Компания Texas Instruments — монополист в области производства DLP-чипов и обслуживающей их электроники, — предложив гибкую технологию BrilliantColor (см. описание тут), фактически дала возможность производителям проекторов экспериментировать с сочетанием сегментов различных цветов в светофильтре и с режимами обработки переходов между сегментами. Про BenQ W5000 мы выяснили, что у него в светофильтре из семи один сегмент прозрачный, и он, а также промежутки между некоторыми сегментами задействуются при включении BrilliantColor. Для BenQ W6000 заявлен светофильтр из шести сегментов. Попробуем определить их цвета и как они используются при формировании изображения.
Содержание:
- Комплект поставки, технические характеристики и цена
- Внешний вид
- Пульт
- Коммутация
- Меню и локализация
- Управление проекцией
- Настройка изображения
- Дополнительные возможности
- Измерение яркостных характеристик
- Звуковые характеристики
- Тестирование видеотракта
- Выводы
Характеристики и цена
Вынесены на отдельную страницу.
Внешний вид
Корпус проектора изготовлен из черного пластика с зеркально-гладкой неустойчивой к царапинам поверхностью (передняя, верхняя и задняя панели) и матовой (бока и днище). Взгляд приковывает огромный объектив. Не сразу понимаешь, что собственно фронтальная линза объектива совсем небольшого диаметра, а внешний размер объектива задают диски, изготовленные из пластика с блестящим металлическим покрытием. Эта дизайнерская находка придает проектору дополнительную солидность, если не сказать помпезность. Центральную часть верхней панели с заходом на переднюю занимает пластиковая серо-серебристая вставка ламинированная износоустойчивой пленкой. На верхней панели в обрамлении сиреневого кольца находятся кнопки управления и индикаторы состояния.
Разъем питания и интерфейсные разъемы расположены в неглубокой нише на задней панели.
Чтобы было проще читать подписи к разъемам и при потолочном размещении каждый разъем подписан дважды, вторая подпись перевернута на 180 градусов. Также на задней панели можно обнаружить разъем для замка Кенсингтона. ИК-приемников два: спереди и сзади. На правом боку — крышка отсека лампы.
Воздух для охлаждения забирается через решетки на боковых панелях и на днище, а выдувается через правую фронтальную решетку (вперед и вправо), левая фронтальная решетка — декоративная.
Все 4 ножки немного (примерно на 12 мм) выкручиваются из корпуса, что позволяет выровнять положение проектора, поставленного на горизонтальную поверхность. Для крепления потолочного кронштейна в днище проектора вделаны 4 металлические втулки с резьбовыми отверстиями. Лампу можно менять, не снимая проектор с кронштейна.
Пульт
Пульт почти точно такой же, что и от модели BenQ W5000. Все различие заключается в функциях нескольких кнопок, немного отличающихся обозначениях и в том, что теперь включение и выключение проектора разнесено на две кнопки. При этом проектор не запрашивает подтверждения на выключение, что удобно при программировании универсальных пультов. Пульт относительно большой, его корпус изготовлен из белого пластика с гладкой относительно устойчивой к царапинам поверхностью. Сверху прозрачный пластик прикрывает серебристую подкладку. Кнопочки располагаются свободно, что позволяет находить самые нужные на ощупь. Обозначения несколько мелковаты. Есть яркая светодиодная подсветка, включающаяся кнопкой LIGHT (почему-то не фосфоресцирующей).
Коммутация
Набор видеовходов стандартный для данного класса проекторов.VGA-разъем (mini D-sub 15 pin) принимает VGA-RGB- и компонентные цветоразностные сигналы. Видеовходы по циклу перебираются кнопкой SOURCE на корпусе или непосредственно выбираются 6-ю кнопками на пульте или в меню.
Есть функция автоматического поиска активного подключения. Экран с электрическим приводом можно подключить к выходу TRIGGER. Интерфейс RS232, по всей видимости, позволяет дистанционно по проводам управлять проектором. USB-интерфейс предназначен для использования в сервисных целях.
Меню
Меню достаточно крупное, шрифт удобочитаемый. Навигация удобная и быстрая. При изменении параметров, влияющих на изображение, страница с настройками остается на экране, что затрудняет оценку происходящих изменений. Однако при прямом вызове ряда настроек кнопками пульта на экран выводится только небольшое окошко с параметром. Настраивается положение меню и таймаут автоматического выхода из меню. При повторном вызове меню пользователь оказывается на той странице, к которой обращался перед этим. Есть русская версия, русификация хорошая (но некорректное название пункта Режим фотосъемки так и осталось).
