С переходом на цифровой формат мы не стали меньше печатать фотографий, чем это было раньше. Цветная печать — мечта многих и многих фотографов в прошлом, сейчас возможна в домашних условиях. Причем, она проста и качественная на столько, что сделать цветную фотографию может пользователь, имеющий минимальную квалификацию.
В то же время, сделать черно-белую фотографию, сравнимую по «монохромности« с тем, что легко получалось в «темной» домашней фотолаборатории, сейчас не так то и просто. Причина не в несовместимости цифры и черно-белого представления, а скорее в том, что производители просто не делают ставку на черно-белый процесс. Массам нужен цвет. Потребителей на ч/б технологии не много и работать на них не выгодно.
Тем не менее технологии такие есть. Это и принтеры с расширенной палитрой «серых» красок, и картриджи с «серыми» чернилами, и гибридные технологии печати «негатива» на принтере с последующей контактной печатью на светочувствительных бумагах, и экспонирование с файла на светочувствительные материалы.
Все названные технологии появились отчасти из-за трудности в настройке процесса печати цветными красками, чтобы для любой плотности серого в файле получать серый цвет на отпечатке. А возможна ли вообще такая настройка? Все зависит от критериев оценки. Современные принтеры достаточно хорошо справляются с печатью слегка тонированных изображений. Но если нужен «настоящий серый» во всем диапазоне плотностей, то пока это невозможно.
Даже на отпечатках, сделанных набором исключительно «серых» чернил (фирменных или от сторонних производителей, к примеру, Lyson), можно заметить оттенок, причем меняющийся от плотности к плотности. А именно эта неравномерность оттенков по серой шкале — наиболее заметный недостаток, мешающий нам признать, что мы видим черно-белую фотографию. Причины и во взаимодействии красителей с бумагой и воздухом (собственно химические реакции; неравномерное маскирование бумаги, имеющей естественный оттенок, слоем черной краски разной плотности), в том что «серые» чернила разной плотности не обязательно получаются разбавлением одного и того же красителя, в сложности состава самого красителя (это приводит к зависимости оттенка от характера источника света) и пр.
Настройка цветного принтера под печать черно-белых фотографий — идеал. Более простая задача — настройка под корректную передачу цветов. Она проще, так как погрешности в воспроизведении цвета мы замечаем существенно меньше, чем при воспроизведении серого. Один из способов настройки — профилирование процесса печати.
Описанные ранее в статьях средства профилирования процесса печати были интересны сами по себе, то есть как интересные технологии, а не практичные решения. Для ч/б процесса они точно не подходили, а с цветным справлялись, но не всегда успешно (работали не со всеми принтерами, носителями, чернилами). Интересующиеся могут ознакомится со статьями об этих решениях:
Наконец, мне удалось испытать два современных комплекта для профилирования принтеров-бумаг-чернил, которые обеспечивают хороший результат и в цвете, и при некотором везении, в ч/б. Это Spyder3Print и Colormunki. В первом для измерения используется спектроколориметр, во втором спектрофотометр. По цене они вполне доступны и рассчитаны как на использование в небольших компаниях, так и индивидуально.
Colormunki — первый «бытовой» спектрофотометр (о других спектрофотометрах с аналогичной функциональностью и ценой мне ничего не известно), пригодный для измерения и отражающих, и излучающих поверхностей. Парадокс в том, что комплектуется он предельно упрощенным ПО. Рассчитано оно на дилетантов. Но специалист найдет, как использовать спектрофотометр «профессионально» — данные измерений без большого труда можно конвертировать в более продвинутые программы профилирования и калибровки. При измерении отражающих поверхностей спектрофотометр Colormunki дает стабильные результаты измерений (разброс в замерах, выполненных в разные сессии, то есть с перекалибровкой спектрофотометра, не превышал ±0,3 единиц в координатах L a b).
Spyder3Print существенно более функционален и эффективен. Предполагается, что пользователь обладает знаниями и навыками, а так же аккуратностью, чтобы в ручном режиме замерить несколько сотен цветных полей мишеней профилирования и не совершить при этом ошибок.
Процессы профилирования и использования профилей, реализованные в Spyder3Print и Colormunki, достаточно просты. И от пользователя требуется только аккуратность в следовании инструкциям программ. Поэтому описывать их не буду, а остановлюсь на двух интересных аспектах профилирования и корректности воспроизведении цвета вообще. Первый — отличие цветовых координат a и b от 0, которые уже воспринимаются как цвет. Второй — скорость или длительность процесса стабилизации изображения (изменение характеристик отпечатка со временем).
