнить знаменитые Nautilus вы не сможете точно.
Помимо весьма серьёзных технических наработок, компания известна своим трепетным отношением к традициям, поэтому по сей день все комплектующие (от динамиков до корпусов) производится в Англии. Там же осуществляется и сборка АС.
Начать знакомство с продукцией B&W мы решили с одной из самой популярной и массовой линейки компании — «шестой» серии. К слову, в данное время «шестая» серия находится далеко не на первом витке эволюции: тестируемые АС относятся уже к третьему поколению.
Общие черты
Производитель предлагает два вида оформления колонок: плёнка под светлое дерево с серебристой передней панелью, либо плёнка под чёрное дерево с чёрной передней панелью. Грили в обоих случаях имеют чёрный цвет. К нам на тест прибыли акустические системы как раз в чёрном исполнении. И хоть народная поговорка гласит, что на вкус и на цвет товарищей нет, но лично мне кажется, что в чёрном «одеянии» колонки определённо выглядят более солидно и основательно.
При поверхностном осмотре акустических систем мы не могли не отметить высочайшее качество сборки: все элементы АС очень аккуратно выполнены и точно подогнаны. Вот она — английская педантичность.
Поскольку во всех испытуемых сегодня АС применяется одинаковый НЧ/СЧ динами, расскажем про лишь единожды.
Это фирменный драйвер с 165-милиметровым диффузором, сплетённым из кевларовой нити. Подвес диффузора изготовлен из мягкой резины. Полимерный пылезащитный колпачок имеет форму наконечника пули, которая способствует улучшений фазовых характеристик драйвера. Каркас динамика очень массивный и тяжёлый — он изготовлен из металла. Магнитная система динамика имеет экранировку только на тех экземплярах, которые устанавливаются в спикеры центрального канала.
Большая фотография (900×1412, 242 КБ).
Вообще же, третье поколение «шестой» серии унаследовало много чего интересного от более дорогих моделей компании. Так, например, конструкция «высокочастотников» была позаимствована у линейки Nautius: звуковые волны от тыльной стороны купольного диффузора ВЧ динамика не «заперты» в тесном пространстве между диффузором и магнитной системой, а через звуковод попадают в специальный «отросток», в котором надёжно гасятся, позволяя диффузору совершать колебания с большей точностью.
Конструкция корпусов АС весьма основательна: сделаны они из плит MDF толщиной от 17 до 20 мм. Внутри корпуса расположены массивные распорки из MDF. В качестве звукопоглотителя применяется большое количество листового поролона (на время съёмки часть его мы извлекли). Все стыки панелей корпуса хорошо проклеены.
Передняя панель акустических систем «шестой» серии имеет общую толщину 40 мм, из которых 20 мм — стенка из MDF, а оставшиеся 20 — массивная накладка из усиленного внутренними рёбрами жёсткости полимера. Каждый крупный динамик крепится 8 болтами к полимерной передней панели. Между динамиком и передней панелью проложена виброгасящая прокладка, изготовленная из латекса, судя по всему.
Блок разъёмов на всех акустических системах «шестой» серии применяется одинаковый по сути. Разница лишь в том, что на некоторых АС сами винтовые терминалы расположены под углом (на фото), а на других — прямо, то есть строго перпендикулярно тыловой панели. Но конструкция самих терминалов в обоих случаях полностью идентична. Это винтовые позолоченные терминалы с дополнительной прижимной шайбой, которая позволяет избежать разрыва тонких жил кабеля в случае чрезмерно сильного закручивания вентиля.
Терминалы позволяют осуществлять четырёхкабельное подключение по схеме bi-wiring — для этого надо лишь демонтировать перемычки.
B&W DM 602.5 S3
Двухполосная напольная акустическая система. Такое «половинчатое» название (602.5) получилось в результате того, что фактически данная модель является полочной акустической системой DM 602 S3 в напольном исполнении (за счёт увеличения на несколько десятков сантиметров нижней части корпуса).
