В первую очередь за счет огромного по домашним мерками экрана (проекция практически во всю стену — не проблема) и во вторую за счет особой атмосферы темного помещения, где ничто не отвлекает от происходящего на экране, кинотеатральные проекторы остаются непревзойденными по силе воздействия на зрителя устройствами для просмотра кино или визуализации игрового пространства, зачастую по качеству и динамике изображения ничуть не уступающего кинофильмам. Но с проекторами не все так просто — проектор нужно установить, в идеале подвесить к потолку, и подключить его к источнику сигнала, а поиск места для экрана и его монтаж — это отдельна тема. Многих потенциальных владельцев проекторов данные трудности могут отпугнуть, поэтому любую возможность упростить этот процесс можно только приветствовать. К таким полезным вещам, несомненно, относится беспроводная передача видеосигнала, так как подключить проектор к ближайшей розетке проще, чем еще дополнительно протягивать видеокабель к источнику сигнала. Подобные решения на рынке присутствуют, в виде отдельных комплектов WHDI, например, Gigabyte SkyVision WS100, работающих в нелицензируемом диапазоне 5 ГГц, или встроенных в проектор приемников, как в случае некоторых моделей проекторов Epson, но с последними в России пока все не очень хорошо, так как используемые частоты находятся в регулируемом диапазоне и на момент написания эксплуатация данных проекторов у нас не разрешена. В компании BenQ здраво решили совместить оба подхода и встроили приемник WHDI в проектор BenQ W1500, приложив в комплект к нему и WHDI-передатчик, что в итоге дало жизнь «первому в мире Full HD проектору со встроенным беспроводным приемником 5 ГГц».
Содержание:
- Паспортные характеристики, комплект поставки и цена
- Внешний вид
- Пульт
- Коммутация
- Меню и локализация
- Управление проекцией
- Настройка изображения
- Дополнительные возможности
- Измерение яркостных характеристик и потребления электроэнергии
- Звуковые характеристики
- Тестирование видеотракта
- Определение задержки вывода
- Оценка качества цветопередачи
- Тестирование в стереоскопическом режиме
- Выводы
Паспортные характеристики, комплект поставки и цена
Паспортные характеристики | |
Технология проецирования | DLP, 6 сегментов в светофильтре (RGBRGB), скорость 4× |
Матрица | Один чип DMD, 0,65″ DC3 |
Разрешение матрицы | 1920×1080 |
Объектив | 1,6x, F2,45—3,07, f = 15,78—25,12 мм |
Лампа | 240 Вт (Osram P-VIP 240W/0.8 E20.9n) |
Срок службы лампы | 3500 ч яркий / 6000 ч экономичный режимы |
Световой поток | 2200 ANSI лм |
Контрастность | 10 000 : 1 (full on/full off, динамическая) |
Размер проецируемого изображения, диагональ, 16:9 (в скобках — расстояние до экрана при крайних значениях зума) | минимум 1,067 м (1,0—1,6 м) |
максимум 6,35 м (5,952 м—9,524 м) | |
Интерфейсы |
|
Форматы входного сигнала | телевизионные (композитный): NTSC (3.58/4.43), PAL, PAL-M, PAL-N, SECAM |
компонентные аналоговые видеосигналы Y/Cb/Cr (Y/Pb/Pr): 480i/p, 576i/p, 720p, 1080i/p | |
аналоговые RGB-сигналы: VGA—1080p (отчет MonInfo) | |
цифровые сигналы (HDMI): VGA—1080p (отчет MonInfo) | |
цифровые сигналы (WHDI): VGA—1080p (отчет MonInfo) | |
Уровень шума | Н/Д |
Особенности |
|
Размеры (Ш×В×Г) | 339×120,2×284,8 мм |
Масса | 4,5 кг |
Потребляемая мощность | 422 Вт максимум, менее 0,5 Вт в ждущем режиме |
Напряжение питания | 100—240 В, 50/60 Гц |
Комплект поставки |
|
Ссылка на сайт производителя | www.benq.ru |
Средняя цена по данным Яндекс.Маркет | T-9285798 |
Предложения по данным Яндекс.Маркет | L-9285798-10 |
Внешний вид
Корпус проектора изготовлен из пластика. Поверхность верхней панели белая и зеркально-гладкая, по периметру корпуса пластик темно-серо-серебристый с легким коричневым оттенком, а днище — матово-белое. Половина верхней панели снимается, открывая доступ к отсеку лампы. Для замены лампы проектор не нужно демонтировать с потолочного кронштейна. На верхней панели находятся прорезь для ребристых колец объектива, крышечка, открывающая доступ к регулятору сдвига объектива, а также контрольная панель с кнопками, индикаторами состояния и окошком ИК-приемника.