Взяв несколько черно-белых принтерных отпечатков и промерив их Colormunki, я для своего зрения определил то отличие в цвете в координатах a и b, которое уже заметно как цветной оттенок. Для серого клина, то есть случая, когда глаз видит все плотности серого от белого до черного, a и b, соответствующие появлению цвета, лежат в диапазоне от 1,5 до 3 хотя бы по одной из координат (зависит от яркости и условий просмотра). Исходя из этого, точность построения профиля и точность цветопередачи при его использовании должны обеспечить отличие a и b от 0, по крайней мере, меньшее 3, если мы хотим получить что-то близкое к традиционному черно-белому отпечатку. Как отмечено выше, Colormunki достаточно стабилен в измерениях, а его точность была проверена по более дорогому спектрофотометру и для нескольких полей результаты совпали с точностью до 1-2 по a и b. Это очень хорошо, но уже дает повод сомневаться в возможности получить на практике и без больших усилий (осреднение замеров, коррекция систематических ошибок спектрофотометра, уточнение профиля) точность профиля лучшую тех же 1,5-3 единиц по a и b.
Предположим, что спектрофотометры точны, а процесс построения профиля корректен. Что может помешать сделать качественный черно-белый отпечаток? Одно из серьезных препятствий — требующая времени стабилизация цвета на отпечатке. Сегодня он выглядит неплоха, а завтра — плохо. Или наоборот.
Чтобы оценить влияние стабилизации цвета (высыхания) при использовании принтера Epson Stylus Photo 1270 были напечатаны мишени на разных бумагах и с использованием разных чернил. Производители утверждают, что современные чернила-бумаги стабилизируются быстро, в течение нескольких минут. На это можно только надеяться. Для старых чернил (Epson T009 и T007) и новых бумаг, как показали описанные здесь измерения, время стабилизации измеряется часами. И есть основания предполагать, что полной стабилизации дождаться невозможно — стабилизация сменится старением (смотри статью Стойкость к выцветанию отпечатков, выполненных на струйных принтерах с водорастворимыми чернилами ) и цвета «поползут».
Проводя спектрофотометром Colormunki измерения координат темно-серого, светло-серого и C M Y полей на отпечатке в течение суток, я получил результаты, представленные далее на графиках (только для темно-серого поля). Предварительно замечу, что профили для печати были получены с помощью комплекта Spyder3Print после сушки отпечатков мишеней профилировки в течение полутора суток.
На графиках черные точки — яркость L, красные и синие — соответственно a и b. Первое измерение делалось сразу после выхода отпечатка из принтера. Второе через минуту, потом три минуты, 10 минут и т. д. Время представлено в логарифмической шкале. На графиках представлены только данные для темно-серого поля, цветовые координаты которого во времени меняются больше всего.
Из приведенных результатов измерений не трудно сделать выводы, как о длительности стабилизации, так и реальном отличие цветов на отпечатке от того, что есть в файле. Грубо говоря, измеряемое серое поле может быть серым только в некоторый момент, определяемый профилем (драйвером) и процессами стабилизации и старения. Так же вполне очевидно, что профилировку не стоит делать раньше, чем через несколько часов после печати мишени, а лучше суток — после этого цвета меняются уже не так сильно, как в первые часы.
Из анализа всех проведенных измерений (для разных сочетаний бумаг и чернил) следует еще, что матовые бумаги (как фирменные, так и от сторонних производителей) стабилизируются быстрее и амплитуда изменения цветов в процессе сушки для них меньше. Так реальные черно-белые отпечатки на матовой бумаге Epson, выполненные чернилами InKo, через двое суток выглядели очень хорошо, то есть как черно-белые. К сожалению, уже через неделю при ярком свете в тенях стал появляться едва заметный зеленый оттенок. Но если такие отпечатки совсем слегка тонировать при печати или рассматривать при неярком свете ламп накаливания они кажутся «настоящими».
