и
взгляд на Micro 4/3 system глазами энтузиаста
Название | Panasonic Lumix DMC-GH3 |
Дата анонса | 17 сентября 2012 г. |
Тип | DSLM (беззеркальная) |
Производитель | Panasonic |
Информация о камере | Panasonic Lumix DMC-GH3 на сайте производителя |
Цена, только корпус | Н/Д(0), |
Мне не нравится термин «беззеркалка». От приставки «без» веет неполноценностью, намеком на вторичность и упрощенность. Довольно распространенным является мнение «за такие деньги можно купить зеркалку, у которой и автофокус быстрее, и матрица больше». Странно. Почему-то никому в голову не приходит открыть глаза мотоциклисту на тот факт, что за деньги, потраченные на Yamaha R1, можно купить Daewoo Matiz. Ведь у автомобиля лучше пассивная безопасность и защита от дождя…
К сожалению, термин уже устоялся, и даже сами производители этого класса камер используют аббревиатуры DSLM (Panasonic) и MILC (Olympus), содержащие слово Mirrorless. Поэтому в статье он тоже будет использован. Но хотелось бы надеяться, что со временем для цифровых камер будет разработана более удачная система классификации и появятся аббревиатуры, не содержащие в себе упоминания ни о количестве объективов на борту, ни об отсутствии зеркал, раздвижных мехов, коллоидных пластин и прочих атавизмов.
Характеристики
Основные | |
Матрица | Live MOS, Four Thirds (17,3×13 мм) |
Разрешение | 16 млн. эффективных пикселей, максимальное разрешение 4608 × 3456 |
Стабилизатор | нет |
Светочувствительность | ISO 125—3200, ISO 6400, ISO 12800, ISO 25600 |
Объектив | Байонет Micro 4/3, сменная оптика |
Экспозамер | мультизонный, центровзвешенный, точечный |
Формат файлов | JPEG, RAW, RAW + JPEG, MPO (при использовании 3D-объектива стандарта Micro Four Thirds), MPO + JPEG |
Видео | Full HD до 60 fps в форматах AVCHD Progressive, MPEG4 AVC (H.264) (контейнеры MOV, MP4) со стереозвуком, с возможностью делать снимки во время записи |
Карты памяти | SD, SDHC, SDXC |
Экран | OLED, 3 дюйма, 614 000 пикселей, сенсорный, откидной, поворотный |
Видоискатель | Электронный, OLED, 1 744 000 пикселей, поле зрения 100%, увеличение — 1,34 |
Серийная съемка | До 20 кадров в секунду |
Источник питания | Литий-ионная батарея BLF 19E (7,2 В, 1860 мА·ч) |
Размеры, вес | 132,9×93,4×82,0 мм; 550 г (включая вес батареи и карты памяти) |
[...] Небольшое отступление. Кому нужны мотоциклы беззеркалки?
В 2007 году я был близок к отчаянью. Менять мой устаревший Canon Powershot G5, по большому счету, было не на что. Выпущенная в 2004 году великолепная пятерка 8-мегапиксельных просьюмеров (Minolta A2, Sony 828, Nikon 8700, Olympus 8080 и Canon Pro1), конечно же, не прошла мимо моего внимания, и я даже тестировал эти камеры для одного из изданий, но к тому времени они уже морально устарели, и хотелось дождаться следующего поколения. Однако прошел год, два, три — и стало окончательно ясно, что Canon не выпустит модель Powershot Pro2, которую так ждали тысячи энтузиастов цифровой фотографии по всему миру. Это была последняя надежда на правильное развитие идеи просьюмер-компактов в профессиональном направлении — именно Canon Pro1 был концептуально лучшим представителем класса, несколько опередившим время.