Управление проекцией
Фокусировка изображения на экране и регулировка увеличения производятся вращением двух широких ребристых колец на объективе. С помощью джойстика, расположенного рядом с объективом, объектив можно сдвигать в вертикальном (диапазон +/-75% от высоты проекции) и горизонтальном (+/-41,3% от ширины проекции) направлениях.
Граница допустимого положения объектива представляет собой подобие ромба, т.е. при сдвиге по горизонтали диапазон сдвига по вертикали уменьшается и наоборот. Цифровая коррекция вертикальных и горизонтальных трапецеидальных искажений имеет диапазон +/-30°.
Для облегчения настройки проекции при отсутствии входного сигнала на экран можно вывести тестовый шаблон. Режимов геометрической трансформации 5: Анаморф. — для просмотра анаморфированных фильмов и сигналов с форматом 16:9, 4:3 — для просмотра фильмов в формате 4:3, Формат Letter box — для формата Letterbox, Шир. — еще один вариант просмотра фильмов 4:3, но уже во весь экран 16:9 с растяжением картинки минимальным в центре и увеличивающимся к краям, и Реальн. — в котором отключена интерполяция к разрешению матрицы.
В случае компонентных сигналов и VGA в небольших пределах можно сдвигать изображение вверх-вниз и вправо-влево. Режим Формат Letter box можно использовать для проекции через опциональный анаморфотный объектив. Но, учитывая стоимость последнего, вряд ли такая возможность будет кем-либо использована.
Для устранения помех на границах изображения можно включить обрезку краев по периметру (функция Настройка нераб.обл.) за счет небольшого увеличения картинки. Для некоторых аналоговых сигналов минимальная обрезка всегда включена. Есть функция картинка-в-картинке (PIP). Настраивается положение (по углам) и размер (два варианта) дополнительного окна. Четыре кнопки на пульте обеспечивают быстрый доступ к параметрам PIP. На сочетание источников для главного и дополнительного окон накладываются некоторые ограничения.
В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор длиннофокусный, поэтому при фронтальном проецировании его нужно размещать за зрителями.
Настройка изображения
Исключив стандартные настройки (первая закладка меню), перечислим следующие: Уровень черного (выставить в 0 IRE и забыть),
Контроль резкости (детальная настройка шумоподавления и параметров улучшения контурной резкости),
Температура цвета (без коррекции, 3 предустановленных профиля или 3 пользовательских варианта с регулировкой интенсивности и смещения трех основных цветов),
Выбор гаммы (10 предустановленных профилей), BrilliantColor (разбор работы см. ниже), управление цветом (раздельная двухпараметрическая коррекция шести основных цветов),
Film Mode (включение режима склейки кадра из полей), 3D Comb Filter (функция восстановления цветовой информации при композитном подключении) и Dynamic Black (включение динамической диафрагмы). Включив режим пониженной яркости лампы можно немного уменьшить яркость, а заодно и шум вентиляции. В заводских профилях хранятся предустановленные сочетания значений настроек, еще 3 набора настроек можно сохранить в пользовательских профилях, при желании присвоив им текстовую метку.
Кроме того, изменения в настройках выбранного профиля автоматически сохраняются для каждого видеовхода. Прибегнув к услугам профессионалов можно откалибровать проектор, при этом будут созданы специальные профили цветокоррекции ISF.
Дополнительные возможности
Для исключения несанкционированного использования проектора служат блокировка кнопок на корпусе проектора и на пульте, а также защита паролем доступа к проектору — комбинация из 6-ти нажатий на курсорные стрелки, универсальный пароль в руководстве не приведен.
Есть функция автоматического отключения проектора после заданного интервала (5-30 мин) отсутствия сигнала или просто по истечении заданного периода (30 мин — 3 ч).
Измерения яркостных характеристик
Измерения светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.
Для корректного сравнения данного проектора с другими, имеющими фиксированное положение объектива, измерения проводились при сдвиге объектива вверх примерно на 50% (нижний край проекции находился примерно на оси объектива). Результаты измерений для проектора BenQ W6000 (если не указано обратное, то включен BrilliantColor, выключен Dynamic Black, Температура цвета = Без коррекции и включен режим низкой яркости):
Световой поток | |
| 2050 лм |
Режим высокой яркости | 2360 лм |
Отключен BrilliantColor | 1320 лм |
Температура цвета = Норм. | 1130 лм |
Отключен BrilliantColor и Температура цвета = Норм. | 950 лм |
Равномерность | +6%, -21% |
Контрастность | 900:1 |
Максимальный световой поток немного ниже паспортного значения в 2500 лм. Равномерность освещенности белого поля хорошая. Контрастность очень высокая, но, отметим, что при включенном BrilliantColor и выключенной коррекции цвета. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т.н. контрастность full on/full off.
