Телевизоры и проекторы с разрешением Full HD — это наиболее перспективные устройства отображения для использования в домашнем кинотеатре. В данной статье мы предлагаем обзор Full HD-телевизора от очень популярного в России производителя, выпускающего широкий спектр разнообразных устройств.
Комплект поставки, технические характеристики и цена
Вынесены на отдельную страницу.
Внешний вид
Широкая рамка вокруг экрана изготовлена из пластика с черным блестящим покрытием. Сверху и снизу черноту подчеркивают узкие блестящие полоски, а фронтальную часть рамки защищает толстый слой прозрачного пластика, устойчивого к появлению царапин. Блок динамиков расположен снизу, его прикрывает пластиковая решетка с черным глянцевым покрытием. Между экраном и блоком динамиков находится металлическая накладка с узкой полоской из прозрачного пластика в центре. Темный участок на этой полоске выдает местонахождение светодиодного индикатора и ИК-приемника. В режиме ожидания индикатор неярко светится красным, при работе — синим и гораздо ярче. На нижнем торце, правее стойки подставки находится механическая кнопка питания, полностью отключающая телевизор от электросети. На правом торце — семь небольших и блестящих кнопочек, на левом — два разъема для наушников.
Задняя панель изготовлена из серого матового пластика.
Все разъемы размещены в двух нишах на задней панели – в боковой и центральной.
Разъемы ориентированы параллельно плоскости экрана. Отходящие из центральной ниши кабели можно пропустить через два пластиковых фиксатора.
Внешняя поверхность подставки прикрыта панелями из пластика с черным глянцевым покрытием. Подставка имеет очень простую конструкцию — она поддерживает экранный блок в вертикальном положении.
Телевизор стоит на подставке устойчиво, но ее конструкция не очень жесткая — от легкого толчка телевизор начинает упруго раскачиваться. Четыре резьбовых отверстия на задней стенке, в которые ввернуты черные винты, видимо, предназначены для крепления настенного кронштейна.
Пульт
Пульт относительно небольшой и довольно легкий. Его пластиковый корпус составлен из черных деталей и деталей с серебристым покрытием различных оттенков серого. В руке пульт лежит удобно. Кнопок много, их резиноподобный материал приятен на ощупь, усилие нажатия оптимальное. К недостаткам можно отнести то, что некоторые подписи выполнены очень мелким шрифтом.
Коммутация
Видеовходов 8 — на любой цвет и вкус.
HDMI-входы принимают цифровые аудиосигналы (стереофонические PCM), в SCART-ах — аналоговые аудиовходы, пара RCA обслуживает композитный и вход S-Video, а еще одна пара предназначена для ввода аналогового звука при подключении к VGA-входу, компонентному и первому HDMI. Выводится звук через SCART-ы и пару RCA. К черному RCA можно подключить активный сабвуфер. На втором SCART-е всегда присутствует видео и звук текущего ТВ-канала, через первый SCART может выводиться или он же, или композитный видеосигнал и звук от других входов. Телевизор умеет сам переключаться на активировавшиеся входы SCART и HDMI.
Меню и локализация
Меню крупное, шрифт удобочитаемый, навигация удобная. При настройке изображения, меню с экрана исчезает, остается только список или ползунок параметра, что позволяет без помех видеть изменения в картинке.
Есть русская версия графического интерфейса.
Перевод хороший. Русскоязычное руководство пользователя (весьма лаконичное) можно скачать с сайта компании.
Звук
В телевизоре есть регулировка стереобаланса, семиполосный эквалайзер, функция выравнивания громкости и режим окружающего звука SRS WOW.
Предустановленные значения параметров хранятся в нескольких заводских профилях, под пользовательское сочетание отведен один профиль (выбор профиля — кнопкой на пульте). Звук выключается кнопкой Mute. Громкость динамиков и в наушниках устанавливается одной регулировкой. При подключении к первому выходу на наушники динамики отключаются, второй выход работает параллельно с ними.
Встроенные динамики громкие, они хорошо воспроизводят высокие и средние частоты, низких мало. Есть слабый «пластмассовый» призвук. Аудиосигналы с максимальной громкостью (нормированные по 0 дБ) вызывают перегрузку звукового тракта. Серьезным недостатком данный факт считать нельзя, так как обычно амплитуду звука предусмотрительно ограничивают на уровне -3 дБ или меньше. Звук в наушниках чистый, слышимого фона нет, хорошо воспроизводятся все частоты, запас громкости большой.
