Какое-то время назад мы уже тестировали акустические системы Boston серии CR, которые хоть и не отличались выдающимся качеством сборки, но обладали комфортным и запоминающимся звучанием. Набор CS65 составлен всё из тех же акустических систем серии CR, а точнее из 2 пар полочных CR-65 и центра CRC, а также активного сабвуфера PV-350. Для удобства всё это было упаковано в одну большую коробку, где, помимо колонок и сабвуфера, можно обнаружить описание на всю продукцию, самоклеящиеся резиновые ножки для колонок, резиновые липучки для ножек сабвуфера (чтобы не царапать паркет), сетевой кабель для сабвуфера, а также пять мотков простенького колоночного провода (диаметр проводника около 0,5 мм²): 2 куска по 5 метров на фронт, 2 куска по 10 метров на тыл, а также 5-метровый кусок для центрального спикера. При желании, комплектные провода можно сменить на более качественные ($1-2 за метр), но гоняться за дорогими аудиофильскими кабелями смысла нет, разумеется, никакого.
Рекомендованная розничная цена набора CS-65BE по информации официального дистрибутора (TRIA International) составляет $830.
Boston CR-65
Boston CR-65 является младшей моделью бюджетной линейки Compact Reference, тем не менее, это полноценная двухполосная полочная акустическая система фазоинверторного типа, способная функционировать и без помощи сабвуфера. Поэтому ещё раз стоит напомнить нашим уважаемым читателям, что в данном случае рассматривается не набор сателитов + сабвуфер, а именно набор полноценных акустических систем полочного типа в комплекте с активным сабвуфером.
Конструктивно 65-я модель не отличается от старших собратьев линейки. Корпус колонки изготовлен из прессованного картона толщиной около 1 см и отделан полимерной плёнкой под дерево; передняя и задняя панели изготовлены из относительно мягкого формованного пластика серого цвета. Признаться, сочетание светло-серой передней панели с отделкой корпуса под светлое дерево выглядит несколько непривычно, хотя и не отталкивает. Для обеспечения жёсткости всей конструкции передняя и задняя панели объединены между собой шестью стяжками, проходящими вдоль боковых стенок, что позволяет сохранить приемлемую виброустойчивость корпуса даже в условиях применения рыхлых материалов (прессованный картон и мягкий пластик).
Количество звукопоглотителя (синтепон) внутри корпуса весьма умеренное, однако стоит учесть тот факт, что на глубокий бас CR-65, как и любые АС такого размера и класса, не способны в принципе, поэтому и этого количества поглотителя наверное достаточно.
Блок терминалов (пара винтовых разъёмов с возможностью подключения коннекторов banana) интегрирован в пластик тыловой панели, равно как и сам порт фазоинвертора. Настенное размещение АС осуществляется с помощью встроенной в тыловую панель АС металлической пластины с отверстием для шляпки шурупа. Устойчивость всей конструкции придают 4 упора для стены, исключающие раскачивание колонки. но при настенном размещении для порта фазоинвеортра не будет соблюдаться необходимый рабочий зазор, поэтому его лучше будет заглушить самодельной пробкой (в комплекте она не прилагается).
Крепление динамиков к передней панели осуществляется с помощью шурупов. Между каркасом НЧ/СЧ-драйвера и посадочным местом для динамика проложен виброгаситель в виде кольца из тонкой синтетической резины.
ВЧ-динамик крепится с помощью двух шурупов. Радиатор охлаждения магнитной системы высокочастотника несёт скорее декоративную функцию, ибо прижимается к тыловой стороне пищалки не очень плотно, к тому же без какого-либо термоинтерфейса. Другой вопрос — а надо ли вообще охлаждать драйвер ВЧ? Скорее всего нет, поэтому алюминиевый радиатор служит в данном случае в качестве бампера, подпирающего конструкцию разборного ВЧ-модуля сзади.
Диффузор НЧ/СЧ-драйвера изготовлен из полимера; подвес — из мягкой резины. Магнитная система драйвера имеет экранировку, позволяющую располагать колонки в непосредственной близости от телевизора, хотя по правилам размещения АС в домашнем театре делать это не рекомендуется.
Высокочастотная головка оборудована небольшим купольным диффузором из ткани.