Другие ведущие производители также заморозили данное направление, за чем совершенно явственно прослеживался «зеркалочный сговор». Тот же Canon можно понять: выпуск нашпигованного техническими новшествами компакта с увеличенной до дюйма матрицей и стеклами L-серии убил бы их собственный сегмент зеркалок начального, а может быть — и полусреднего уровня. В результате история пошла по альтернативному пути, и мы имеем то, что имеем: целое поколение тех, кому нужно было что-нибудь качественнее компакта, приучены таскать на шее килограмм с лишним и прищуриваться одним глазом в оптический видоискатель, как их дедушки. Процентов 70 из них никогда не снимут с камеры китовый объектив…
Чем меня не устраивали зеркалки? Во-первых, одним из моих увлечений была и остается предметная съемка/макро. Это специфический вид съемки, как правило, со штатива, с активным экспериментированием по размещению объектов в кадре. Самым удобным способом для этого является визирование по поворотному дисплею с управлением камерой с беспроводного пульта ДУ (для исключения сотрясений на длинных выдержках) и оценкой конечного результата в реальном времени. Как следствие привычки к такому способу построения и восприятия будущего кадра, пользоваться видоискателем даже при обычной съемке с рук становится некомфортно. Понятно, что зеркальная камера имеет совершенно другую концепцию: визирование прямо через оптику (TTL) без учета внутрикамерной обработки изображения, а точки фокусировки находятся в жестко определенных местах, в основном в центральной части кадра. Для обхода этого явного недостатка производители зеркалок предложили эффектно преподносимую технологию LiveView, по сути являющуюся изначально обычной схемой работы компактных камер. Но в зеркалочном исполнении, как и всякие костыли, она имела и имеет кучу недостатков, и не может полностью заменить штатную схему с визированием одним глазом через оптику и использованием фазовых датчиков фокусировки. В реальности, даже если камера имела LiveView (как Canon 450D, выпущенный в 2008 году), никто им серьезно не пользовался из-за черепашьей скорости автофокуса в таком режиме, повышенного расхода энергии и других ограничений.
Не подумайте, что я принципиальный противник классической оптики и визирования через окуляры. Достаточно сказать, что один из самых любимых и совершенных инструментов, используемых мной на фотоохоте — бинокль Canon 10x42L IS WP c оптическим стабилизатором и красными колечками на объективах — признаком оптики класса L. Но все-таки realtime-наблюдение, к тому же бинокулярное, и контроль за формированием цифрового изображения — немного разные задачи. Возможность видеть конечный результат еще до съемки, оценивать «в прямом эфире» экспозицию, баланс белого, видеть, как меняется картинка от подстройки параметров, становится незаменимой, когда к этому привыкаешь.
Другим аргументом против зеркальных систем был вес и габариты. Большинство систем имеет линейку оптики, изначально рассчитанную на покрытие полного кадра (FF — full frame, 24×36 мм), соответственно, габариты оптической системы возрастают пропорционально. Если вы берете камеру среднего класса с сенсором формата APS-C (кроп-фактор 1,5), то оптику будете таскать в любом случае полнокадровую, то есть лишние процентов 30 по сравнению с вариантом, если бы она изначально была рассчитана только на APS-C. Часть стекла просто не работает, проецируя «лишнее» изображение в пустоту вокруг матрицы. Приличный зеркальный комплект со светосильным зумом уходит за килограмм, а с телевиком от 400 мм в 35-миллиметровом эквиваленте — далеко за 2, а то и 3 килограмма.
К счастью, в 2008 году Panasonic выпустил первую камеру стандарта Micro 4/3 — модель G1, которая была ближе к так и не выпущенному Canon Pro2, чем к любой зеркалке. С тех пор я плотно подсел на «микру», пересаживаясь последовательно с G1 на GH2, и в начале этого года на GH3, а кроме этого обзавелся линейкой объективов стандарта Micro 4/3, подходящих под мои предпочтения в фотографии.
В этой статье я постараюсь рассказать о практическом опыте использования с февраля этого года топовой камеры Panasonic системы Micro 4/3, а также о своих соображениях по поводу перспектив системы, ее достоинств, ее недостатков.
[+−] GH3: достоинства и недостатки
Panasonic GH3 — довольно крупная камера с «полноформатной» эргономикой. Выше даны фотографии, где можно сравнить Panasonic GH3 и Panasonic G5 анфас и в профиль. Вот так выглядят задние панели этих камер:
Что получите вы, «пересев» с G5 на GH3? Во-первых, металлический корпус с текстурой как у старших зеркалок. После GH3 очень чувствуется «субтильность» и «игрушечность» пластикового корпуса G5, хотя по фотографиям это не так заметно. Мизинец помещается на рукоятке, хват получается более уверенным — рука не напрягается в попытках зафиксировать мелкий скользкий корпус, теперь ею можно совершать более свободные и раскованные манипуляции при съемке.