В конструкции применяется один НС/СЧ динамик с кевларовым диффузором и один «высокочастотник». Порт фазоинвертора вынесен на переднюю панель, что облегчает процесс установки АС вблизи стен и вообще упрощает подбор оптимального места в комнате для корректного воспроизведения звука.
B&W 602.5 S3 могут использоваться как фронтальные акустические системы в помещении средних размеров (~ 15—20 м²), либо как тыловые в довольно больших комнатах (~ 25—35 м²). И, разумеется, DM 602.5 S3 способны работать в составе стереосистемы, поскольку колонки «шестой» серии не ориентированы строго на театр - это АС универсального назначения.
В комплект ко всем напольным АС «шестой» серии даются красиво упакованные шипы с контргайками и пробки для заглушения портов фазоинверотров (количество пробок зависит от количества портов. К DM 602.5 S3 даётся одна такая заглушка. К DM 603 S3 — две). Разумеется, присутствует в комплекте и описание — куда ж без него…
B&W DM 603 S3
Модель сия является более сложной, нежели предыдущая, однако DM 603 S3 не трёхполосная, как можно было подумать, а 2,5-полосная. Это значит, что НЧ динамик не занимается воспроизведением басовых партий «в одно лицо», а лишь помогает на самых низах кевларовому НЧ/СЧ драйверу.
DM 603 S3 несколько выше предыщушей модели и заметно тяжелее её. Дело не только в появившемся дополнительном НЧ-драйвере, но также и в более сложной конструкции корпуса. Теперь весь внутренний объём АС разделён на две полностью независимые друг от друга камеры сплошной переборкой из MDF. Так что, можно сказать, 603-я модель также представляет собой «полочную» DM 602 S3, но установленную на дополнительный низкочастотный модуль.
«Оказанием помощи» на низах занимается драйвер со 165-милиметровым металлическим диффузором и огромным пылезащитным колпачком. Так что теперь даже сложно сказать какой именно диффузор — конический или купольный :-)
Большая фотография (948×1458, 232 КБ)
Весьма интересно сделан порт фазоинверотра. Разработчики назвали его Flowport®. За основу идеи был взят мячик для гольфа. Дело в том, что специальные углубления на поверхности мячика придают ему устойчивость в полёте улучшенных аэродинамических свойств. Аналогичные углубления решили соорудить и на раструбе порта фазоинвертора колонки. Кстати, у модели DM 603 S3 два таких порта: один, расположенный на передней панели, обслуживает камеру низкочастотника, а на задней панели расположен порт верхней акустической камеры колонки.
B&W LCR 600 S3
Спикер центрального канала. В этой АС применяются два одинаковых НЧ/СЧ драйвера с 165-миллиметровыми кевларовыми диффузорами, однако магнитные системы этих динамиков заэкранированы по понятным причинам. В остальном, по конструкции корпуса и внутренностям эта АС похожа на две предыдущие: массивные стенки, внутренние распорки, поролоновый поглотитель. Разве только вместо MDF применяется более дёшёвый и рыхлый материал — ДСП.