Второй ИК-приемник — на передней панели. В режиме ожидания индикатор питания неярко светится красным, при работе он неярко светится зеленым и мигает в переходных режимах. Интерфейсные разъемы и разъем питания помещены в две ниши на задней панели.
На дно этих ниш наклеен лист прочного прозрачного пластика — металлические края разъемов видимых царапин на нем не оставляют. Подписи к разъемам мелковаты и в основном не очень контрастные. Также на задней панели уже фактически на днище можно обнаружить разъем для кенсингтонского замка и более надежный стальной штифт для крепления «противоугонного» тросика. Правый и левый бока — сплошные решетки вентиляции, за ними можно разглядеть вентиляторы и относительно большие громкоговорители, расположенные ближе к передней части проектора.
Горячий воздух выдувается вперед и вправо через решетку на передней панели.
Объектив защищает крышка из полупрозрачного пластика, прикрепленная резиновым поводком к корпусу проектора. Крышка фиксируется в прорези передней панели, а не на объективе, но закрепить крышку можно только в том случае, если объектив установлен на минимальное фокусное расстояние, что, конечно, снижает ценность такой защиты. Все четыре ножки выкручиваются из корпуса примерно на 10-12 мм, что поможет выровнять проектор при его размещении на горизонтальной поверхности. В днище проектора вделаны 3 металлические втулки с резьбой, предназначенные для монтажа на потолочном кронштейне. Фильтра от пыли в проекторе нет, что, впрочем, типично для современных DLP-проекторов. В комплект поставки входит сумка с защитными прокладками в стенках, с дополнительным отделением для аксессуаров и с наплечным ремнем, предназначенная для транспортировки и хранения проектора и принадлежностей к нему.
Поставляется проектор в небольшой коробке из «экологического» гофркартона с прорезными ручками на боковых гранях.
Пульт
Корпус пульта изготовлен из белого пластика с матовой и местами зеркально-гладкой поверхностью. Панель под кнопками предусмотрительно закрыта твердым устойчивым к повреждениям пластиком с матовой поверхностью. Благодаря небольшим размерам пульт удобно лежит в руке. Кнопок относительно много, они мелковаты, как и неконтрастные надписи на них, поэтому пользоваться пультом не очень удобно. Есть достаточно яркая и равномерная светодиодная подсветка, которая включается на несколько секунд при нажатии на любую кнопку, при этом быстрое выключение подсветки назначено на кнопку LIGHT.
Включение и выключение проектора разнесены на две разные кнопки, при этом подтверждения на выключение не запрашивается, что облегчает управление проектором с помощью универсальных пультов ДУ.
Коммутация
Вход с разъемом mini D-sub 15 pin совместим как с компьютерными VGA-сигналами, так и с компонентными цветоразностными. Яркостный диапазон при HDMI-подключении проектор определяет автоматически, но этот параметр можно установить и вручную. В проектор встроены два громкоговорителя, поэтому есть и пара аналоговых аудиовходов, также входы HDMI и, видимо, приемник WHDI способны принимать звук в цифровом виде. Для подключения внешней аудиосистемы нужно использовать выход AUDIO OUT, если этот разъем задействован, то встроенные громкоговорители отключаются.