зеркальной камере начального уровня — 550 граммов без объектива
Экран порадует пониженным уровнем черного, он контрастнее и производит более «породистое» впечатление. Я был поражен этим фактом, поскольку по спецификациям экран G5 имеет большее разрешение: 920 000 точек против 614 000 у GH3 — видимо, дело в технологии (TFT против OLED соответственно). В общем, поверьте, при сравнении вы однозначно предпочтете экран GH3. Та же ситуация с электронным видоискателем: у GH3 он более крупный, как снаружи, так и по видимому размеру изображения, более контрастный, с меньшим уровнем черного. Но это уже в соответствии со спецификациями, которые говорят о 1 440 000 точках у G5 против 1 744 000 у GH3.
Есть и ложка дегтя: EVF у GH3 страдает размытием изображения при сдвиге относительно оптической оси. То есть если вы смотрите прямо по центру видоискателя, то все отлично. Но если глаз чуть смещен вбок — картинка замутняется. В той или иной степени такой дефект наблюдается у многих камер, в том числе и у G5, но у GH3 он выражен особенно ярко. Тем не менее, я уверен, что большинство все равно выбрали бы EVF от GH3 за больший размер и лучшую цветопередачу.
Размеры корпуса позволили создать внятную, удобную систему управления камерой. По результатам эксплуатации у меня есть несколько замечаний к управлению, но я расскажу о них в конце статьи, в соответствующем разделе.
Матрица
Это самое большое изменение относительно предшественника, модели GH2. К величайшему сожалению, нас лишили мультиформатности — фирменной фишки камер серии GH до 2013 года. Ее отсутствие означает, что заявленный кроп-фактор 2 достигается только на диагонали кадра 4:3, и только в этом соотношении мы имеем максимальное разрешение 16 Мп (4608×3456). При переходе к соотношениям сторон кадра 3:2 (мой основной формат) и 16:9 (видео, а также широкоформатные панорамы) теряется и полезная площадь кадра, и разрешение. Посмотрим, чего лишил нас Панасоник, убрав мультиформат в GH3. Вот реальный кадр с соотношением сторон 16:9, снятый на Panasonic GH2 с мультиформатной матрицей — его размеры 4976×2800 пикселей. Если мы поставим ровно тот же объектив на GH3 и сделаем снимок с той же точки, то получим кадр размером всего 4608×2592 точек — он показан на снимке зеленой рамкой.
Если принять кроп-фактор кадра GH2 за 2 (строго математически, при соотношении сторон 16:9 он составляет 2,0175, но я несколько округлю), то кроп-фактор GH3 составит 2,16 — ощутимая разница! Это заметно и по уменьшенному углу охвата при съемке широкоугольными объективами в ограниченном пространстве, и по ухудшившемуся разрешению в видеорежиме. Наконец, если вы попытаетесь скомпенсировать разный охват «ногами», то при одинаковом масштабе объекта в кадре у GH3 будет чуть меньшее размытие фона на открытых диафрагмах — прямое следствие уменьшенного кроп-фактора. Еще раз уточню, что указанный эффект хорошо ощутим при соотношении сторон кадра 16:9, уменьшается на пропорциях 3:2 и отсутствует на соотношении 4:3. Панасоник чуть подсластил горькую пилюлю тем, что встроил в GH3 электронный двухосевой уровень, без которого я обходиться теперь решительно не могу. Он позволяет выставить практически идеальный горизонт еще на этапе съемки кадра — и тем самым сэкономить полезную площадь, которая раньше часто уходила на то, чтобы выровнять горизонт в редакторе.