ТВ-тюнер
Тюнер телевизора при приеме на комнатную антенну в условиях нашего тестового помещения телевизор нашел 13 станций, 4 показывали хорошо, 5 — смотреть можно, остальные принимались очень плохо. Результат выше среднего. Список каналов, полученный в результате автопоиска, можно редактировать вручную.
В индивидуальных свойствах канала редактируются: система цвета и система звука. Кроме того, можно подправить частоту вручную и запустить поиск вперед-назад от текущей частоты.
Заявлено, что телевизор декодирует NICAM/A2-звук и принимает Телетекст (впрочем, кажется, он не русифицирован). Переключение между каналами происходит быстро.
Для определения чувствительности тюнера телевизора было проведено тестирование с помощью референсного источника ТВ-сигнала. (Тут описана методика.) Для сравнения на графике ОСШ также приведены результаты тестирования старенького телевизора JVC. Цифры в легенде означают номер канала, на котором измерялось ОСШ.
В идеальных условиях (один сигнал на входе тюнера) чувствительность тюнера BBK LT4233HD очень хорошая. В случае неослабленного ТВ-сигнала яркостная четкость изображения составляет не менее 500 ТВЛ, цветовая — около 110 ТВЛ, тонкие градации оттенков отображаются как в светах, так и в тенях.
Изображение
Настроек изображения — достаточный минимум: Яркость, Контраст, Цвет (насыщенность), Резкость и Оттенок.
Общий цветовой баланс определяется настройкой Цветов. темп. (пять профилей или ручная подстройка интенсивности красного, зеленого и синего цветов).
Не хватает разве что регулировки, непосредственно меняющей яркость ламп подсветки. Есть функция устранения артефактов MPEG-компрессии.
В списке Сцена можно включить один из четырех режимов коррекции яркостного баланса. Три профиля хранят предустановленные наборы настроек, один профиль отведен под пользовательский набор. Кроме того настройки запоминаются отдельно для каждого входа. Режимов геометрической трансформации пять: Во весь экран — подойдет для просмотра картинки 16:9 и анаморфированных фильмов, 4:3 — картинка 4:3 в центре экрана, по бокам — черные полосы, МАСШТАБ1 — для LetterBox, МАСШТАБ2 — для LetterBox формата 14:9, Панорама — неравномерное увеличение (растяжение от центра по горизонтали), вариант просмотра картинки 4:3 на широкоформатном экране телевизора.
Кнопкой на пульте включается режим стоп-кадра. В телевизоре есть функция двойного экрана — кнопками на пульте и/или в меню настраивается тип отображения (картинка-в-картинке больше и поменьше, экран пополам, две картинки рядом формата 4:3 или 16:9) и положение второго окна (для картинки-в-картинке), выполняется коррекция второго изображения (яркость, контраст, насыщенность), выбирается источник и ТВ-канал для дополнительного окна, окна меняются местами.
Источником изображения для основного окна может быть любой видеовход и ТВ-тюнер, для дополнительного — все, кроме HDMI.
Приемлемую по качеству картинку при VGA-подключении к нашему компьютеру (в нем — видеокарта NVIDIA Quadro FX) в режимах 1920 на 1080 и пикселей получить не удалось. Работающими режимами без оверскана, но с интерполяцией оказались 800 на 600, 1024 на 768 и 1360 на 768.
В случае DVI-подключения (с помощью простого кабеля-переходника с HDMI на DVI) к означенной видеокарте точно поддерживаются режимы 1024 на 768, 1280 на 720, 1360 на 768 и 1920 на 1080 пикселей, при этом во всех режимах, кроме 1024 на 768 присутствует оверскан, то есть рабочий стол немного выходит за границы экрана и выполняется интерполяция к разрешению матрицы. После небольшой коррекции яркости и контрастности (Яркость = 63, Контраст = 74) удалось добиться визуального различения оттенков на шкале серого в диапазоне от 0 до 255, но не всегда с шагом через одну градацию. Цвета правильные, шкала серого имеет незначительную вариацию цветовой температуры. Белое поле выглядит равномерным. При отклонении взгляда от перпендикуляра к экрану оттенки «плывут» несильно. Черное поле очень темное, но в темноте, после того, как глаза привыкнут, можно увидеть слабые расходящиеся лучи засветки, выходящие из углов по направлению к центру. При просмотре под углом черное поле приобретает слегка сиреневый оттенок и в диагональном направлении светлеет чуть быстрее.