Подключение к источнику сигнала в беспроводном режиме потребует от пользователя минимум усилий — достаточно подключить передатчик к HDMI-выходу источника, сам передатчик обеспечить питанием, например с помощью комплектного адаптера, и выбрать на проекторе источник Wireless. Возможно, придется подождать некоторое время, пока проектор и передатчик найдут друг друга и согласуют параметры передачи, и готово — проводов нет, а изображение в наличии. Впрочем, такая простота обеспечивается при повторном подключении так как при первом, возможно, потребуется выполнить относительно сложную процедуру синхронизации, включающую в себя многокнопочные комбинации на пульте ДУ, нажатие на кнопку на передатчике и даже перезапуск проектора. Заявлено, что беспроводная передача возможна на расстоянии от 0 до 8 м (в идеальных условиях), поддерживается сигнал до 1080p при 60 кадр/с и с 3D 1080p с упакованными кадрами при 24 кадр/с, а максимальное потребление передатчика составляет 3 Вт (5 В при 0,6 А).
Есть отключаемая функция автоматического поиска активного подключения. Вручную видеовходы перебираются кнопкой с подписью Source на корпусе, или более целенаправленно шестью кнопками на ДУ, или в меню. Источникам можно присвоить свои понятные имена (только латиница). При подключении по HDMI поддерживается протокол управления CEC, но, видимо, все ограничено совместным включением и выключением источника сигнала и проектора. Экран с электромеханическим приводом подключается к выходу 12V-Trigger. Проектором можно дистанционно управлять по интерфейсу RS-232, на CD-ROM из комплекта поставки есть инструкция по использованию COM-порта. Порт USB, и возможно, RS-232 можно использовать для обновления микропрограммы проектора.
Меню и локализация
Меню некрупное, шрифт мелковатый, но в принципе читаемый. При настройке параметров изображения окно меню может уменьшаться, а регулировки, вызываемые с пульта, вообще отображаются в виде ползунков в нижней части экран, что облегчает оценку вносимых изменений.
Меню может находиться по углам экрана или в центре. Таймаут автоматического выхода из меню настраивается вплоть до отключения. Есть русская версия экранного меню.
Перевод на русский язык в целом адекватный. К проектору прилагается подробное и полное руководство на русском языке (и еще на 23 других) в виде файла PDF, записанного на CD-ROM. Перевод руководства на русский язык выполнен достаточно качественно, и, что приятно, в нем присутствует активное иерархическое оглавление. Это руководство можно загрузить с русского сайта компании тоже в виде PDF-файла. В печатном варианте присутствует краткое руководство с текстом в том числе и на русском и инструкция к беспроводному передатчику, но уже без русского варианта.
Управление проекцией
Фокусировка изображения на экране и регулировка фокусного расстояния осуществляются вращением ребристых колец на объективе, кольцо для второй регулировки снабжено небольшим выступом-рычажком. Положение объектива относительно матриц настроено так, что нижний край изображения находится немного выше оси объектива. Этот вертикальный сдвиг регулируется в очень небольших пределах с помощью воротка под крышкой на верхней панели.
Есть функция ручной цифровой коррекции вертикальных трапецеидальных искажений. При настройке проекции нажатием на кнопку пульта на экран можно вывести простую таблицу в виде черно-белой сетки.
Режимов геометрической трансформации шесть штук, они позволяют подобрать оптимальный режим для анаморфированной картинки, для форматов 4:3 и LetterBox или вывести изображение 1:1 без интерполяции. Есть и автоматический режим, в котором проектор сам выбирает способ трансформации. Отметим, что в некоторых случаях, например, для сигналов обычного разрешения при HDMI-подключении в режиме 4:3 картинка слегка искажается — вытягивается по вертикали для PAL и сжимается для NTSC. Параметр Настройка нераб.обл определяет обрезку по периметру (с увеличением). Есть функции цифрового увеличения, стоп-кадра, временной приостановки проекции и режим картинка-в-картинке (таблица с возможными сочетаниями источников для основного и дополнительного окна приведена в руководстве).