Цвет
Нет худа без добра. Смена мультиформатной матрицы собственного производства Panasonic на матрицу нового поколения (по косвенным данным, производства Sony) дала и ощутимые плюсы. В первую очередь, это цвет. Я сразу же обратил внимание на более чистые, ясные цвета GH3 по сравнению с GH2 (и, соответственно, с G5, в котором стоит матрица от GH2, но с принудительно отключенной мультиформатностью). Если рассматривать структуру изображения «под микроскопом», в масштабе 100%, то можно заметить некоторое ухудшение попиксельной резкости — именно на GH2 я сделал все свои «рекордные» по разрешению снимки. Но зато у GH3 это компенсируется более пластичным, цельным изображением, с приятными и естественными цветами, которые, к тому же, отлично «тянутся» в конверторе, и даже на предельных по меркам предшественников значениях ISO (1600—3200). В этот цвет невозможно не влюбиться:
Причем цвет не навязчиво-однообразный, как бывает с так называемыми «естественными теплыми оттенками» некоторых производителей, он всегда разный, но какой-то, действительно, чистый и интересный, по-другому не скажешь.
Правда, порой бывают и проблемы. Это, в первую очередь, клиппинг красного, который часто приходится «вытягивать» в конверторе. Традиционно для адобовского конвертора (я пользуюсь модулем Adobe Camera Raw 7.4 в Photoshop) недоделан желтый и оранжевый в светах — например, вы вряд ли сможете получить цвет закатного/рассветного солнца таким же, как во внутрикамерном JPEG. Но для меня плюсы перевешивают минусы, и мне очень интересно работать с цветом на GH3, получая от этого эстетическое удовольствие. С тем же красным и желтым можно повозиться и при желании получить оттенки или, по крайней мере, общую атмосферу снимка, очень близкие к камерному JPEG. Проиллюстрирую это ноябрьским рассветом в степи, с которым пришлось поработать как во вкладках HSL конвертора, так и в Selective Colors самого Photoshop:
Кстати, о внутрикамерной обработке. Матрица-то матрицей, та же самая устанавливается и в другие современные модели камер системы Micro 4/3: GX7, E-M1 и Е-М5. Но многое зависит и от обвязки матрицы, от алгоритмов экспозамера и автоматического баланса белого. В GH3 автоматика обеспечивает превосходные снимки при параметрах по умолчанию, т. е. вам не придется сильно мудрить в конверторе, чтобы получить хороший результат. Вот пример кадра абсолютно без коррекции, сконвертированного в ACR 7.4 с «дефолтными» установками. Недовольная самка желтого суслика, снятая этой весной, демонстрирует не только серьезность своих намерений, но и прекрасную резкость, отличный экспозамер, автобаланс белого и цветопередачу. Съемка при желтом закатном солнце в степи с пожухшей растительностью вообще-то удовольствие ниже среднего, но тут добиться лучших цветов и экспозиции я вряд ли мог бы даже после обработки:
Скачать этот кадр в формате RAW (17 MB)
Съемка в условиях плохого освещения
У этой матрицы все очень неплохо на высоких ISO, в чем вы можете убедиться, посмотрев измерения на любом специализированном ресурсе. У себя в камере я установил лимит ISO в авторежиме на 3200 единиц. Но нужно заметить, что такая чувствительность нужна мне на малых и средних фокусных расстояних не так часто, поскольку в таких случаях я предпочитаю использовать светосильные стекла. В отличие от зеркальных систем, лучшие объективы Micro 4/3 резкие уже с полностью открытой диафрагмы, а кроп-фактор 2 увеличивает ГРИП до приемлемых значений даже при значениях апертуры меньше 2. В качестве иллюстрации, объектив Leica DG Summilux 25 mm F1.4 ASPH позволяет снимать вот такие кадры с рук на минимальном ISO:
В продолжение темы цвета — этот чистый сине-салатовый на ночной улице мне очень нравится
Это тоже снято с рук на выдержке 1/60 с ISO 200
Повышение ISO до 800—1600 не вызывает дискомфорта даже при сильном «вытягивании» экспозиции в конверторе
В качестве экстремального испытания для матрицы можно привести следующий сюжет. Лиса, пришедшая из степи к человеческому жилью в поисках чего-нибудь вкусненького, освещена фонарем уличного освещения с сильным сдвигом цветовой температуры в зеленую область. Для компенсации баланса белого пришлось установить в конверторе значение Tint в +110 Magenta, и это при чувствительности в 3200 единиц ISO. Дополнительная подсветка сильно изменила бы кадр, уничтожив закатное небо (1 час после захода солнца). Жуткие условия даже для полнокадровой матрицы, однако GH3 справился довольно неплохо.
