Название | Sony Cyber-shot DSC-QX10 |
Дата анонса | 4 сентября 2013 г. |
Тип | автономный объектив |
Производитель | Sony |
Информация о камере | Sony Cyber-shot DSC-QX10 на сайте производителя |
Цена | ≈8500 руб. на момент анонса статьи |
Производители компактных камер и смартфонов продолжают изобретать интересные штучки в надежде засыпать пропасть, отделяющую камеры смартфонов от компактов. Но в итоге на свет появляются совершенно новые устройства, которые создают собственные ниши и занимают их. Вслед за Samsung компания Sony решила объединить смартфон с компактной камерой, но сделала это по-своему. На примере автономного объектива Sony Cyber-shot DSC-QX10 мы решили посмотреть, что из этого вышло.
Характеристики
Основные | |
Матрица | Exmor R CMOS, 1/2,3 дюйма (6,16×4,62 мм) |
Разрешение | 18,2 млн. эффективных пикселей, максимальное разрешение 4896×3672 |
Стабилизатор изображения | Optical SteadyShot |
Светочувствительность | ISO 64—1600 (12800 в режиме Superior Auto) |
Объектив | f/3,3—5,9; 25—250 в 35-миллиметровом эквиваленте; 10-кратный зум |
Режимы скорости затвора | 4 — 1/1600 секунды |
Режимы съемки | Program Auto, iAuto, Superior Auto |
Формат файлов | JPEG, MP4 |
Видео | 1440×1080 30 кадров/с, прибл. 12 Мбит/с, MP4 |
Память | Карты памяти microSD, microSDHC, microSDXC, Memory Stick Micro, Memory Stick Micro (mark 2) |
Разъемы | порт Micro-USB (поддерживается зарядка от USB) |
Мин. расстояние фокусировки | Прибл. 5 см (в широкоугольном положении зума), теле — от 150 см |
Источник питания | Литий-ионная батарея NP-BN (прибл. 220 кадров/110 мин.) |
Размеры, вес | 62,4×61,8×33,3 мм; 105 г (включая вес батареи и карты памяти) |
Дополнительные | |
Wi-Fi | Есть, для связи со смартфоном |
NFC | Есть |
Автоспуск | 10 с, 2 с |
Форматы съемки | 4:3 (18 Мп), 16:9 (13 Мп), 4:3 (5 Мп), 16:9 (2 Мп) |
Автономность данного объектива подкрепляется всем необходимым: аккумулятором, картой памяти, кнопкой питания, кнопкой спуска и рычажком трансфокатора. Так что снимать самостоятельно объектив в состоянии. Вот только результат посмотреть на нем нельзя, да и кадр скомпоновать не получится.
Интерфейс и особенности работы
Сразу пройдемся по сомнительным моментам дизайна камеры-объектива, которые заметны внешне. Начнем с того, что снимать камерой самостоятельно весьма неудобно, так как сложно определить границы кадра из-за отсутствия дисплея. В принципе, такая возможность может пригодиться для оперативной съемки «вытащил-щелкнул», что оправдывает наличие физической кнопки спуска, но оправдать наличие рычажка трансфокатора уже сложнее, поскольку зуммировать вслепую довольно бессмысленно. При съемке же объективом, закрепленным на смартфоне, пользоваться трансфокатором попросту неудобно из-за небольших размеров всей конструкции. Гораздо удобнее в таком случае полностью управлять съемкой с экрана смартфона. Тем не менее, лишним данный элемент, пожалуй, все равно не является.
Снимать подобной конструкцией достаточно неудобно по причине малой толщины смартфона и соразмеримого по весу объектива — одной рукой здесь сложно обойтись
Наличие штативного гнезда 1/4″ в данном случае значительно расширяет область применения камеры: при таких размерах ее можно использовать, например, для скрытой анималистической съемки или для видеосъемки статичных планов, при этом оператор может сидеть достаточно далеко от камеры, видеть область захвата и регулировать зум.
На смартфоне объектив держится хорошо благодаря протекторам из мягкой резины на лапках зажима и достаточно сильной пружине
Максимальный раствор зажима для смартфона — примерно 78 мм, так что объектив можно надеть не на все устройства. Видимо, поэтому Sony выпустила для своих смартфонов специальные чехлы. Правда, такое дополнение не очень оправдано, так как носить смартфон в подобном чехле вряд ли удобно, а носить чехол и объектив отдельно от смартфона — еще более сомнительное занятие.