Технические характеристики
B&W (паспортные данные) | |||
Модель | DM 603 S3 | DM 602.5 S3 | LCR 600 S3 |
Количество полос | 2,5 полосы | 2 полосы | 2,5 полосы |
Акустическое оформление | Фазоинвертор | ||
Рекомедуемая мощность усилителя | 25 — 100 Ватт | 25 — 150 Ватт | 25 — 150 Ватт |
Частотный диапазон | 50 Гц — 22 кГц (-3 дБ) | 44 Гц — 22 кГц (-3 дБ) | 60 Гц — 22 кГц (-3 дБ) |
Чувствительность | 88 дБ | 90 дБ | 89 дБ |
Сопротивление | 8 Ом | ||
Частота раздела фильтра | 4 кГц и 150 Гц | 4 кГц | 4 кГц |
Динамические излучатели | ВЧ: металлический купольный диффузор (25 мм в диаметре). Драйвер выполнен по технологии Nautilus | ||
СЧ/НЧ: конический (165 мм в диаметре) из кевлара (Kevlar) | |||
НЧ: конический диффузор (165 мм в диаметре) из алюминия | — | — | |
Клеммы | 2 пары винтовых терминалов типа банана-джек | ||
Магнитное экранирование | нет | нет | да |
Общие | |||
Материал корпуса | MDF | MDF | ДСП |
Покрытие | пластиковая плёнка под чёрное дерево, либо под светлое дерево. | ||
Габариты (В×Ш×Г) | 910×204×287 мм | 850×204×288 мм | 204×545×311 мм |
Вес без упаковки (шт.) | 19,5 кг | 14,5 кг | 12,5 кг |
Цена* | $983 (пара) | $686 (пара) | $504 (шт.) |
* рекомендованная розничная цена официального дистрибутора на территории России
Результаты измерений:
B&W DM 603 S3
Частотный диапазон соответствует заявленному, хотя на низких частотах в нижней середине присутствуют заметные неравномерности. Как известно, заранее точно предсказать как именно будет звучать АС, глядя на график АЧХ, практически не возможно. Тем не менее, какие-то прикидки сделать можно: подъём АЧХ в районе 100 Гц вызовет умеренный акцент на мидбасе (прослушивание это подтвердило), а спад в районе ~230 Гц избавит уши от эффекта «бубнения» на нижней середине. На средних и высоких частотах поведение АЧХ позволяет сделать более точный прогноз по поводу звучания АС — АЧХ гораздо ровнее.
Уровень искажений в диапазоне 200 Гц q 10 кГц находится в районе 1-4%; выше 10 кГц — менее 1%, а на низких частотах заметно возрастает.
Весьма порадовали результаты измерения АЧХ под углом 45° в горизонтальной плоскости: графики почти совпадают. И даже на высоких частотах АЧХ при 45° всего на пару-тройку децибел отличается от той, которая была получена на оси динамиков.
B&W DM 602.5 S3
Ситуация с поведением АЧХ и графиком искажений в целом схожа с результатами 603-й модели, что и не удивительно. Удивительно другое: несмотря на одинаковые СЧ и ВЧ динамики у этих моделей, DM 602.5 S3 на высоких частотах демонстрирует больший подъём, нежели DM 603 S3. Тем более удивительно, что на слух СЧ и ВЧ области обеих моделей практически не отличаются, как и должно быть по идее. Мы проводили измерения дважды, но получали одинаковые результаты.
Измерения АЧХ под углом 45° подтвердили способность АС к формированию широкого и, главное, равномерного звукового поля.
B&W LCR 600 S3
В области низких частот неравномерность АЧХ очень существенная. Этот подъём АЧХ в районе 110 Гц способен повлиять на тональный баланс, добавив излишней «весомости» голосам.
Звучание на музыкальном материале
Обычно мы начинаем прослушивание тестовой программы лишь через некоторое время после подключения системы (через 1-2 часа) — уши должны привыкнуть к звуку АС.
В стерео мы слушали как DM 603 S3, так и DM 602.5 S3.
Наша тестовая подборка включает в себя более трёх десятков композиции разных стилей: от классики до рэпа. По устоявшейся традиции начинаем с акустической музыки: джаза, блюзов и классики.
Прослушивание «Розовой пантеры» Г. Манчини (Telarc), «Take five» Брубэка (Sony), «Spanish harlem» Р. Пиджн (Chesky), а также «Гавота ре мажор» Ж. Люсьера (Reference) оставило очень хорошие впечатления. Можно сказать, что для данного класса звук был не просто хорош, а великолепен. Во-первых, колонки сразу продемонстрировали корректную передачу даже сложных тембров акустических инструментов; очень прилично формировали пространство, которое в глубину было может и не поражающим, но всё равно атмосфера студии или зала передавалась довольно точно. Отдельно хочется отметить превосходную для данного класса АС детализацию: партия каждого инструмента воспроизводилась отчётливо и со всеми нюансами, и даже большое количество одновременно звучащих партий не приводило к «каше» в звуке. Это что касается относительно не быстрых композиций. А вот с очень динамичной, буквально «кипучей», мелодией «Dolemite» Скотта Хендерсона (MESA, HDCD) колонки справились уже несколько хуже — они немного «не успевали» дифференцировать партии инструментов, к тому же, ощущение «драйва» (это когда звук «заводит» настолько, что хочется притоптывать ногой в такт) было не полным, несмотря на то, что колонки звучали ритмично и напористо.