Электронный затвор
Еще одна фирменная фишка GH3 — электронный затвор. Он позволяет осуществлять съемку в полном разрешении без срабатывания механического затвора и, что важно, во всем диапазоне выдержек вплоть до 1/4000. Ограничения касаются только съемки движущихся объектов, т. к. информация с матрицы считывается построчно и относительно медленно, так что быстро движущиеся в кадре объекты будут иметь причудливо искаженную геометрию (например, столбы за окном вашего поезда получатся дугообразно выгнутыми). Также можно нарваться на интерференцию с частотой осветительной сети, и если вы снимаете при свете люминесцентных ламп, то можете получить эффект полосатости, но это в принципе лечится подбором выдержки.
В целом, электронный затвор — чрезвычайно полезное изобретение. С ним можно снимать людей, не смущая их щелканьем механического затвора. Вот кадр, снятый на перроне. Со стороны процесс съемки выглядит так: стоит какой-то фотограф-любитель (профессионалы же все с огромными черными камерами с большими белыми объективами), возится с меню своей камеры по повернутому дисплею. Кнопку спуска затвора можно и не трогать, заменяя ее тапом по сенсорному экрану. Человек в кадре не ощущает себя объектом внимания папарацци:
Попробуйте снять такой кадр зеркалкой. Скорее всего, снимете, но степень незаметности несравнима. Не все же могут вжиться в образ блогера-путешественника, увешанного рюкзаками и объективами и не отнимающего глаза от видоискателя.
Кроме этого, электронный затвор будет очень полезен в музеях и галереях, где фотосъемка запрещена из соображений защиты произведений искусства от света фотовспышек. Трудно доказать смотрителю музея, что на вашей камере стоит светосильный объектив, а вспышкой вы не пользуетесь в принципе — он в этом, скорее всего, не разбирается. Проще не нервировать человека щелчками затвора, а тихо и мирно осматривать экспонаты с висящей на груди якобы выключенной фотокамерой. Кому какая разница, что время от времени вы слегка задеваете кнопку на верхней панели? На полностью открытой диафрагме съемка абсолютно бесшумна, а на прикрытых дырках слышен шорох лепестков диафрагмы, но он все равно не идет ни в какое сравнение с лязгом механики затвора.
Не стоит забывать, что применение электронного затвора минимизирует сотрясение матрицы по время съемки, что зачастую положительно сказывается на резкости кадра.
Wi-Fi
Удаленное управление через Wi-Fi Direct — одна из самых ценных способностей GH3, лично я ждал ее больше всего. Дело в том, что я увлекаюсь съемками живой природы, и мне очень хотелось попробовать эту функцию в действии, из засады. Имейте в виду, что хотя многие современные камеры имеют подобную возможность, в большинстве случаев она ограничена режимом Auto и фактически эмулирует спусковой тросик, не более того. Удаленное же управление в GH3 позволяет менять абсолютно все параметры съемки и даже настройки камеры, например пропорции кадра и формат записи, а главное — видеть снимаемый кадр в реальном времени на удаленном устройстве и ставить точку фокусировки в любую позицию по всему полю кадра. Фирменная программа Lumix Link бесплатно доступна и в Google Play, и в Apple Store. Я пользуюсь смартфоном Samsung Galaxy Note 2. Батареи камеры и смартфона обеспечивают непрерывную съемку в течение двух-трех часов, а режим автоматического засыпания увеличивает это время в разы, чего более чем достаточно в большинстве засад. Экран смартфона можно отключать без потери соединения.