Немного огорчает отсутствие вспышки в камере. Хотя это и оправдывается названием «автономный объектив», вспышка была бы не лишней.
Для соединения смартфона с камерой необходимо установить приложение PlayMemories, которое в случае с OC Android берется в Play-маркете. При наличии в устройстве NFC (в нашем случае использовался смартфон Sony Xperia Z Ultra) подключение выполняется одним касанием включенного смартфона к выключенной камере. При этом процесс подключения камеры занимает 10 секунд, а иногда и больше. Если при касании камера уже включена, время не уменьшается. Причем подключать камеру придется каждый раз снова, если было выключено одно из устройств. После касания автоматически запускается приложение PlayMemories. Если же устройство не оснащено модулем NFC, то подключение камеры выполняется непосредственно из приложения PlayMemories.
Поскольку камера связывается со смартфоном по Wi-Fi, у тех, кто одновременно пользуется интернетом по Wi-Fi, могут возникнуть неудобства.
С мощными устройствами, вроде Sony Xperia Z Ultra, камера работает достаточно быстро и передает изображение без существенных задержек, а вот со слабыми устройствами (мы попробовали HTC Desire S) задержки весьма заметны и не позволяют работать комфортно. Однако в пятнадцатиградусный мороз смартфон Sony напрочь отказался подключаться к камере, «зависая» в процессе самого подключения. А вот HTC справился.
Интерфейс камеры достаточно простой: на экране абсолютно ничего лишнего. Камера умеет снимать в трех режимах: Программный, Интеллектуальный авторежим и Суперавторежим. По сути, Программный режим отличается от двух других только возможностью выбора баланса белого и компенсацией экспозиции. Переключение Видео/Фото происходит по нажатию кнопки Mode.
Текущее изображение, передаваемое камерой на дисплей смартфона, по-видимому, подвергается некоторой компрессии, из-за чего выглядит не очень хорошо.
Меню настроек предельно простое. Есть возможность настройки автоспуска, баланса белого, размера снимка — 2/13 Мп или 5/18 Мп в зависимости от соотношения сторон кадра.
Если в настройках выключить функцию копирования снимка на смартфон после съемки, то суммарное время съемки от нажатия на кнопку спуска до готовности камеры к новому снимку займет около 10 секунд.
Настройки видеосъемки гораздо более скудны — здесь можно установить лишь параметры сохранения.
Качество изображения
Очевидно, камера рассчитана на работу исключительно в авторежиме с небольшими поправками баланса белого и экспозиции при необходимости. Поэтому произвести полноценное тестирование не представляется возможным, так что мы решили ограничиться немного расширенной методикой тестирования камер смартфонов. Ниже приведены фрагменты снимков, выполненных при разном освещении, а также при одинаковом освещении для трех фокусных расстояний объектива.
≈3200 люкс 1/125 c ISO 100 | |
≈1400 люкс 1/50 c ISO 100 | |
≈130 люкс 1/30 c ISO 640 | |
<1 люкс 1 c ISO 1600 |
По снимкам стенда, выполненным в авторежиме при разном освещении, можно сказать, что камера снимает достаточно неплохо для компакта. По графику видно, что мира демонстрирует стабильное разрешение при наличии освещения. Да и в темноте камера выдает какой-то результат.
Конечно, если разглядывать изображения детально (и не очень), можно увидеть и работу шумодава, и контуры шарпинга, и падение резкости по краям, но, во всяком случае, результат превосходит по качеству смартфоны. То есть со своей основной задачей — заменить камеру смартфона — автономный объектив уже отчасти справился.
Что же касается работы зума — второго существенного отличия от камеры смартфона, то здесь QX10 продемонстрировал не самый хороший результат.
Центр кадра | Край кадра | |
25 мм f/3,3 1/125 c ISO 100 | ||
68 мм f/5,0 1/80 c ISO 100 | ||
250 мм f/5,9 1/250 c ISO 500 |
По мере закрытия диафрагмы, увеличения чувствительности и фокусного расстояния разрешение в центре довольно резко падает, а на краю плавно возрастает. При максимальном зуме разрешения равны, что достаточно неплохо и вполне закономерно. Хотя само значение относительного разрешения в этом случае невысокое.
25 мм, f/3,3 | 68 мм, f/5,0 | 250 мм, f/5,9 |
Несмотря на то, что в большинстве случаев углы кадров являются нерезкими, можно сказать, что существенных хроматических аберраций на снимках не видно.
