В линейке камер Samsung формально нет профессиональных камер, зато в ней достаточно аппаратов для умелых фотографов. Недавно я писал о такой — топовой системной камере Samsung NX20 («Часть первая, конструкция и снимки» и «Часть вторая, программное обеспечение и функции Wi-Fi»). Есть модели для «умелых» и в классе компактов — камер со встроенной оптикой. Это, к примеру, Smart Camera EX2F.
По конструкции и принципиально EX2F — наследница Samsung EX1. Это компакт в корпусе из магниевого сплава (с эластичными накладками в нужных местах) с ручными и автоматическими режимами съемки, JPEG и RAW, оптической и цифровой стабилизацией, встроенным ND-фильтром, поворотным дисплеем (3-дюймовым AMOLED), светосильной оптикой F/1,4 (у EX1 было F/1,8) Schneider-Kreuznach 5,2—17,2 мм (у EX1 было 5,2—15,6 мм), что при матрице типа 1/1,7 дюйма (12,4 Мп BSI — Back Side Illuminated КМОП) эквивалентно 24—80 мм (у EX1 — 24—72 мм).
Из непринципиальных конструктивных улучшений (по сравнению с EX1) можно отметить немного увеличенную часть корпуса, за которую камеру держат во время съемки, а также реализацию видеосъемки в Full HD (MP4). Из принципиальных — появление функций Wi-Fi: передача данных, загрузка их в сеть, дистанционный видоискатель. Как фотографу, мне больше всего интересны функции управления (без проводов) камерой с помощью планшета и копирования снимков на компьютер. А активной социализированной молодежи понравятся функции загрузки снимков в соцсети и отправка их по e-mail без компьютера.
Об опыте управления камерой с помощью планшета я писал в статье о NX20 (там даже имеется видео процесса). С EX2F Remote Viewfinder позволяет даже больше, чем в случае его использования с системной камерой — дистанционно управлять можно и зумом. Samsung Remote Viewfinder для Android-платформ, конечно, не рассчитан на профессиональное применение. Однако как «парта» для освоения навыков дистанционной съемки и как игрушка для внедрения в массы новых идей взаимодействия с фототехникой функция заслуживает похвалы. Передача данных по Wi-Fi на планшет выполняется без заметных задержек и сбоев, экран обновляется с достаточной частотой, чтобы не замечать никакой мультипликационности. Однако разрешение экрана «удаленного видоискателя» ограничено ≈530×320 (в случае планшета Samsung Galaxy Tab 2), и окно Remote Viewfinder занимает лишь часть дисплея. Я пробовал реализацию подобной функции на камерах Sony. В их случае в жертву большому разрешению дисплея приносится частота обновления экрана. Что лучше — зависит от конкретной задачи: для статичной съемки лучше большое окно, для динамичной — нормальная частота обновления.
Интересно отметить, что внедрение Wi-Fi и функций передачи данных на компьютеры и мобильные устройства привело к появлению в меню камеры изложения лицензии «открытого ПО» на библиотеку SSLeay криптозащиты соединения. Читать лицензионные соглашения на камере мне еще не приходилось, и я надеюсь, что функция эта, в конце концов, дорастет до просто читалки текстов (что уже реализовано в CHDK для камер Canon).
Smart Camera EX2F по Wi-Fi-функциональности, ПО для работы со снимками, в частности RAW-формата, встроенным функциям стилизации фотографий и видео очень похожа на NX20. Поэтому перечисленные функции если и будут описаны, то кратко, а подробнее о них можно узнать из статей о Samsung NX20.
Конструкция
Для настроек параметров съемки у камеры имеется два «аналоговых» диска управления — на задней поверхности и переднее колесико. Переднее колесико, кроме вращения, реагирует и на нажатие. Это позволяет оперативно настраивать срезу несколько параметров. Так, в режиме приоритета диафрагмы поворотом колесика можно выбрать значение диафрагмы, затем нажать колесико для перехода к экспокоррекции и настроить поворотом уже ее. Вообще, настройки одного и того же параметра можно выполнять разными колесиками, да еще и через экранные меню и кнопки мультиселектора. Такая избыточность позволяет работать комфортно в разнообразных условиях. К примеру, на холоде нажатие переднего колесика замерзшим пальцем четко не ощущается, но можно выполнить нужную настройку через меню и мультиселектор.