Режим | Контрастность full on/full off |
| 1890:1 |
Отключен BrilliantColor | 1195:1 |
Температура цвета = Норм. | 1240:1 |
Отключен BrilliantColor и Температура цвета = Норм. | 1040:1 |
Максимальное фокусное расстояние | 2180:1 |
Включен Dynamic Black | 120000:1 |
Контрастность в ярких режимах высокая, а при использовании динамической диафрагмы она даже больше заявленных 50000:1. Диафрагма представляет собой зеркально-гладкий металлический диск с прорезью переменной ширины, размещенный непосредственно после лампы. При вращении диска прорезь перекрывает окошко выхода света, тем самым регулируется световой поток. При выводе полностью черного поля и при включенном Dynamic Black диск поворачивается так, что свет проходит через самую узкую часть прорези. Ниже приведен график изменения освещенности при переключении с черного поля на белое:
Видно, что полный диапазон отрабатывается примерно за 0,75 с. Это не очень быстро, успеваешь заметить плавное изменение яркости при переходе от темной сцены к светлой и наоборот.
Производитель заявляет, что проектор оснащен светофильтром с шестью сегментами, но при этом не уточняет какие. На самом деле это два красных и два синих примерно одинаковой ширины, широкий зеленый и узкий желтый. Именно за счет желтого сегмента и использования промежутков между сегментами повышается яркость белого поля при включении режима BrilliantColor. Аналогично при включении режима BrilliantColor желтый сегмент участвует в формировании желтого цвета. Ниже приведены графики освещенности желтого и белого поля при отключенном и при включенном BrilliantColor (BC):
Разумеется, увеличение яркости белого и желтого цветов (и некоторых других) относительно, например, чистых красного, зеленого и синего ухудшает цветовой баланс. При выключении режима BrilliantColor баланс выравнивается, а при включении цветокоррекции (параметр Температура цвета) цвета окончательно приходят в норму. Однако при этом сильно понижается освещенность белого поля, а освещенность черного поля практически не меняется, что приводит к значительному снижению контраста. Т.е. перед пользователем всегда стоит дилемма: высокая яркость и контраст или правильная цветопередача.
Судя по графикам, частота чередования сегментов красного и синего цветов составляет 240 Гц при кадровой развертке в 60 Гц и 120 Гц для зеленого сегмента, т.е. светофильтр имеет скорость почти 4x. Эффект «радуги» имеет среднюю заметность. Как и во многих DLP-проекторах для формирования темных оттенков используется динамическое смешение цветов (дизеринг).
Для оценки реального контраста в кадре при различных площадях белых полей мы провели серию дополнительных измерений с использованием набора шаблонов. Подробности описаны в статье про Sony VPL-HW15. Результаты для двух серий измерений на графиках ниже (BC — BrilliantColor, Т.ц. — Температура цвета):
Видно, что по мере увеличения площади белого контрастность падает и приближается к аналогу ANSI, но первая точка (0,1% белого) близка к значению full on/full off. Таким образом, контраст full on/full off можно считать характеристикой реального контраста в кадре при очень небольшой площади белого. В режиме с правильной цветопередачей full on/full off контраст уменьшается примерно в 1,8 раз относительно режима с включенным BrilliantColor и выключенной коррекцией цвета, а контрастность аналогичная ANSI уменьшается не так сильно — примерно в 1,4 раза. Простая модель (приведена в статье про Sony VPL-HW15) опять хорошо согласуется с полученными данными:
Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 256-ти оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255). График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами:
Тенденция роста прироста яркости сохраняется во всем диапазоне, и каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего, за исключением первого (не отличается от черного) и одного в светлой области шкалы:
Аппроксимация полученной гамма-кривой дала значение показателя 2,17 (при Выбор гаммы = 2.2), что совсем немного ниже стандартного значения 2,2. При этом реальная гамма-кривая хорошо совпала с экспоненциальной функцией (коэффициент детерминации равен 0,9999).
В режиме высокой яркости потребление электроэнергии составило 358 Вт, в режиме пониженной яркости — 317 Вт, в режиме ожидания — 1 Вт.
Звуковые характеристики
Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления получены по нашей методике, и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.