И все-таки оптика подводит камеру. При подобной неплохой работе сенсора и программы можно было бы добиться лучших результатов, имея более качественную оптику (хотя при использовании объектива с шильдиком Carl Zeiss цена, вероятно, подскочила бы еще минимум на $50). А резкости по краям кадра камере сильно недостает.
Видео
Видеосъемка является одной из сильных сторон камеры. Но и здесь не обошлось без огорчений.
Видео | Звук |
1440×1080 → 1920×1080, 29,97 fps, MPEG4 AVC Main@L4.0, 12,1 Мбит/с | AAC LC, 128 Кбит/с, стерео |
При проводке изображение немного рябит, но существенных задержек нет. Зато видео имеет неплохие четкость и детализацию, что позволяет использовать камеру для статичных съемок с удаленным видоискателем и управлением. Кстати, трансфокатор во время видеосъемки работает, но этим уже никого не удивишь.
К сожалению, для хорошей камеры QX10 имеет достаточно низкий битрейт видео, да и наличие всего одного режима съемки несколько ограничивает ее возможности. И если добавить пару режимов более низкого качества еще возможно на программном уровне, то режимы с более высоким качеством уже не потянет процессор — он и имеющийся единственный режим, как можно заметить, тянет неидеально.
В качестве, например, видеорегистратора камера не слишком хороша по причине достаточно узкого угла зрения.
Итог
В целом идея подобного автономного объектива достаточно интересна, но на практике результат почти бесполезен. Уже на этапе сравнения цены QX10 проигрывает множеству более дешевых мыльниц, имеющих и больший зум, и лучшее качество съемки, и более широкие возможности. От компактных фотоаппаратов камера получила только зум, а от смартфонных — ограниченные возможности. Конечно, в камере смартфона настройки практически не важны, так как в ручном режиме там попросту нет смысла, а выбор значения светочувствительности интересен разве что для тестов. Возможно, от этого в Sony и отталкивались при написании программного обеспечения для камеры.
По удобству использования камера также проигрывает компактам. Выходит, что все равно приходится таскать с собой и смартфон, и недокамеру, чтобы в сумме они давали простенький компакт. Однако за те же деньги можно взять и неплохую мыльницу, которая будет в два раза тяжелее и займет вдвое больше места, но будет иметь вспышку, 20-кратный зум и неплохое качество съемки. А уж про управление и говорить нечего. По оперативности и скорости работы камера тоже сильно проигрывает компактам.
Учитывая ее неплохие способности к видео- и макросъемке, камеру можно использовать в подобных статичных сценариях, что особенно удобно при наличии удаленного видоискателя. С другой стороны, сейчас существует немало камер с поддержкой управления со смартфона по Wi-Fi.
Так что же мы имеем в итоге? Камера с очень ограниченными возможностями, соответствующая по качеству съемки недорогим компактам и имеющая 10-кратный зум является скорее интересной игрушкой, чем рабочим устройством. Вот при цене хотя бы в $100… При нынешней же цене в $250 она, как уже было сказано, существенно проигрывает многим компактам. Не исключено, конечно, что некоторые владельцы смартфонов стоимостью около $1000 и просто любители гаджетов сочтут данную цену вполне адекватной платой за подобный апгрейд камеры смартфона. Но здесь стоит вспомнить, что тот же iPhone 5s снимает видео 1920×1080 с битрейтом 17,1 Мбит/с, да и многие другие флагманы не отстают. Поэтому будет ли являться такой «апгрейд» действительно улучшением — вопрос неоднозначный.
Возможно, другая версия автономного объектива Sony, QX-100, более оправдана, поскольку имеет немаленькую матрицу, размер которой соответствует беззеркальным камерам Nikon 1. Но вместе с тем она имеет и немаленькую цену, сравнимую со стоимостью нынешних беззеркалок. В таком случае существование камеры оправдывает разве что ее компактность. Но это уже очень тонкий вопрос личных предпочтений.
Галерея
На снимках, сделанных в разных «полевых» условиях, видно, что в реальных сценариях камера неплохо для компакта работает на разных значениях светочувствительности и достаточно хорошо обрабатывает шумы.
Галерея | |||
Скачать все сэмплы одним архивом | Скачать всю галерею одним архивом |
samples.zip | gallery.zip |