Заявленное для этого проектора значение светового потока в 200 люменов позволяет отнести его к классу устройств между карманными пикопроекторами с яркостью в десятки лм и мобильными офисными проекторами с яркостью в первые тысячи лм. То есть уже не игрушка, но еще и не типичный мобильный проектор.
Содержание:
- Паспортные характеристики, комплект поставки и цена
- Внешний вид
- Коммутация
- Меню и локализация
- Управление проекцией
- Настройка изображения
- Дополнительные возможности
- Измерение яркостных характеристик
- Звуковые характеристики и потребления электроэнергии
- Тестирование видеотракта
- Определение задержки вывода
- Оценка качества цветопередачи
- Выводы
Паспортные характеристики, комплект поставки и цена
Паспортные характеристики | |
Технология проецирования | DLP, один чип DMD |
Матрица | 0,45″ |
Разрешение матрицы | 1280×800 |
Объектив | Фиксированный |
Тип источника света | Красный, зеленый и синий светодиоды |
Срок службы источника света | 30 000 ч |
Световой поток | 200 ANSI лм |
Контрастность | 2000:1 |
Размер проецируемого изображения, диагональ, 16:10 (в скобках — расстояние до экрана) | минимум 61 см (62,1 см) |
максимум 203 см (207 см) | |
Интерфейсы |
|
Форматы входного сигнала | телевизионные (композитный): NTSC, PAL, SECAM |
аналоговые RGB-сигналы: VGA—UXGA: 640×480—1600×1200 (отчет MonInfo) | |
Уровень шума | 30 дБА яркий режим, 28 дБА экономичный режим |
Особенности |
|
Размеры (Ш×В×Г) | 125,5×33,5×130 мм |
Масса | 415 г |
Потребляемая мощность | Не более 50 Вт, менее 1 Вт в ждущем режиме |
Напряжение питания (внешний БП) | 100—240 В, 50/60 Гц |
Комплект поставки |
|
Ссылка на сайт производителя | ru.asus.com |
Средняя текущая цена (количество предложений) в московской рознице (рублевый эквивалент — во всплывающей подсказке) | $665(2) |
Внешний вид
Дизайн этого компактного устройства, несомненно, сразу привлечет к себе внимание каждого любителя высокотехнологических штучек. Визуально корпус проектора четко разделяется на две части — прямоугольную коробочку и цилиндр блока объектива. Первая часть имеет матовое темно-коричневое с легкой серебристостью покрытие, вторая — серебристая с зеркальными фасками. Корпус в основном изготовлен из пластика, но кожух, закрывающий верх и бока выполнен из магний-алюминиевого сплава. На верхней панели находятся логотип, кнопки управления, и индикатор аварийного состояния.
Значок на кнопке включения/выключения неярко подсвечивается белым в режиме ожидания и при работе проектора. На правом боку — плоский разъем комбинированного видеовхода.
На задней панели — разъем питания и разъем для кенсингтонского замка.
На днище — четыре резиновые ножки, откидывающаяся передняя ножка, позволяющая приподнять переднюю часть проектора на фиксированный угол, и примерно по центру штативное гнездо.
Вентиляционных решеток несколько — спереди, сзади, на днище и на левом боку.
В комплекте есть мягкий чехол, куда помещается сам проектор и все необходимое для его работы в регионе с одним типом розеток.
Коммутация
Проектор подразумевает использование внешнего блока питания. Комплектный БП имеет следующие характеристики: вход — переменное напряжение 100—240 В, 50/60 Гц, выход — постоянное напряжение 19 В, 3,42 А. К этому БП прилагаются кабели питания трех типов (на фотографии выше присутствует только один — с вилкой европейского образца).
Результаты измерений габаритов (длины) и массы проектора и аксессуаров | ||
Предмет | Габариты или длина кабеля, см | Масса, г |
Проектор | 12,6(Ш)×4,15(В)×13,1(Г) | 420 |
Блок питания | 180 | 223 |
Кабель питания (евровилка) | 180 | 175,5 |
Видеокабель | 90 | 101 |
Проектор можно подключить к источнику аналоговых видеосигналов двух типов — композитного и VGA. На самом проекторе имеется только малогабаритный специальный разъем, поэтому нет другого выхода, кроме как использовать комплектный кабель-переходник, предоставляющий стандартное гнездо RCA для подключения к источнику композитного выхода (потребуется еще и кабель RCA—RCA, который приложить поскупились) и VGA-разъем, подключаемый непосредственно к VGA-выходу компьютера. Тип активного видеовхода выбирается кнопкой на корпусе, также есть автоматический поиск — при включении и при пропадании видеосигнала на текущем входе проектор начинает перебирать видеовходы до обнаружения сигнала.