Результаты работы комплекта Spyder3Print впечатляют. Для некоторых бумаг удается получить отпечаток серого клина, который при измерении его цветовых координат в подходящий момент (когда время от печати до измерения равно времени, которое прошло от печати до измерения параметров мишени профилирования) дает отличие от цифрового оригинала по a и b меньшее 3 для всего диапазона плотностей! Что касается Colormunki, то его двухступенчатый процесс профилирования провоцирует измерять мишень профилирования через 10 минут после печати (в ПО встроен 10 минутный таймер). И реальный отпечаток выглядит хорошо через эти самые 10-15 минут после печати, а затем «портится». Но если отпечатку мишени профилирования дать высохнуть до измерения или использовать быстро стабилизирующиеся чернила/бумаги, то получиться корректный профиль.Оформление
Хорошо напечатанная фотография заслуживает достойного оформления. Обычно первый шаг оформления — монтаж отпечатка в паспарту. Потом его можно закрыть в раму, уложить в папку для портфолио и т. д.
Паспарту это два (или больше) листа картона, у одного из которых имеется окно для фотографии. Отпечаток находится внутри этого картонного бутерброда. Для восприятия, паспарту — поле отграничивающее отпечаток от окружающего пространства. В нем фотография смотрится не как одна из пачки подобных, а как самостоятельное произведение. Цвет паспарту подбирают так, чтобы он гармонировал с отпечатком и окружающим пространством (если фотография висит на стене), усиливал впечатление. К примеру, светлый фон паспарту усиливает воспринимаемую плотность черного. Черный — белизну. Нейтральный серый добавляет контраст. Паспарту защищает фотографию от соприкосновения с руками и соседними фотографиями (если отпечатки хранятся в стопке). Наконец, паспарту — способ увеличить размеры отпечатка, если это необходимо.
Для изготовления паспарту нужно подбирать материалы, которые не испортят отпечаток. В идеале это специальные материалы, вроде бескислотного или забуференного картона для паспарту, монтажная лента с клеевым слоем из не гигроскопичного обратимого (такого, который при увлажнении после высыхания теряет клеящие свойства и паспарту можно разобрать, не повредив отпечаток) неитрального клея (к примеру, клейстер из пшеничного крахмала). Не обязательно все это покупать в специализированных магазинах. Можно найти замену и среди обычных материалов. Но есть риск, что неподходящий компонент испортит труды. Вот типичные примеры проблем, с которыми приходилось сталкиваться при ошибках в подборе материалов:
при использовании для монтажа скотча на основе из бумажной ленты через некоторое время на паспарту или фотографии проступают пятна;
такие же пятна или потемнение иногда проявляются и при использовании обычного клея, типа ПВА;
с окрашенного в подходящий цвет с помощью принтера картона для паспарту на фотографию «переходит» краска, то есть на отпечатке по краю, граничащему с окном паспарту, со временем проявляется едва заметная цветная кайма.
При оформлении фотографий для портфолио и использовании для этого техники паспарту не обязательно брать толстый картон. Хорошее паспарту можно сделать из той же фотобумаги, на которой выполняется печать. Обычно такая бумага долговечна и уж точно не вступит в реакцию с отпечатком. Кроме того, при изменении влажности она деформируется «синхронно» с отпечатком и сильного коробления собранного паспарту с фотографией не происходит.
Окно в картоне можно вырезать острым ножом, но лучше использовать специальный. Тогда срез получиться косым, что украшает оформленный отпечаток. Одно из доступных для домашнего оформления приспособлений — нож со сменными лезвиями и фиксированным углом наклона, типа LOGAN 3000. Для работы так же потребуется ровная, жесткая и сравнительно мягкая поверхность, которую не жалко изрезать и о которую не затупится нож.
Вырезать окно в паспарту — половина дела. Далее нужно все смонтировать. Один из правильных способов — монтаж «книжкой». Фотография крепится на основу, а основа с лицевой частью паспарту (картонка с окном под фотографию) соединяются изнутри тонкой гибкой лентой. Получается книжка. Ленту лучше взять специальную для монтажа паспарту. Она становится клейкой после небольшого увлажнения. Одна из важных деталей технологии — крепление фотографии. Отпечаток крепится к основе в нескольких местах (небольшой отпечаток всего в двух) «Т»-подвесом. При таком креплении у отпечатка в паспарту есть возможность небольших перемещений, что предотвратит коробление при неравномерном высыхании «конструкции».
При монтаже вместо «Т»-подвесов можно использовать и готовые или самодельные уголки. Тогда к самой фотографии вообще ничего не приклеивается и при необходимости она легко извлекается из паспарту. «Закрыть» паспарту можно с помощью полоски той же клеящей ленты, положив ее внутрь книжки на стороне противоположенной «переплету».