HDMI-подключение тестировалось при подключении к Blu-ray-плееру Samsung BD-P1400. Были протестированы режимы 480p, 576p, 720p и 1080i/p. Оверскан включен всегда. Тонкие градации оттенков отображаются как в светах, так и в тенях, цвета правильные и яркие. Яркостная четкость всегда очень высокая, но в режимах 1080 ч/б полоски через пиксель периодически смазываются из-за интерполяции. Цветовая четкость невысокая, в режимах 1080 она не превышает 260 ТВЛ, тогда как в идеале могла быть и все 540 ТВЛ.
Яркостная четкость (ТВЛ) | ||
Композитный | более 540 | Отлично |
S-Video | более 540 | Отлично |
SCART-RGB | более 540 | Отлично |
Компонентный (480i/p, 576i/p) | более 540 | Отлично |
Компонентный (1080i) | 1080 | Отлично |
Цветовая четкость (ТВЛ) | ||
Композитный | 120 | Отлично |
S-Video | 120 | Очень хорошо |
SCART-RGB | 120 | Плохо |
Компонентный (480i/p, 576i/p) | 120 | Плохо |
Компонентный (1080i) | 240 | Плохо |
Четкость картинки высокая, цветовая — нет. Цвета правильные, артефактов не наблюдается. Тонкие градации оттенков отображаются как в светах, так и в тенях. В случае композитного сигнала (и аналогового ТВ-сигнала) на неподвижных изображениях полностью устраняются характерные цветовые артефакты.
В случае чересстрочных видеосигналов (576i, 480i и 1080i) меняющиеся участки изображения выводятся по полям, с дрожащими горизонтальными границами и пониженной вертикальной четкостью. Весь кадр из смежных полей телевизор (с переменным успехом) складывает только в случае NTSC-кинофильмов. Следствием такой перестраховки является полное отсутствие артефактов в виде характерной расчески.
Тестирование ЖК-матрицы
Часть параметров матрицы мы проверили с помощью наших приборов. Методика подробно описана тут.
Определение времени отклика
Мы измерили времена отклика при переходах от черного к белому и между полутонами. В случае полутонов мы проводили три вида измерений: для фиксированного полутона (X) измеряли время отклика при переходе от черного до X, от X до белого, и для перехода между полутонами в окрестности X, отстоящими от X на фиксированное значение (мы выбрали его равным 10%, так как считаем 20% минимальной имеющей значение разницей между полутонами).
Время отклика при переходе черный-белый-черный:
Настройки | Время, мс | ||
вкл. | выкл. | сумма | |
Я = 25, К = 74 | 8,8 | 3,2 | 12,0 |
Я = 63, К = 74 | 12,8 | 3,7 | 16,5 |
Я = 100, К = 74 | 8,8 | 6,3 | 15,1 |
Я = 63, К = 100 | 14,9 | 4,5 | 19,4 |
Я = 100, К = 100 | 8,7 | 6,2 | 14,9 |
Примечание: Я — Яркость, К — Контраст.
При изменении настроек Яркость и Контраст время отклика меняется, но четкой закономерности выявить не удалось.
Время отклика при переходах между полутонами (Яркость = 63, Контраст = 74):
Времена отклика при переходе от черного до полутона X. | Времена отклика при переходе от полутона X до белого. |
Времена отклика при переходе между полутонами с разницей 20%. |
Матрица телевизора довольно быстрая. Типичное полное время перехода между полутонами колеблется между 10 и 20 мс, и в среднем составляет 14,4 мс. На графиках зависимости яркости от времени, в случае некоторых переходов, можно увидеть едва заметные всплески — есть небольшой разгон матрицы.
Оценка яркости и качества цветопередачи
Для оценки качества цветопередачи использовали колориметр GretagMacbeth Eye-One Display LT. Параметры целевой гамма-кривой: Gamma = 2.2, Whitepoint = 6500 К.
Цветов. темп. | Цветовая температура на шкале серого, К (delta uv) | |||
25% | 50% | 75% | 100% | |
Обычный | 10260 (0,22) | 9330 (0,21) | 9620 (0,24) | 9550 (0,22) |
R=91, G=100, B=81 | 6800 (0,53) | 6790 (0,36) | 6930 (0,27) | 6720 (0,03) |
Цветовая температура в случае предустановленных профилей или сильно выше 6500 К или ниже, а оттенки на шкале серого стабильно отличаются от спектра абсолютно черного тела. Ручной регулировкой цветового баланса для белого поля можно установить близкую к 6500 К температуру и с небольшим отклонением от спектра белого. Впрочем, на более темных участках шкалы серого отклонение возрастает.