Светосила, светочувствительность и стабилизация — свойства на практике взаимосвязанные. F/1,4 позволяет EX2F не столько снимать с небольшой глубиной резкости, что для компактов принципиально сложно, сколько получать нормальные снимки в условиях слабого освещения. Типичные зеркалки с зумами со светосилой ≈F/3,5 на широком угле отстают от EX2F на ≈3 ступени экспозиции. При этом глубина резкости при F/1,4 у компакта будет совсем не «портретной» (примерно эквивалентной F/8 для APS-зеркалки) — можно не опасаться, что на снимке резкими выйдут только глаза. Выдержки в 1/5 с в большинстве случаев оказываются совершенно безопасными при съемке с минимальным и стандартным фокусным расстоянием (до экв. 50 мм) и включенной стабилизации. При этом в довольно темной обстановке светочувствительность не будет выходить за безопасные для компактов ISO 400. Качество картинки у камеры заметно деградирует при повышении ISO до 1600 и 3200, но на практике такую светочувствительность благодаря светосиле использовать не приходится. При этом нужно отметить, что F/1,4 дает вполне резкие снимки, разве что с заметным виньетированием. Есть расхожее мнение, что минимальное значение диафрагменного числа — показатель «формальный», и для получения четких снимков нужно закрывать диафрагму хотя бы на ступень. В случае EX2F с F/1,4 можно снимать, не опасаясь за потерю качества.
О принадлежности камеры к классу «для умелых» пользователей свидетельствует «оформление» диска переключения режимов — под «Про»-функции (PASM) отдана его половина. Для новичков и неожиданных ситуаций есть Smart-режим. При необходимости съемки в сюжетных и специальных (панорама, картинка в картинке, 3D, рамка и т. д.) режимах нужно установить диск в положение «Волшебная рамка плюс» (камера со звездочкой). Оставшиеся положения — для видео (к сожалению, только автоматический режим экспозиции) и Wi-Fi-функций.
Спусковая кнопка и курок привода зума хотя и выглядят стильно, функционально не очень удобны. Размер курка мал, а ход кнопки и курка слишком короткие. К этому можно привыкнуть, но на холоде очень вероятны ошибочные нажатия на спуск и неточная настройка фокусного расстояния.
Встроенная вспышка принудительно поднимается и опускается. Благодаря такой конструкции (с заметным выдвижением вспышки вверх) удается избежать чрезмерного эффекта красных глаз и появления бликов при съемке через стекло (при грамотном выборе ракурса съемки). С другой стороны, включением такой вспышки нельзя управлять дистанционно (при съемке с управлением через Wi-Fi-интерфейс).
Камера не отличается от прочих компактов по скорости работы (включения, фокусировки и реакции на нажатие спусковой кнопки). Но если выработать навык заблаговременной предфокусировки и еще использовать специальный режим «предварительной съемки», то можно снимать и динамичные сюжеты. На диске выбора покадровой / серийной съемки, кроме режимов съемки, серии 10 / 5 / 3 к/с (с их же помощью можно выбрать и частоту съемки видео — 480 / 240 / 120 к/с), автоматической вилки по экспозиции / балансу белого, таймера есть специальный режим «предварительной съемки» — запись в буфер до 9 снимков, предшествовавших полному нажатию на спусковую кнопку (то есть всего в серии может быть до 10 снимков). Он и позволит не упустить момент, который, исходя из общих соображений развития действия, можно предвидеть.
Камера оснащается очень качественным поворотным дисплеем, который не только адекватно передает яркости и цвета, но и хорошо виден при сравнительно ярком освещении. Органы управления — кнопки: съемка видео, фиксации экспопараметров, вызов меню, включение режима быстрого доступа к основным настройкам (Fn), просмотр и удаление. Мультиселектор, кроме пяти кнопок, имеет и поворотное кольцо настроек.
В целом управление камерой удобное, но есть особенности, которые однозначно полезными не назовешь.
Так, при переключении режимов на дисплее отображается описание выбранного режима. Вместе с подсказками по функциям это полезно для освоения камеры, но во время съемки будет приводить к потере времени и (возможных) снимков. Подсказки можно отключить через меню, а вот описания режимов — нет. W-Fi-функции для быстрого к ним доступа назначены на боковую кнопку мультиселектора. В процессе съемки и настройки камеры можно случайно нажать на боковую кнопку — и камера перейдет в режим просмотра, запаркует объектив и будет проверять сети. Для возврата к съемке потребуется некоторое время, и снова будут потеряны (возможные) снимки. Дисплей камеры принудительно отключается только с помощью его «переворота». И чтобы не тратить электроэнергию или не смущать окружающих своей готовностью к съемке, его придется закрывать, даже на время кратких пауз, что эквивалентно выключению камеры. В меню есть автовыключение дисплея по времени бездействия, но нужно быть очень аккуратным пользователем, чтобы в это время случайно не «пробуждать» камеру нажатием на кнопки управления.