Boston CR-65 (паспортные данные) | |
Количество полос / динамиков | 2 / 2 |
Акустическое оформление | Фазоинвертор (порт на тыловой панели) |
Рекомендуемая мощность усилителя | 15 — 100 Ватт |
Частотный диапазон | 65 Гц — 20 кГц (± 3 дБ) |
Номинальное сопротивление | 8 Ом |
Чувствительность | 89 дБ |
Динамические излучатели | НЧ: 135 мм, конический диффузор из полимера |
ВЧ: 19 мм, купольный диффузор из ткани | |
Частота раздела фильтра | 4,2 кГц |
Магнитное экранирование | да |
Габариты (В×Ш×Г) мм | 257×162×200 |
Вес без упаковки | 3,2 кг (шт.) |
Результаты измерений
График АЧХ демонстрирует отсутствие серьёзного перекоса в тональном балансе, однако некоторые особенности звучания всё же будут иметь место. Так, например, подъёмы в районе 4-5 кГц и ~15 кГц скорее всего придадут звуку определённую яркость и звонкость, слегка подчёркивая не только высокочастотные звуки, но и такие, например, как звук выдоха во время разговора (появится более заметная сипатость в голосе, придающая некоторую дополнительную реалистичность звуку). Довольно ощутимый провал в диапазоне 400-500 Гц поубавит весомости звучания некоторых инструментов, а заметный пик на частоте ~200 Гц явно будет восприниматься как бубнение. Ничего не поделаешь — это уже следствие применение картонно-пластикового корпуса, имеющего, как видно, довольно высокую резонансную частоту. Низких частот не так много, однако колонка сможет не только обозначить присутствие мидбаса, но обеспечить звучание некоторой басовой основой.
Уровень искажений очень низкий в диапазоне 100 Гц — 8 кГц (выше 8 кГц кривая графика искажений вообще уходит из области измерений).
Про способность CR-65 к формированию полноценного звукового поля при отклонении на 45° по горизонтальной оси можно сказать кратко: браво. Взгляните, графики почти совпадают, хотя в области высоких частот 45-градусная АЧХ стала ещё ровнее, поэтому мы бы советовали не ориентировать АС строго на себя.
Boston CRC
Двухполосный спикер центрального канала. Акустическое оформление — пассивный отражатель (на фото выше отражатель выглядит как диффузор с увеличенным пылезащитным колпачком). НЧ/СЧ драйвер в данной модели используется аналогичный по конструкции, что и в CR-65, лишь немного меньший по диаметру. А вот ВЧ-динамик наоборот чуть крупнее, чем с CR-65 (25 мм против 19 мм у CR-65), хотя конструктивно высокочатотник полностью аналогичен оному в 65-й модели.
Корпус Boston CRC построен по уже описанному выше принципу: передняя и задняя панели изготовлены из пластика и объединены стяжками. Остальные панели корпуса изготовлены из прессованного картона с отделкой пластиковой плёнкой под дерево. Изначально встроенного настенного крепления в корпусе CRC не предусмотрено, однако за дополнительную плату можно приобрести кронштейн, позволяющий не только подвесить колонку к стене, но и сориентировать её в одной из плоскостей на угол до 45°. Дело в том, что этот кронштейн способен отклонять АС лишь в одном из четырёх направлений, поэтому колонку можно будет наклонить либо вниз, либо сориентировать вверх, либо повернуть влево, либо вправо — в зависимости от того, как вы прикрепите кроншнейн к стене. Кстати, этот кронштейн можно использовать и для CR-65, если появится необходимость ориентирования колонки на слушателя.
Boston CRC (паспортные данные) | |
Количество полос / динамиков | 2 / 2 |
Акустическое оформление | пассивный отражатель |
Рекомендуемая мощность усилителя | 15 — 100 Ватт |
Частотный диапазон | 80 Гц — 20 кГц (± 3 дБ) |
Номинальное сопротивление | 8 Ом |
Чувствительность | 89 дБ |
Динамические излучатели | НЧ: 115 мм, конический диффузор из полимера |
ВЧ: 25 мм, купольный диффузор из ткани | |
Частота раздела фильтра | 2,5 кГц |
Магнитное экранирование | да |
Габариты (В×Ш×Г) мм | 165×110×78 |
Вес без упаковки | 4,5 кг |
Результаты измерений
Опять же, серьёзных перекосов в тональном балансе не наблюдается, но, как и в случае с CR65, имеются некоторые особенности, позволяющие заранее судить о звуке. В данном случае три. Во-первых, пик в районе 1 кГц будет способствовать некоторому акцентированию голосов. Во-вторых — плавный подъём в диапазоне 7-9 кГц может немного повлиять на тембральную окраску некоторых высокочастотных звуков, что, впрочем, не столь актуально, ведь центральный спикер даже на музыкальных многоканальных фонограммах редко берёт на себя доминирующие роли, воспроизводя в основном голосовые партии и звуки некоторых инструментов. Что касается низких частот, то их будет совсем не много: уже на частоте 100 Гц АЧХ Boston CRC показала почти 6-децибельный спад. С искажениями всё в порядке — их уровень весьма мал.