В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор среднефокусный, а при максимальном фокусном расстоянии объектива скорее длиннофокусный, поэтому при фронтальном проецировании его лучше располагать примерно на линии первого ряда зрителей или за ней.
Настройка изображения
Настроек, влияющих на цветовой и яркостный баланс, относительно много.
Отметим наличие тонкой подстройки цветовой температуры и возможность настройки цветов с помощью регулировки яркости, насыщенности и оттенка шести основных цветов. Значения настроек изображения можно сохранить в трех пользовательских профилях (для каждого входа). Предустановленные наборы настроек хранятся в нескольких профилях, которые можно брать за основу при создании пользовательских профилей. Видимо, прибегнув к услугам профессионалов можно создать еще два калиброванных профиля — ISF Day и ISF Night. Параметр Режим лампы определяет яркость лампы, при выборе Экономичный она понижается, как и интенсивность охлаждения, а при выборе SmartEco мощность лампы подстраивается в соответствии с выводимым изображением — для темных сцен яркость немного уменьшается.
Дополнительные возможности
Есть функция автоматического отключения проектора после заданного интервала отсутствия сигнала. Параметр Таймер сна определяет время, через которое проектор выключится сам.
Есть режим с быстрым охлаждением лампы, если он включен, то после выключения проектора он секунды на 3-4 интенсивно охлаждает лампу, после чего переходит в режим ожидания. Проектор может показывать текстовые субтитры, передаваемые с некоторыми видами видеосигналов. Для исключения несанкционированного использования проектора служит защита паролем и блокировка кнопок на корпусе проектора и на пульте ДУ.
Измерение яркостных характеристик
Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.
Если не указано обратное, то выбран профиль без коррекции цветовой температуры, включен режим Brilliant Color, включен режим высокой яркости лампы и объектив установлен на минимальное фокусное расстояние:
Режим | Световой поток |
— | 2400 лм |
Отключен Brilliant Color | 1885 лм |
Отключен Brilliant Color, цветовой баланс скорректирован | 1260 лм |
Равномерность | |
+33%, −45% | |
Контрастность | |
455:1 |
Световой поток немного больше паспортного значения (заявлено 2200 лм). В калиброванном режиме и при отключении Brilliant Color световой поток значительно снижается (как и контрастность — см. ниже). Равномерность освещенности невысокая, при выводе белого поля видно, что к углам картинка заметно темнеет, впрочем, на реальных изображениях этот эффект выражен слабо. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т. н. контрастность full on/full off.
Режим | Контрастность full on/full off |
— | 2050:1 |
Режим SmartEco | 3100:1 |
Отключен Brilliant Color | 1600:1 |
Отключен Brilliant Color, цветовой баланс скорректирован | 1335:1 |
Максимальное фокусное расстояние | 2800:1 |
Контрастность без коррекции цветов высокая и она увеличивается при увеличении фокусного расстояния. Приведение цветопередачи в норму естественно снижает контрастность и световой поток, то есть у пользователя есть выбор — или добиваться максимального правдоподобия цветов и терять в яркости и контрастности, или оставить цвета как есть, сохраняя максимальные яркость и контраст, или искать компромиссы. В режиме SmartEco на подстроку яркости уходит пара секунд, при этом яркость меняется плавно без видимых скачков, из-за первого пользы от этой функции немного, но из-за второго и вреда тоже нет.
Проектор оснащен светофильтром с шестью сегментами из повторяющейся триады красного, зеленого и синего цветов. При включении Brilliant Color яркость белого поля повышается за счет использования промежутков между сегментами. Разумеется, увеличение яркости белого относительно цветных участков изображения немного ухудшает цветовой баланс. При выключении режима Brilliant Color баланс выравнивается. Однако при этом понижается освещенность белого поля, а освещенность черного поля практически не меняется, что, в частности, приводит к снижению контраста.
Судя по графикам яркости от времени, частота чередования сегментов составляет 240 Гц при кадровой развертке в 60—Гц, т. е. светофильтр имеет скорость 4x. В режиме 24p частота чередования сегментов равна 288 Гц, что очень хорошо, так как в типичном случае в режиме 24 кадр/с частота снижается. Эффект «радуги» присутствует, но заметен несильно. Как и во всех DLP-проекторах для формирования темных оттенков используется динамическое смешение цветов (дизеринг).
Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 17 оттенков серого при различных значениях параметра Выбор гаммы. Графики ниже демонстрируют полученные гамма-кривые. На подписях в скобках приведены значения показателей аппроксимирующей функции:
Настройка гамма-коррекции произведена довольно точно, фактический показатель близок к значению настройки. При Выбор гаммы = 2.2 мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255). График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами:
В целом тенденция роста прироста яркости сохраняется во всем диапазоне, но не каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего, и пара ближайших к черному оттенков по яркости от него неотличимы:
Впрочем, этот незначительный завал в тенях практически не сказывается на картинке. Аппроксимация полученной по 256 точкам гамма-кривой дала значение показателя 2,26, при этом аппроксимирующая функция практически совпала с реальной гамма-кривой:
В режиме высокой яркости потребление электроэнергии составило 301 Вт, в режиме пониженной яркости — 212 Вт, а в режиме ожидания — 0,7 Вт.
Звуковые характеристики
Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления от системы охлаждения получены по нашей методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.
Режим | Уровень шума, дБА | Субъективная оценка |
Высокой яркости | 40,8 | Умеренно громко |
Пониженной яркости | 33 | Очень тихо |
По кинотеатральным критериям в режиме высокой яркости проектор шумноват, но в режиме низкой яркости уровень шума снижается до приемлемой величины. Характер шума не раздражает.
Встроенные громкоговорители относительно громкие, но их звук имеет характерный «пластмассовый» призвук (из-за резонансов корпуса), стереофонический эффект присутствует. Впрочем, в некоторых случаях, можно и с таким звуком кино посмотреть или фотографии под музыку показать. В нашем экземпляре присутствовала неприятная особенность — без подачи аудиосигнала громкоговорители пощелкивали, что, впрочем, легко исправлялось принудительным выключением звука. Настройкам звука посвящена отдельная закладка в меню:
Тестирование видеотракта
VGA-подключение
При VGA-подключении поддерживается разрешение 1920 на 1080 пикселей при 60 Гц кадровой частоты. Изображение четкое, но вертикальные цветные линии толщиной в один пиксель выводятся с небольшой потерей цветовой четкости. Оттенки на шкале серого различаются от 0 до 255.
DVI-подключение
При подключении к DVI-выходу видеокарты компьютера (с помощью кабеля-переходника с HDMI на DVI) поддерживаются режимы вплоть до 1920 на 1080 пикселей включительно при 60 Гц кадровой частоты. Черное и белое поля выглядят относительно равномерными по цветовому тону. Геометрия хорошая — прогиб внутрь по границам проекции не превышает 4-5 мм на 1,5-2 м ширины. Цвета яркие, близкие к естественным. Четкость высокая, но также как и при VGA-подключении вертикальные цветные линии толщиной в один пиксель выводятся с небольшой потерей цветовой четкости. Видимо, в проекторе есть не убираемое повышение контурной резкости. Хроматические аберрации незначительные, даже в углах ширина цветной каемки у контрастных объектов не превышает 1/3 пикселя. Фокусировка к углам нарушается совсем немного.
HDMI-подключение
HDMI-подключение тестировалось при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. Поддерживаются режимы 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i и 1080p@24/50/60 Гц. Цвета правильные, оверскан отключается, есть реальная поддержка режима 1080p при 24 кадр/с (кадры выводятся с равной длительностью). Тонкие градации оттенков различаются как в тенях, так и в светах. Яркостная и цветовая четкости всегда очень высокие.
