Мировая премьера камеры Panasonic Lumix DMC-GH2 состоялась 21 сентября на выставке Фотокина 2010. Мне удалось почти в течение 10 дней поработать с предпродажным экземпляром камеры.
Предыдущую модель GH1 я тестировал год назад и подробно описал. Новая модель имеет мультиформатную КМОП-матрицу Live MOS уже с 16 Мп. Максимальный размер кадра при соотношении сторон 4:3 — 4608×3456 пикселей, при 16:9 — 4976×2800, т.е. по сравнению со стандартной, матрица имеет дополнительно 368 столбцов чувствительных элементов.
Новый процессор Venus Engine FHD и система автофокуса Lightspeed снизили время фокусировки до 0,1 секунды. Как было заявлено на пресс-конференции, это вдвое быстрее предыдущих моделей и быстрее зеркалок среднего уровня. Действительно, я не почувствовал никакого дискомфорта при работе с автофокусом, по сравнению с зеркальными камерами. Лично для меня отпал последний аргумент в пользу зеркальных камер.
Удобство пользования обеспечивает сенсорный поворотный экран и электронный видоискатель с разрешением 1 530 000 точек.Стерео
Основной темой данной статьи является новый стереообъектив для камер стандарта micro 4/3.
Работа с этим объективом в значительной мере определяется программным обеспечением камеры. Panasonic Lumix DMC-GH2 — первая камера, которая знает, что такое стерео и как обращаться с этим объективом.
Когда стереообъектив устанавливается на камеру Panasonic Lumix DMC-GH2, появляется сообщение, что 3D-объектив присоединен и установки изменены.
Подсоединив объектив к камере G1, я убедился, что старые камеры серии G воспринимают его как обычный, никаких сообщений не выдают и дополнительно снимок не обрабатывают.
За полтора века серебряной фотографии мода на стерео приходила волнами, примерно с периодом в 50 лет. (Об истории и различных способах получения стереофотографий я ранее писал в отдельной статье.) Вот и рассматриваемый нами объектив очень похож на Stereo Elmar, сокращенно Stemar, и на наши объективы полувековой давности, выпускавшиеся для дальномерных камер в 40-х — 50-х годах прошлого века.
По сравнению с предками, потомок предельно упрощен. Два объектива, размещенных в одной оправе, имеют каждый фокусное расстояние 12,5 мм, фиксированную диафрагму диаметром в 1:12 фокусного расстояния и сфокусированы на гиперфокальное расстояние равное 1 м 20 см. Это обеспечивает резкую картинку от 60 см до бесконечности.
Контакты служат только для того, чтобы сообщить камере, что сделанные снимки надо обрабатывать как стерео и записывать в файл с расширением MPO.
Операционные системы, не обращающие внимания на расширение файла, скорее всего его откроют и покажут одно из двух содержащихся в нем изображений размером 1920 на 1440 пикселей.
Вскрытие в двоичном редакторе показывает, что это записанные последовательно две картинки, снятые правым и левым объективами, сжатые в формате JPEG и упакованные в один файл. Для того чтобы понять, откуда он берется, заклеим изолентой контакты на объективе и получим целиком картинку, формируемую объективом на матрице.
Формально, вышеприведенный снимок можно превратить в JPEG Stereo заменой буквы G в расширении на S. Программы просмотра его после этого воспримут как стерео и постараются тем или иным способом, в зависимости от имеющегося в наличии оборудования, довести каждую картинку до своего глаза. Однако просмотр этих снимков окажется более напряженным, чем в случае обработанных камерой. Попробуем проделать на компьютере обработку снимка, аналогичную той, что выполняет камера.
Работать с двоичным редактором не самое приятное занятие, поэтому воспользуемся программой StereoPhoto Maker, которая позволяет редактировать и просматривать самые разнообразные стереоизображения, в том числе и в формате MPO. Программа преобразовывает стереопару для просмотра с помощью любых очков и растровых стереомониторов. Это наиболее мощная и доступная программа на сегодняшний день. Хотя программа написана для работы под Windows, но она прекрасно работает и в случае запуска ее под wine для Linuх. Надо только не забыть поместить ярлыки на папки с фотографиями в папку «.wine/drive_c».
Сравнивая с изображениями, обработанными камерой, мы обнаружим, что в тех используются только центральные части изображений и, судя по всему, к ним применена операция, аналогичная автоматическому совмещению в программе StereoPhoto Maker. Возможности программы поистине безграничны, она будет полезна и для коррекции снимков, уже обработанных камерой — например, если вы слегка ошиблись с экспозицией. Снимки, записанные в формате JPS, можно подправить в любом графическом редакторе, а файлы MPO надо предварительно разделить, а уж потом корректировать, поэтому специализированная программа для работы с ними значительно удобнее. При кадрировании снимков, не обработанных камерой, у нас есть возможность выбрать произвольное отношение сторон. На экране удобнее смотреть в ландшафтной ориентации, но не всегда. Скажем, если мы пользуемся мерцающими или цветными очками, это так. Но есть еще один дедовский способ с призматическими очками, которые позволяют правому глазу видеть левое изображение, а левому — правое. В этом случае нам надо суметь разместить на экране два изображения рядом, и портретная ориентация окажется более удобной.