На приведенном графике видно, что даже после ручной настройки баланса белого линии коррекции немного расходятся и слегка неровные. Впрочем, отклонения не фатальные, и для просмотра фильмов телевизор обеспечивает достаточное качество цветопередачи.
Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 256-ти оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255). График показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами.
Видно, что примерно до 230 есть рост прироста яркости от оттенка к оттенку, но далее разница между оттеками начинает уменьшаться. Доходящие до 0 выбросы показывают, что некоторые соседние оттенки (обычно каждый седьмой) по яркости друг от друга не различаются.
Яркость белого поля в центре экрана определялась с помощью яркомера «Аргус-02». При максимальных значениях параметров Яркость и Контраст, яркость в центре экрана составила 305 кд/м?. Максимальная рабочая яркость (различаются полутона во всем диапазоне, цветопередача приемлемая) не превышает 300 кд/м?, этого достаточно для просмотра фильмов в ярко освещенном помещении. Регулировкой Яркость максимальную яркость можно немного снизить, без особого завала в тенях. Мерцания ламп подсветки ни глазом, ни датчиком выявить не удалось.
Измерение равномерности черного и белого полей и углов обзора
Измерения яркости небольшого участка экрана в заданном направлении проводились высокочувствительным узконаправленным (4+/-0,5 градуса) датчиком. При измерении равномерности белого и черного полей датчик последовательно размещался в 25 точках экрана, расположенных с шагом 1/6 от ширины и высоты экрана (границы экрана не включены). При этом ось датчика была направлена строго перпендикулярно к поверхности экрана. Перед фотодиодом датчика установлены отрезные светофильтры производства компании «Фотооптик-Фильтры», отсекающие ИК-излучение от 760 нм, но пропускающие весь видимый свет. Контрастность вычислялась, как отношение яркости полей в измеряемых точках. В таблице приведены средние значения и минимальные и максимальные отклонения от средних значений.
Параметр | Среднее | Отклонение от среднего | |
мин., % | макс., % | ||
Яркость черного поля | 0,17 кд/м² | -7 | 12 |
Яркость белого поля | 278 кд/м² | -9 | 6,6 |
Контрастность | 1630:1 | -19 | 6,4 |
Равномерность белого и черного поле хорошая. Контрастность очень высокая, ее неравномерность при таком абсолютном значении вполне допустимая.
Чтобы выяснить, как меняется яркость экрана при отклонении от перпендикуляра к экрану, мы провели серию измерений яркости черного, белого и оттенков серого в центре экрана в широком диапазоне углов, отклоняя ось датчика в вертикальном, горизонтальном и диагональном (из угла в угол) направлениях.
В вертикальной плоскости. | В горизонтальной плоскости. |
По диагонали. | Яркость черного поля. |
Контрастность. |
Отметим плавное уменьшение яркости при отклонении от перпендикуляра к экрану во всех направлениях (яркость белого поля уменьшается на 50% при 38 и -38°), при этом графики яркости полутонов не пересекаются во всем диапазоне измеряемых углов. Яркость черного поля при отклонении по диагонали возрастает чуть сильнее, чем при горизонтальном и вертикальном отклонении, но все равно всего лишь примерно до 0,7 кд/м? и при угле в 60 градусов, то есть «диагональный» эффект присутствует, но выражен несильно. Даже если сидеть близко к экрану, то черное поле по углам не будет заметно светлее, чем в центре. Контрастность в диапазоне углов +/-80 градусов для всех направлений значительно превышает 10:1.
Выводы
Главный недостаток телевизора BBK LT4233HD — это неотключаемый оверскан в режимах 1080, что приводит к некоторому ухудшению картинки из-за интерполяции. Впрочем, в явном виде артефакты интерполяции проявляются только на синтетических тестах и при использовании телевизора в качестве компьютерного монитора. Картинка фильмов в высоком разрешении практически не страдает.
Достоинства:
- высочайшая контрастность;
- отличные углы обзора;
- хорошая скорость матрицы;
- продвинутая функция двойного изображения;
- хорошее качество приема ТВ-программ;
- достаточное количество разнообразных интерфейсов;
- два выхода на наушники;
- меню на русском языке.
Недостатки:
- неотключаемый оверскан в режимах 1080;
- несколько занижена цветовая четкость;
- ограниченная совместимость с VGA-сигналами;
- штатной подставке не хватает жесткости.