Активный сабвуфер Boston PV-350
Активный сабвуфер с направленным вниз и низкочастотным динамиком, и портом фазоинвертора. Освежают заурядную внешность дополнительные грани на корпусе аппарата, а пластиковая решётка, защищающая диффузор динамика, выглядит как элемент оформления профессиональной концертной акустики. От чего, правда, защищает решётка — не понятно…
Устанавливается PV-350 на несъёмные и нерегулируемые пластиковые ноги. Так что при установке этого аппарата на паркет или линолеум стоит убедиться в отсутствии любых неровностей пола. При размещении же сабвуфера на ковре незначительные неровности пола уже не будут иметь особого значения.
Тыловая панель PV-350 располагает вполне традиционным набором регулировок: регулятор частоты среза фильтра низких частот, регулятор громкости и двухпозиционный переключатель фазы (0° или 180°). Подключение сабвуфера допускается как в пассивном режиме (используется внешний усилитель), но без выхода отфильтрованного сигнала на сателиты, так и в привычном активном режиме, когда задействуется встроенный усилитель мощности. Для первого варианта предусмотрены винтовые терминалы с возможностью подключения коннекторов banana, а для второго — вход RCA.
В конструкции сабвуфера применяется один низкочастотный драйвер с 200-миллиметровым диффузором из бумаги, относительно жёстким подвесом из пористой синтетической резины и экранированной магнитной системой.
Несмотря на внешнюю массивность, сабвуфер крайне лёгок (8,1 кг) для своих размеров, поскольку корпус его изготовлен из прессованного картона толщиной около 15 мм — ни о какой жёсткости корпуса речь вести не приходится. И даже при столь хлипком корпусе поглотителя внутри не оказалось вовсе.
Вся начинка сабвуфера базируется на одной плате, где расположен фильтр НЧ, Ш-образный трансформатор и откровенно хилый усилитель мощности (42 Вт), базирующийся на двух транзисторах International Rectifier IRF640N. В сглаживающем фильтре установлены две ёмкости по 2200 мкФ каждая.
Boston PV-350 (паспортные данные) | |
Акустическое оформление | фазоинвертор (порт ориентирован в пол) |
Мощность встроенного усилителя | 42 Вт (долговременная мощность), 50 Вт (RMS, 1% THD) |
Частотный диапазон | 45 Гц — 200 Гц |
Диапазон регулировок фильтра НЧ | 75 — 200 Гц |
Динамический излучатель | НЧ: 200 мм, конический диффузор из бумаги (динамик направлен в пол) |
Габариты (В×Ш×Г) | 331×287×393 мм |
Вес без упаковки | 8,1 кг |
Результаты измерений
Ну что ж, фильтр НЧ делает своё дело добросовестно (см нижний график): спад АЧХ начинается на заявленных отметках. Но в целом назвать АЧХ сабвуфера ровной язык не поворачивается, хотя предсказать заранее звучание аппарата в данном случае сложно. То, что сабвуфер театрально-ориентированный, было ясно с самого начала. Но как будет этот аппарат звучать в театре — пока вопрос.
Уровень искажений относительно не высокий.