Беспроводное подключение
Наконец мы подошли к самому интересному — к обсуждению работы беспроводного способа передачи видеосигнала. Это работает! Сигнал Full HD передается с частотой 60 кадр/с без каких-либо заметных ухудшений в качестве изображения. Для тестирования мы использовали как подключение к плееру Blu-ray, так и к компьютеру, фотография вывода со второго источника с выдержкой в 1 с доказывает отсутствие пропуска кадров в режиме 1080p при 60 Гц:
Смотреть нужно на круглый циферблат в нижнем правом углу, на котором стрелка перемещается на одно деление каждый кадр и видимый след ото всех 60 стрелок как раз и является доказательством идеального вывода. При этом на остальной части окна видеоплеера выводилось довольно сложное и хаотично меняющееся изображение. В случае кино этого не заметно, но при работе в программах видно, что моментально сразу после изменения изображения предается только различие между двумя кадрами и с некоторым уменьшением детализации, и только на следующем кадре картинка полностью восстанавливается. Видимо, таким образом достигается уменьшение потока передаваемой информации. Передатчик при работе греется, но в умеренной степени.
Функции обработки видеосигнала
В случае чересстрочных сигналов проектор пытается полностью восстановить исходный кадр, используя смежные поля, но сделать ему это удавалось в основном при чередовании полей 3-2, чаще вывод происходил по полям, а в сложных случаях мелькала характерная «расческа» на границах объектов в движении. Для чересстрочных видеосигналов обычного разрешения выполняется некоторое сглаживание диагональных границ двигающихся объектов. Качество масштабирования до разрешения матрицы относительно высокое.
В проекторе есть функция вставки кадров, которая в подавляющем большинстве случаев отлично справляется со своей задачей — движения в кинофильмах с 24 кадр/с становятся плавными, четкость объектов в движении повышается, артефактов очень и очень мало, вставка хорошо работает даже в случае быстрого и сложного движения. Впрочем, на некоторых сценах из фильма «Аватар» артефакты хорошо заметны, например, в виде троящегося лука в руках всадника, быстро летящего на фоне парящей горы, или в виде срыва на вывод без вставки кадров, но с этими фрагментами справляются далеко не все проекторы топового уровня.
Определение задержки вывода
Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора составила около 72 мс при VGA-, HDMI(DVI)- и при беспроводном подключении. Это большая величина, ощутимая даже при простой работе за компьютером. Играть в динамичные игры при такой задержке, скорее всего, будет некомфортно. В режиме вставки промежуточных кадров задержка увеличивается до 105 мс, но это уже не принципиально, так как играть в режиме кадровой интерполяции все равно никто в здравом уме не будет.
Оценка качества цветопередачи
Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр i1Pro 2 и комплект программ Argyll CMS (1.5.0).
Цветовой охват чуть-чуть отличается от sRGB:
Однако отличия от sRGB невелики, поэтому цвета имеют насыщенность близкую к естественной. Ниже приведены спектры белого поля (белая линия), наложенные на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов) при выключенном Brilliant Color без цветокоррекции:
При включенном Brilliant Color с цветокоррекцией выбором встроенного профиля:
И при выключенном Brilliant Color после ручной коррекции цветопередачи:
Видно, что при включенном Brilliant Color яркость белого заметно яркость основных цветов в соответствующих областях спектра, поэтому в этом режиме основные цвета на фоне белых участков выглядят менее яркими, чем должны быть на самом деле. Цветокоррекция уменьшает интенсивность зеленой составляющей и увеличивает интенсивность красной, а ручная корректировка и отключение Brilliant Color выравнивает как яркостный так и цветовой баланс.
Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) для самого яркого режима (при включенном Brilliant Color), встроенного профиля с наилучшей цветопередачей, обозначенного как Ц.Т. = Норм. и после ручной коррекции цветопередачи. Укажем, что близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая.
В ярком режиме приоритетом явно является яркость, а не качество цветопередачи, но в режиме Ц.Т. = Норм. с цветами все более менее в порядке — ΔE около 10, что для потребительского устройства считается хорошим показателем, цветовая температура близка к 6500 К, при этом как она, так и ΔE мало изменяются на всей имеющей значение части шкалы серого, что благоприятно сказывается на субъективном восприятии цветового баланса. Ручная коррекция дала очень хороший результат — ΔE минимальная, а цветовая температура фактически равна 6500 К на всей шкале серого. Разумеется, как было показано выше, чем точнее настроена цветопередача, тем ниже яркость и контраст. Тут уж придется выбирать, что важнее.