Меню и локализация
В меню используется ровный шрифт без засечек, читаемость надписей хорошая. Меню верхнего уровня представляет собой ряд пиктограмм, при выборе некоторых появляется еще и ползунок с настройки или второй ряд иконок, выбор одной из которых также выводит ползунок или информационную строчку. При настройке параметров изображения меню остается на экране, что несколько затрудняет оценку происходящих изменений.
Есть русская версия экранного меню (язык выбирается при первом включении проектора или после сброса к заводским настройкам). Перевод на русский язык в целом адекватный. В напечатанном кратком руководстве есть варианты подписей на русском языке, а на прилагаемом CD-ROM есть русская версия руководства в виде PDF-файла. Его можно загрузить с русского сайта компании-производителя, воспользовавшись ссылкой на странице продукта.
Управление проекцией
Фокусное расстояние фиксированное и не меняется. Проекция направлена вверх, так что нижняя граница изображения находится примерно на оси объектива. Фокусировка изображения на экране производится вращением кольца на объективе. Есть несколько режимов геометрической трансформации: Авто — увеличение до ближайшей границы с сохранением исходных пропорций; 4:3 — приведение к формату 4:3; 16:9 — приведение к формату 16:9, картинка вписана по ширине, сверху и снизу — черные полосы; 16:10 — принудительный вывод на всю область проекции. Есть функция автоматической коррекции вертикальных трапецеидальных искажений, также эту коррекцию можно выполнить вручную. Проектор допускает настольное и потолочное размещение и может работать как в режиме фронтальной проекции, так и на просвет.
Настройка изображения
В проекторе есть несколько предустановленных режимов, выбор которых во многом определяет яркостный и цветовой баланс.
Всегда доступны регулировки яркости и контрастности, которые отвечают за настройку уровней черного и белого. В случае композитного подключения доступны регулировки оттенка, насыщенности и краевой резкости, при VGA-подключении можно принудительно запустить автоматическую подстройку под параметры VGA-сигнала или выполнить эту процедуру вручную.
Дополнительные возможности
Есть функция автоматического отключения проектора по истечении заданного интервала или через 5 минут «бездействия проектора» (видимо, подразумевается отсутствие видеосигнала на входе).
Измерение яркостных характеристик
Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.
Результаты измерений для проектора ASUS P1 (если не указано иное, то выбран режим Динамический и установлена высокая яркость источника):
Режим | Световой поток |
— | 191 лм |
Пониженной яркости | 117 лм |
Стандартный | 171 лм |
Равномерность | |
+8%, −30% | |
Контрастность | |
425:1 |
Максимальный световой поток немного меньше заявленных 200 лм. В полной темноте такой яркости хватает для проекции на экран шириной где-то до 1,5 или чуть больше метров. Равномерность освещенности белого поля приемлемая. Контрастность высокая. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т.н. контрастность full on/full off.
Режим | Контрастность full on/full off |
Динамический | 10 000:1 |
Стандартный | 370:1 |
В режиме Динамический работает автоматическая подстройка светового потока — при выводе черного поля через пару секунд яркость источника света резко уменьшается, что и обусловило высокое значение контрастности full on/full off в этом режиме. В режиме Стандартный такой подстройки нет, но есть цветокоррекция, уменьшающая яркость белого поля, поэтому и контрастность в этом режиме гораздо ниже. В отличие от типичного одночипового DLP-проектора в данном проекторе нет вращающегося светофильтра, вместо него и лампы используются три светодиодные сборки — красная, зеленая и синяя. В ярких режимах для повышения яркости белого поля на некоторое время включаются все три светодиода (или сборки), в режимах с правильной цветопередачей красный, зеленый и синий источники включаются строго последовательно. Для иллюстрации приведем зависимость яркости от времени (при выводе белого поля) в режимах Динамический (период белого цвета самый длинный) и Стандартный (период белого света короче):
Цветные прямоугольники в нижней части графика соответствуют периодам монохромного излучения соответствующего цвета, черный прямоугольник — период излучения белого цвета.
Анализ зависимостей яркости от времени показал, что частота чередования цветов составляет 240 Гц (при входном сигнале с 60 Гц вертикальной частоты). Это относительно большая частота (соответствует 4-скоростному светофильтру, в типичных офисных проекторах частота двукратная), однако эффект радуги все же присутствует.
Звуковые характеристики и потребления электроэнергии
Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления от системы охлаждения получены по нашей методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.
Уровень шума и потребляемая мощность (от сети) зависят от текущего режима и яркости источника.