Режим | Уровень шума, дБА | Субъективная оценка |
высокой яркости | 37 | Тихо |
пониженной яркости | 34 | Очень тихо |
Для кинотеатрального проектора уровень шума в режиме с высокой яркостью лампы довольно высокий, но большой запас яркости позволяет отказаться от использования этого режима при просмотре кинофильмов дома, а при пониженной яркости шум снижается до приемлемой величины. Работу динамической диафрагмы слышно в виде приглушенного звука тыр-тыр даже на фоне вентиляции в ярком режиме.
Тестирование видеотракта
VGA-подключение
При VGA-подключении поддерживается разрешение 1920 на 1080 пикселей при 60 Гц кадровой частоты. Оттенки на шкале серого различаются от 0 до 251 с шагом через 1, оверскан отключается, микроконтраст не очень высокий, есть незначительно замыливание.
DVI-подключение
Для тестирования DVI-подключения мы использовали кабель-переходник с DVI на HDMI. Проектор стабильно работает в самом правильном для него разрешении — 1920x1080 при 60 Гц. Качество изображения высокое, пиксели выводятся 1:1. Белое и черное поля равномерные. Бликов нет. Геометрия идеальная. Шкала серого равномерно серая, ее небольшой цветовой оттенок определяется выбранной цветовой температурой. Хроматические аберрации объектива практически отсутствуют, но границы между пикселями немного размыты.
При сдвиге объектива и изменении фокусного расстояния качество изображения существенно не меняется.
HDMI-подключение
HDMI-подключение тестировалось при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. Поддерживаются режимы 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i и 1080p@24/50/60 Гц. Картинка четкая, цвета после коррекции правильные, оверскан отключается, есть реальная поддержка режима 1080p при 24 кадр/с. Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются. Яркостная и цветовая четкости всегда очень высокие.
Работа с источником композитного и компонентного видеосигнала
Четкость изображения хорошая. Так как при компонентном подключении в режимах 720p и 1080i всегда включен небольшой оверскан, то четкость картинки в этих режимах немного ниже возможной. Тестовые таблицы с градиентами цветов и со шкалой серого не выявили каких-либо артефактов изображения. Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются. Цветовой баланс правильный (при отключенном BrilliantColor и Температура цвета = Норм.).
Функции обработки видеосигнала
В случае чересстрочных сигналов проектор пытается правильно составить кадр из смежных полей. Проектор отлично справился как с нашими тестовыми фрагментами с двигающимися мирами (преобразование 2-2 для PAL 25 кадр/с и NTSC 30 кадр/с), так с рядом тестовых фрагментов с диска HQV (NTSC 2-2/30 кадр/с и 3-2/24 кадр/с). В тесте с диска BD HQV и сигнала 1080i, по крайней мере, в простых случаях, также выполнялся правильный деинтерлейсинг.
Функция подавления видеошумов (не включается при Full HD по HDMI) почти полностью подавляет зернистую рябь, и даже на максимальном уровне фильтрации за двигающимися объектами нет видимого хвоста из неубранного шума. Видеопроцессор проектора на неподвижных объектах устраняет характерные цветовые артефакты при композитном подключении. При масштабировании из низких разрешений выполняется качественное сглаживание границ объектов.
Определение задержки вывода
Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора составила около 40 мс при VGA-подключении и 46 мс при HDMI(DVI)-подключении. Задержку в 46 мс в чувствительных к этому параметру случаях (например, в случае динамичных игр) уже можно ощущать.
Выводы
Как и в случае с предыдущей моделью для получения изображения с хорошим качеством цветопередачи нужно отключить BrilliantColor и включить коррекцию цветов. Эти действия уменьшат яркость и в чуть меньшей степени контрастность. Наоборот, оставляя преимущество за яркостью, можно получить почти 2500 лм, что позволит использовать экран очень большого размера (до 6 м по диагонали в полной темноте) или снизить деградацию изображения в условиях не полного затемнения.
Достоинства:
- Хорошее качество изображения
- Хороший видеопроцессор (качественные интерполяция, сглаживание, деинтерлейсинг и подавление видеошумов)
- Сдвиг объектива по горизонтали и по вертикали
- Функция картинка-в-картинке
- Пульт ДУ с подсветкой
- Оригинальный дизайн корпуса
- Русифицированное меню
Недостатки:
- Отчетливо слышно работу динамической диафрагмы
Экран Draper Ultimate Folding Screen 62"x83" предоставлен компанией CTC CAPITAL | Blu-ray-плеер Sony BDP-S300 предоставлен компанией SONY Electronics |