Далее на очереди была классика: второй концерт С. Рахманинова (EMI), «Реквием» Д. Верди (Telarc), «Времена года» А. Вивальди (EMI), оперные записи Шарлотты Чёрч (Sony). С этими композициями АС справились буквально «на ура». Звук отличала довольно точная передача атмосферы зала и корректно выстроенная сцена (с закрытыми глазами можно легко представить где именно в пространстве сидит музыкант или инструментальная группа). А хорошая детализация позволила услышать несколько еле заметных звуков (скрип смычка виолончели, лёгкая фальшь второстепенной партии флейты), которые многими другими АС воспроизводились не столь явственно. Единственное, что наслаждаться таким звуком можно только на низкой или средней громкости, поскольку на большой громкости (выходящей, правда, за рамки комфортной для большинства слушателей со здоровым слухом) при воспроизведении тутти оркестра колонки явно переходили на «крик». То есть, звук становился дискомфортным и утомительным. Но чтобы заставить эти АС «кричать», надо выкрутить ручку громкости усилителя довольно ощутимо — я лично на такой громкости никогда в жизни музыку не слушаю. Но факт остаётся фактом — случаев, когда громкость надо увеличить больше обычного, не мало. Так что с этой особенностью АС придётся хоть изредка, но считаться.
Тем не менее, даже не смотря на вышеперечисленные недостатки, воспроизведение акустической музыки колонками B&W можно оценить на твёрдую «пятёрку», учитывая их стоимость.
Подошло время для современой музыки. Тут список исполнителей и композиций весьма велик, поэтому приведём лишь несколько примеров: Dire straits, Deep forest, Kraftwerk, Pat Metheny group, M. Jackson, Acoustic alchemy, Sting, Extreme, Queen и так далее.
На этом материале колонки «пели» уже значительно менее уверенно, поскольку в звуке не хватало «драйва» — характер звучания не позволял колонкам по-настоящему «колбасить». Любители ЭмСи Хаммера и Рамштайна — «в пролёте». На более спокойных композициях, вроде «Your latest trick» Dire Straits или подобных «медляках», колонки звучали без преуменьшения очень красиво и даже где-то «смачно». Но чем быстрее и динамичнее была композиция, тем меньше АС радовали.
Тут на лицо заметные жанровые ограничения, однако, во-первых, для данного класса АС (да и не только для данного) это вполне нормально, а во-вторых — тот материал, который колонки «любят», они отыграли действительно классно.
Что касается разницы 603-й и 602.5-й моделей, то, как и следовало ожидать, она сводилась только к более динамичному и основательному басу в старшей модели. К слову, бас DM 602.5 S3 по глубине больше соответствует хорошим большим «полочникам», нежели напольным АС, зато он довольно проработанный и тонально почти корректный, если не считать совсем лёгкого акцента на мидбасе. Порадовал фазоинвертор — из него доносился только бас. Ни шума турбулентности, ни других призвуков слышно не было, даже если приложить ухо непосредственно к порту. Видать, не зря ребата из B&W мудрили с аэродинамическими лунками. В общем, в комнате площадью 15-20 м² недостатка баса у модели DM 602.5 S3 скорее всего не будет, по крайней мере, на классике и джазе, а вот в более просторные комнаты лучше ставить 603-ю модель.