Режим | Яркость | Уровень шума, дБА | Субъективная оценка | Потребление электроэнергии, Вт |
Динамический | Высокая | 39 | Тихо | 40,9 |
Динамический | Низкая | 32 | Очень тихо | 22,4 |
Стандартный | Высокая | 38,8 | Тихо | 30,3 |
Стандартный | Низкая | 32 | Очень тихо | 17,0 |
С точки зрения использования в офисе проектор является относительно тихим, но стоит учитывать тот факт, что из-за малого размера проекции зрителям поневоле придется сидеть близко к проектору и 39 дБА уже могут немного мешать. В режиме ожидания потребление электроэнергии составило 0,4 Вт.
Тестирование видеотракта
VGA-подключение
Тестирование в основном проводилось при разрешении VGA-сигнала в 1280 на 800 пикселей и вертикальной частоте обновления в 60 Гц. Результат работы функции автоподстройки под параметры VGA-сигнала в случае удобных изображений не требует ручной коррекции. Черное поле не содержит цветовых примесей, но белое поле в одном углу заметно розовеет. Геометрия хорошая, прогиб верхней границы составляет 3-4 мм на 1,5 м ширины. Равномерность фокусировки хорошая — при четкой сетке пикселей в центре к углам она лишь немного размывается. Ширина цветной каймы на границах объектов, обусловленная наличием хроматических аберраций у объектива, в целом незначительная, и только в углах доходит до 1/3 пикселя. На шкале серого оттенки различимы от 1 до 255. Проектор оснащен DMD-матрицей с диагональным расположением микрозеркал. Видимо, за счет этого достигается большая компактность оптической системы. Однако проектор вынужден преобразовывать компьютерное строчно-столбцовое изображение к диагональному виду, что приводит к некоторому искажению картинки. Для примера приведем фрагмент фотографии с мелким текстом и этот же фрагмент, в том виде, как он бы выводился идеальным проектором с традиционной «прямой» матрицей.
Проектор ASUS P1
Идеальный проектор с «прямой» матрицей
Видно, что читаемость мелкого текста в принципе сохраняется, но границы становятся неровными. В итоге, подготавливая презентации для показа на проекторе с «диагональной» матрицей лучше избегать использования очень мелкого текста (впрочем, этот совет верен и в случае любого проектора — глаза зрителей нужно беречь).
Работа с источником композитного видеосигнала
Работа с источником композитного видеосигнала проверялась с использованием Blu-ray-плеера Sony BDP-S300. Четкость изображения несколько ниже, чем могла бы быть. Картинка выводится по полям, поэтому четкие горизонтальные границы подрагивают. Также где-то раз в секунду изображение дергается, что производит не очень приятное впечатление. Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются.
Определение задержки вывода
При VGA-подключении задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора составила около 9,1 мс. Такую задержку ощутить очень сложно.
Оценка качества цветопередачи
Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр X-Rite ColorMunki Design и комплект программ Argyll CMS (1.3.4).
Цветовой охват зависит от выбранного режима. При Динамический охват широкий, цвета пересыщены и ненатуральные:
При выборе других режимов охват чуть поджимается в красной и пурпурной областях, в итоге цвета становятся немного ближе к естественным:
Ниже приведены спектры для белого поля (белая линия), наложенные на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов) для трех режимов:
Режим Динамический.
Режим Стандартный.
Режим Театр.
Видно, что компоненты хорошо разделены, и это позволяет получить широкий цветовой охват. При выборе режима, отличного от Динамический, для уменьшения охвата выполняется перекрестное подмешивание компонент (в основном красной компоненты к зеленой). В режиме Динамический яркость белого поля повышается за счет зеленого и красного источника — интенсивность спектров этих компонент сильно ниже интенсивности спектра белого поля в соответствующих областях. То есть в этом режиме все цвета, содержащие зеленую и красную компоненту, будут выглядеть тусклыми на фоне ярких белых участков. В режиме Стандартный разница меньше, но меньше и яркость белого поля, а в режиме Театр интенсивность белого поля и основных цветов согласованы, а яркость белого поля ниже, чем в любом другом режиме.
Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) в случае режимов Динамический, Стандартный и Театр:
Близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая. Отметим хорошую равномерность тона на шкале серого, что положительно сказывается на субъективной оценке качества цветопередачи. Однако профиль, в котором и цветовая температура была бы близка к 6500 К и ΔE было бы небольшим отсутствует.
Выводы
Проектор лишен каких-либо дополнительных функций и способен принимать только аналоговые видеосигналы двух видов, однако, несмотря на такой минимализм, с основной задачей он справится. В качестве таковой видится проведение мобильной презентации для небольшой аудитории. Впрочем, широкий формат и наличие режима Театр, в котором баланс цветов максимально выровнен, позволяют использовать этот проектор и для просмотра фильмов, разумеется, в полной темноте и на небольшом экране.
Достоинства:
- Аккуратный дизайн
- Небольшие размеры и вес
Недостатки:
- Громоздкий кабель питания
- Нестандартный разъем видеовхода