Более подробно о работе программы я попытался рассказать в нижеприведенном видеофильме.
Поскольку большинство читает эту статью на обычном мониторе, то для демонстрации стереоснимков воспользуемся не столь богатыми по возможностям, но тоже весьма универсальными методами. Первый, StereoPhotoViewer Applet, написан на Java, поддерживает больше способов просмотра и возможность детально изучить фрагмент вплоть до размера исходного изображения, а второй, Flash based Stereo Viewer, как следует из названия, использует технологию Flash, и размер изображения может быть меньше или равен открытому окну.
Эти программы не понимают формат MPO, однако преобразовать снимки и сгенерировать страницу в html с использованием любой из вышеназванных технологий можно в программе StereoPhoto Maker.
Ширина столбца в статье слишком узкая, чтобы комфортно рассматривать фотографии, поэтому щелкните по миниатюре, чтобы просмотреть галерею с помощью StereoPhotoViewer Applet в отдельном масштабируемом окне. После этого можно нажать клавишу «H», чтобы увидеть справку по использованию программы. Различные снимки можно выбрать в первом выпадающем меню. Для просмотра через Flash based Stereo Viewer на отдельной странице щелкните по ссылке в конце галереи. Если у Вас Java не установлена и миниатюр не будет видно, в этом случае щелкайте по ссылке Flash, в открывшемся окне будет текущее изображение и миниатюры остальных фотографий текущей галереи.
Стереобаза у этого объектива диктуется размером матрицы и много меньше, чем расстояние между глазами. Это приводит к тому, что заметный стереоэффект мы можем получить только для достаточно близко расположенных объектов. Например, таких как цветы на клумбе или трава на переднем плане. Вообще говоря, прообраз этого объектива, Stereo Elmar, комплектовался зеркальной насадкой, которая позволяла нам существенно увеличить стереобазу. По конструкции эта насадка очень близка к нижеприведенной.
В данном случае воспользоваться подобной насадкой не представляется возможным, поскольку этому мешает расположенное довольно далеко от объективов защитное стекло и слишком маленький угол зрения, на который рассчитана насадка. Впрочем, если уж снимки все равно обрабатываются камерой, то можно было попытаться сделать систему с кривыми зеркалами. В этом случае мы смогли бы согласовать углы, а получившееся анаморфотное изображение при том же отношении сторон в файле MPO более полно использовало бы площадь матрицы. Зеркальную стереонасадку можно использовать и со штатным объективом камеры.
В этом случае его правая и левая половины работают, как отдельные объективы. Насадка рассчитана на горизонтальный угол зрения для полного кадра в 40 градусов. Этот угол достигается при фокусном расстоянии штатного объектива в 25 мм. Учитывая, что на матрице формируются два изображения, угол зрения для каждого будет всего 20 градусов, что примерно в два раза меньше, чем когда мы пользуемся стереообъективом.
В галерее приведены снимки, снятые с одной точки 3D-объективом и штатным объективом с зеркальной стереонасадкой СКФ-1.
Насадка СКФ-1 | 3D-объектив |
Рассмотрим плюсы и минусы обоих решений. За стереонасадку — большая стереобаза, дешевизна. Проблема только в том, что угол зрения будет очень маленький. Основное достижение этого объектива и заключается в том, что угол его зрения примерно равен углу зрения глаза, и это больше, чем у всех известных мне систем, использующих одну матрицу или один кадр для стереосъемки.
Иногда, тем не менее, хочется иметь еще больший угол. Для этого мы можем сшить стереопанораму. Мы берем правое и левое изображение, извлекаем их с помощью программы StereoPhoto Maker или с помощью двоичного редактора в два отдельных файла, далее сшиваем в программе сшивки панорам каждую пару в отдельности и загружаем полученный результат в программу StereoPhoto Maker, совмещаем их и создаем новый файл MPO или JPEG Stereo (JPS) — как нам больше нравится.
Вертикальная панорама, сшитая из двух снимков, снятых 3D-объективом | Горизонтальная панорама, сшитая из 5 снимков, снятая с насадкой СКФ-1 |
Отдельной темой является видеосъемка, которую вполне профессионально можно выполнять этой камерой. В данной статье я остановлюсь только на двух достаточно специальных случаях. Мы уже писали о цейтраферной съемке в фоторежиме в отдельной статье. Эта камера позволяет получить похожий эффект и в видеорежиме.
Конечно, ускорения в три раза недостаточно для эффектной демонстрации восхода, но все же экономия места на карте памяти. В нижеприведенном ролике только пролет птиц оставлен с этим замедлением, а остальная последовательность кадров прорежена в видеоредакторе еще в 50 раз.
Второй интересный прием — это перемещение точки фокусировки при съемке светосильным объективом с маленькой глубиной резкости. Пока таких объективов в линейке камеры мало, поэтому я воспользовался объективом Юпитер-3.
Получившийся ролик я обрезал с краев и уменьшил в два раза.
P.S.Камера приятная во всех отношениях, способная качественно решить почти все задачи фотосъемки, в том числе и профессиональной. Что касается приложений в виде стересъемки и видеосъемки, то я жду от Panasonic дальнейшего развития. Пока это скорее заявление о намерениях и возможность попробовать себя в смежных жанрах, а не инструмент, способный конкурировать со специализированными устройствами.