Личное мнение автора
И напоследок о технике. Слушали мы B&W с множеством различных аппаратов от NAD, Onkyo и Rotel. Выскажу своё личное мнение: с NAD колонки B&W явно не «сыгрались». Несмотря на почти «всеядность» NAD, с этими АС он «дружить» не захотел. Звук был неплохим, но не более. С Onkyo (слушали с TS-SR601E и CD-ресивером CR-L5) ситуация была заметно лучше. Но я бы назвал такой звук «деликатным» и несколько мягким — хотелось бы чуть больше уверенности. Больше всего мне лично понравился с этими колонками как звучал Rotel. Правда, отчасти объяснить это может тот факт, что аппараты от Rotel были довольно серьёзными (ресивер RSX-1065 и интегральный стереоусилитель RA-1062). Однако если уж брать на фронт DM 603 S3 почти за тысячу, плюс остальные АС (центр и тылы от B&W, плюс сабвуфер в сумме потянут не менее чем на $1500), то почему бы не взять к ним в пару тот же Rotel RSX-1055 за полторы тысячи? Довольно гармоничная система получается. Но это лишь как один из вариантов, поскольку мы не имели физической возможности послушать эти АС с аппаратами всех известных марок, да и представления о комфортном звуке у каждого свои. Так что я могу посоветовать перед покупкой обязательно послушать эти колонки с разными аппаратами, чтобы выбрать себе подходящую связку АС + ресивер (или АС + усилитель).
Звучание в театре
В театре колонки повели себя вполне ожидаемо. Довольно динамичный и «открытый» звук, неплохой запас по мощности и динамике. По крайней мере, если поставить DM 603 S3 на фронт, а на тыл DM 602.5 S3 (их с лёгкостью могут заменить DM 602 S3), то, при условии выбора хорошего сабвуфера, комплект запросто способен основательно «прокачать» помещение площадью до ~30-35 м². В общем, про звук в театре особо сказать нечего, потому что в рамках данного класса всё звучало вполне достойно. Поскольку во всех АС сегодняшней подборки использовались одинаковые НЧ/СЧ и ВЧ динамики, согласование всех колонок было безупречным. Небольшое замечание было только по работе центрального спикера LCR 600 S3, который лёгким акцентированием на мидбасе иногда делал голоса актёров несколько более «весомыми», чем требовала ситуация. В остальном же, всё вполне приличино.
Заключение
Акустические системы B&W «шестой» серии определённо понравятся любителям классической музыки, джаза и спокойных блюзов. Также не останутся разочарованными и любители добротного динамичного звука в домашнем театре. А вот поклонникам «тяжёлой» или щекочущей нервы электронной музыки звучание этих АС может не прийтись по вкусу. Вообще же, данные акустические системы B&W являются очень добротным и качественно изготовленным продуктом. Да, «всеядностью» в плане жанров воспроизводимой музыки эти колонки не отличаются, но если подумать хорошенько, то играй эти АС с таким же успехом, с каким они воспроизводят классику и джаз, ещё и «тяжёлую» музыку — они бы уже не стоили столько, сколько стоят сейчас. А стоят они сейчас вполне разумных денег.
Плюсы
- превосходное для данного класса воспроизведение классической музыки, джаза и медленных блюзов;
- корректная проработка пространства, хорошая детализация, достоверная и «богатая» передача даже сложных тембров.
- отличное согласование АС в театре;
- АС сохраняют корректный тональный баланс и должную детализацию даже на низкой громкости;
- безупречное качество сборки;
- разумная цена.
Минусы
- современную музыку, особенно «тяжёлую», колонки воспроизводят несколько неуклюже. Также колонкам немного не хватает «драйва» при воспроизведении динамичных джаз-роковых композиций;
- при воспроизведении симфонической музыки на большой громкости колонки начинают «кричать»;
- центральный спикер делает небольшой акцент на мидбасе, который хоть и не сильно, но всё же влияет на тембры некоторых голосов. Впрочем, серьёзным недостатком это назвать нельзя.
за предоставленные на тестирование B&W 6xx S3