Вероятно, к перечисленным особенностям управления можно привыкнуть, и в них даже есть резон, но продуктивно снимать они не помогают.
Интерфейс пользователя
Съемка
Дисплей камеры в режиме съемки | Информационная заставка при переключении режимов съемки |
Меню оперативных настроек Fn в режиме «приоритет диафрагмы» | Подсказки при выборе настраиваемого параметра; интерфейс Fn |
Выбор зоны/зон фокусировки; интерфейс Fn | Выбор режима фокусировки; интерфейс Fn |
Настройка параметров камеры через меню | Настройка параметров кодирования JPEG через меню камеры |
Настройка режима автоматической вилки через меню | Системные установки |
Интерфейс оперативных настроек при съемке видео | Системные установки |
Настройки параметров видео через меню | Системные установки |
Съемка, режим «Волшебная рамка плюс»
Специальные виды съемки — режим «Волшебная рамка плюс»: сюжетные и 3D-режимы; панорама, панорама в движении и 3D-панорама; волшебная рамка; раздельный снимок; снимок или видео в другом снимке; художественная кисть; HDR; создание креативного видео из ранее снятых фотографий и видео | Сюжетные режимы (SCN — сцены) — лишь часть функций группы «Волшебная рамка плюс». В их числе: прекрасный снимок с ретушью лица (степень сглаживания и осветления кожи настраиваются), ночь, пейзаж, текст, закат, рассвет, контровой свет, пляж/снег, 3D-режим (цифровая симуляция, выполняется на основе единственного снимка) |
Режим «Волшебная рамка» — монтаж снимка в стилизованную виньетку | «Раздельный снимок» — несколько фотографий компонуются в одну, стиль границ и обработки фотографий — настраиваются |
Интерфейс оперативных настроек Fn в режиме «Волшебная рамка плюс» | Выбор данных для создания креативного видео |
Просмотр
Просмотр в виде эскизов с сортировкой по дате | Просмотр в виде эскизов с сортировкой по дате |
Меню просмотра | Фильтрация в режиме просмотра |
Коррекция («улучшение») снимков, выбор параметра: ретушь, яркость, контраст, насыщенность, добавление шума | Коррекция снимков, настройка насыщенности |
Применение «автофильтра» «Виньетка» к снимку | Применение «автофильтра» «Мягкий фокус» к снимку |
Функции Wi-Fi
Меню функций Wi-Fi в режиме просмотра снимков | Назначение функции Wi-Fi боковой кнопке мультиселектора |
Wi-Fi-функции камеры, главное меню | Wi-Fi-функции камеры, отправка в соцсети |
Настройки параметров сети | Поиск сетей |
Функция автокопирования снимков на компьютер | Виртуальная клавиатура в режиме ввода пароля |
Выбор снимков для копирования на мобильное устройство с Android и приложением MobileLink | Функция отправки снимков в облачное хранилище |
Качество снимков, разрешение и шум при различных значениях параметров съемки
Исходный снимок (5,2 МБ)
Исходный снимок (5,7 МБ)
Исходный снимок (5,8 МБ).
Аналогичный снимок при ISO 80 (4,9 МБ)
Снимки и видео
Исходный снимок (4,6 МБ)
Исходный снимок (5,4 МБ)
Исходный снимок (4,9 МБ)
Исходный снимок (5,3 МБ)
Исходный снимок (6,3 МБ)
Исходный снимок (5,2 МБ)
Исходный снимок (1,7 МБ)
Исходный снимок (4,2 МБ)
Исходный снимок (4,9 МБ)
Исходный снимок (6 МБ)
Исходный снимок (1 МБ)
Исходный снимок (1,4 МБ)
Исходный снимок (4,6 МБ)
Исходный снимок (2,8 МБ)
Исходный файл (MP4, 640×480, 3 МБ)
Исходный файл (MP4, HD 1080p, 23 МБ)
Исходный файл (MP4, HD 1080p, 14 МБ)
У EX2F удобный корпус и система управления, а также качественный светосильный объектив и возможность снимать в ручных режимах. Камерой просто приятно пользоваться (и даже просто созерцать ее). Из современных компактов для умелых фотографов она одна из лучших. Поснимав и системной камерой Samsung NX20, и компактом EX2F, я не могу однозначно выбрать, какая из них мне больше нравится. Если бы у меня не было зеркалки, я бы выбрал NX20 за системность. Ну а на роль камеры, которую можно всегда носить с собой для случайной съемки и удовольствия — EX2F. Вторая проигрывает первой по системности и немного по скорости съемки. Зато по ощущениям она мне кажется более удобной и сбалансированной.