Тестирование в стереоскопическом режиме
Для создания стереоскопического изображения применяется метод чередования полных кадров. Проектор последовательно выводит кадры для правого и левого глаза, а активные очки синхронно с кадрами перекрывают глаза, оставляя открытым тот, для которого предназначен выводимый в данный момент кадр. Для синхронизации очков с выводом кадров применяется технология DLP-Link (синхронизация по самому изображению с помощью дополнительных импульсов). Мы использовали очки BenQ, предоставленные производителем.
Проектор поддерживает четыре способа приема стереопары: упакованные кадры (Frame Packing) и последовательную передачу кадров, а также совмещенные форматы: по горизонтали и по вертикали. Разумеется, независимо от того, как проектор принимает стереопару, изображение в 3D-режиме выводится всегда в последовательном режиме — кадр для одного глаза, затем кадр для другого глаза. Есть режим принудительного переключения ракурсов (правого или левого) и преобразования обычного изображения в псевдотрехмерное.
Тестирование стереоскопического режима упакованные кадры мы проводили с помощью Blu-ray-плеера Panasonic DMP-BDT320. Качество стереоскопического изображения, в принципе, очень высокое. Яркости достаточно для проекции на экран с диагональю около 100 дюймов или немного больше с матовым белым полотном. Перекрестные помехи отсутствуют. Мерцание и эффект радуги наблюдается, но насколько это мешает просмотру зависит от индивидуальных особенностей зрителя. Оговорка «в принципе» обусловлена тем, что очки периодически теряли синхронизацию, что приводило к ухудшению разделения ракурсов и к появлению красного тона на изображении. Кроме этой проблемы очки характеризуются очень узкими углами обзора, в которых сохраняет хорошее разделение ракурсов. В итоге, вероятно, лучше для работы с этим проектором подыскать альтернативные варианты очков, благо выбор очков DLP-Link имеется.
С данными очками замеры и фотографирование тестового вывода на качество разделения ракурсов выполнять смысла не было. Однако отметим, что в режиме 3D яркость белого поля в случае данного проектора уменьшается примерно в два раза (фактически одна триада цветов в светофильтре задействована для вывода синхроимпульсов и выключения проекции на время переключения стекол очков), а типичное уменьшение яркости при регистрации через стекло очков примерно шестикратное, что в итоге дает порядка 8% яркости относительно регистрации белого поля в самом ярком 2D-режиме и без очков. Нужно учесть, что воспринимаемая яркость изображения не уменьшается при закрытии одного глаза. В итоге, для оценки максимально возможной воспринимаемой яркости в стереоскопическом режиме полученное значение нужно умножить на 2, что дает 16% от исходной яркости белого поля.
Выводы
Проектор относится к сегменту относительно недорогих Full HD проекторов для домашнего кинотеатра, но при этом имеет такие атрибуты продвинутых моделей как правильный светофильтр RGBRGB, два HDMI-входа, функция вставки промежуточных кадров, сдвиг объектива (пусть небольшой и только в одном направлении), поддержку стереоскопического вывода и даже, что для России является, видимо, уникальной функцией, прием сигнала в беспроводном режиме, при этом все необходимое для такого способа подключения к источнику входит в комплект поставки. Такую «комплектацию» функциями и принадлежностями мы не могли не отметить соответствующей редакционной наградой.
Достоинства:
- Поддержка беспроводного подключения к источнику сигнала
- Хорошее качество изображения
- Тихая работа в режиме с пониженной яркостью
- Отличное качество стереоскопического режима
- Функция вставки промежуточных кадров
- Подсвета у пульта ДУ
- Два HDMI-входа
- Быстрое выключение
- Функции защиты от кражи и несанкционированного использования
- Сумка в комплекте
- Русифицированное меню
Недостатки:
- Большая задержка вывода
- Заметное уменьшение яркости изображения к углам проекции