Звучание
На музыкальном материале CR-65 вели себя достаточно уверенно, выдавая звук заметно лучшего качества, чем аналогичные по стоимости наборы дизайнерской акустики в красивых корпусах. Если настроиться на отсутствие серьёзного баса (а что его не будет, ясно было с самого начала), можно вполне комфортно слушать музыку без сабвуфера. Точнее, сабвуфер лучше не включать на музыке вообще — тонкие стенки корпуса в сочетании с полным отсутствием внутреннего поглощения привели к закономерному результату: бас очень неразборчивый и кашеобразный, хотя и весьма глубокий. Так что на музыкальном материале работать CR-65 придётся в гордом одиночестве. И со своей задачей они справляются неплохо. Передачу тембров многих акустических инструментов можно оценить как весьма достоверную. Звук имеет неплохо выстроенную сцену и умеренную детализацию. Высокие частоты, хоть и не являются совсем корректными, воспринимаются вполне комфортно. А вот что по-настоящему мешает слушать музыку, так это корпусной резонанс в районе 200 Гц, который воспринимается как очень заметное бубнение, маскируя собой низкие частоты и вызывая дискомфорт при длительном прослушивании музыки, особенно акустической.
В общем, звук CR-65 можно было бы оценить на твёрдую «4», если бы не этот корпусной резонанс…
В театре же картина заметно меняется в лучшую сторону. Неплохая динамика и чёткая атака позволяют колонкам весьма эффектно воспроизводить спецэффекты, обеспечивая очень корректное в плане равномерности звуковое поле. Тональный баланс всей системы немного смещён в высокочастотную область, что придаёт дополнительную остроту звукам, но и приводит к более быстрой утомляемости. Но темброблок ресивера способен вполне помочь подкорректировать звук по звуку.
Центральный спикер, как и предсказывалось, не может похвастаться нижним диапазоном, из-за чего голоса актёров несколько теряют в масштабе. Согласование сабвуфера и сателитов можно назвать очень хорошим, а вот мощности самого сабвуфера не хватает даже для того, чтобы толком прокачать 20-метровую комнату — заметны явные перегрузки на динамических всплесках. Если же прибрать громкость саба, то в звуке ощущается явная нехватка низов, что естественно. При том вполне очевидно, что сами колонки 20-метровую комнату озвучивают совершенно без напряга — звук не становится кричащим даже на высоких громкостях, так как запаса по мощности явно достаточно. Сабвуфер в данном случае определённо слабоват. Впрочем, если озвучиваемое помещение имеет площадь 10-15 м², то никаких проблем не будет — сабвуфер справится, обеспечив вас глубоким и весьма напористым басом. Но более крупные помещения ему не по зубам.
Заключение
По звучанию комплект CS-65BE получился весьма удачным. Да, по-настоящему универсальным его назвать нельзя, однако качество воспроизведения музыки в данном случае всё равно заметно выше, чем у многих аналогичных по цене наборов в одной коробке, не говоря уже о так называемых дизайнерских комплектах. Но основная стихия комплекта — театр. И тут CS-65 показал хорошие способности по созданию совершенно полноценного звукового сопровождения к фильму, хоть передача диалогов актёров и несколько уменьшала мастабы происходящего.
Покупка комплекта целиком оправдана в случае установки его в небольшие помещения площадью до 15 м². Однако, если озвучиваемая комната имеет площадь около 20 м², то мы бы посоветовали не брать комплект, а купить отдельно пару CR-65 на тыл и CRC на центр, а также взять более мощный сабвуфер, нежели PV-350. А вот на фронт желательно поставить минимум CR-75. Это и для театральному звуку пойдёт явно на пользу, да и воспроизведение музыки тоже улучшится. Правда, и цена в этом случае возрастёт минимум на две-три сотни долларов.
Кстати, что касается цены. Известным производителям всё сложнее конкурировать с продукцией китайских брендов, которая раньше воспринималась как ширпортеб для бедных, а теперь уже представляет серьёзную угрозу продукции крупных брендов в секторе недорогих решений для театра, ибо заметно подтянулась по качеству не только сборки, но и звучания. И если бренды не начнут снижать цены на свои продукты начальной ценовой категории, то могут вообще потерять этот сектор.
Плюсы
- очень хорошее качество звука в театре, учитывая относительно небольшие размеры колонок и сабвуфера;
- оригинальная внешность;
Минусы
- сабвуфер спроектирован спустя рукава, а его мощность явно не соответствует потенциалу АС;
- весьма неплохое звучание CR-65 на музыкальном материале омрачает заметный корпусной резонанс на нижней середине, мешающий комфортному восприятию;
- учитывая обилие недорогих комплектов в одной коробке, вполне разумная (для брендовой акустики) цена CS-65BE уже не выглядит столь привлекательной.