Расскажу о полевых испытаниях Wi-Fi весной этого года. Объектом съемки был выбран желтый суслик — самый крупный вид суслика в России. Эти животные примечательны тем, что проводят в спячке до 9 месяцев в году и увидеть их можно только с начала весны до начала лета. Это интересные зверьки, умнее крыс и песчанок (детеныши играют, как кошки или лисята), чем-то похожие по поведению на сурикатов, но более пугливые. Те из них, что обитают в норах вдоль дорог, привыкли к человеку, не боятся машин и подпускают довольно близко, иногда с подхода мне удавалось подобраться до двух метров. Проблема в том, что в таких местах обитания (вдоль дорог) не очень красивый антураж для съемки, а мне хотелось снять их на фоне свежей растительности. Живущие же далеко в степи суслики, особенно молодняк, близко уже не подпустят.
Первые опыты показали, что Wi-Fi работает на расстоянии до 30-40 метров, причем откидывание дисплея вбок значительно увеличивает зону приема сигнала. К каналу управления много нареканий: как всегда бывает с пакетной передачей данных, все это дело жутко тормозное и ненадежное. Чтобы включить remote control, нужно совершить кучу действий: включить Wi-Fi сначала на смартфоне, потом на камере, связать два устройства, причем успешность установки соединения зависит от очередности подключения. Линк может развалиться даже на расстоянии 5 метров, если вы перекроете прямую видимость телом. Правда, чаще всего он восстанавливается автоматически, если не делать резких движений и восстановить прямую видимость. Задержки не сильно большие, но использовать такой пульт как тросик для репортажной съемки не получится: после съемки кадра следует пауза примерно в полсекунды. Еще один недостаток заключается в том, что управлять видеосъемкой с пульта нельзя. То есть запустить запись видео удаленно можно, но после этого экран гаснет, вы ничего не видите, а остановить запись можно только с камеры.
Но даже с учетом всей этой сырости и глючности, Wi-Fi дал то, чего не было раньше. В сочетании с электронным затвором появляется возможность снимать очень пугливых животных, чутко реагирующих на звук. Первая пристрелка с телеобъективом 100—300 дала такие результаты:
После этого я стал целенаправленно охотиться за диким выводком молодняка в степи (нора была обнаружена при помощи бинокля), причем использовал не телевик, а более короткофокусный объектив Leica DG Macro-Elmarit 45mm F2.8 ASPH. Съемка велась на закате из укрытия в 30 метрах от аппарата на штативе. На второй день мне удалось сделать довольно редкий снимок. Особенность его в том, что он склеен из двух кадров: при расстоянии до объекта около полутора метров и диафрагме 2,8 получилась очень малая ГРИП, и если один детеныш был в фокусе, то второй выпадал из зоны резкости. Проблема легко решилась выбором точки фокусировки сначала по одному зверьку, потом по другому, и были сделаны два кадра с разной фокусировкой в течение нескольких секунд.
Замечу, что в GH3 режим съемки касанием доступен и при удаленном управлении, так что моя задача заключалась в том, чтобы комфортно наблюдать на экране смартфона за передвижением сусликов и в нужный момент просто щелкнуть пальцем по носу сначала одного, потом другого. После первого кадра они даже не шевельнулись, т. к. был использован электронный затвор, в сочетании с открытой диафрагмой обеспечивший бесшумность.
Подобные технологии удаленной съемки используются и на зеркалках, но там это гораздо сложнее и дороже, т. к. требуется отдельная система управления, радиопередатчики и т. п. О бесшумности речи нет, и к тому же я сильно сомневаюсь что на зеркалке в принципе возможна такая свобода в выборе произвольной точки фокусировки по всей площади кадра.
Система фокусировки
С этим у незеркалок вообще и у GH3 в частности ситуация двойственная. С одной стороны (назовем это двухмерными способностями, т. е. свободой в выборе области фокусировки по площади кадра и методами автоматизации выбора этой области) все прекрасно. Возможности, которые и не снились владельцам зеркалок при использовании оптического видоискателя, давно стали заурядными для незеркалок. Это и произвольная установка точки фокусировки в любое место по всей поверхности кадра, и выбор размера рамки фокусировки. Кроме того — автоопределение лиц, автослежение за лицами, возможность выбрать нужное лицо простым касанием по экрану, увеличение зоны фокусировки при ручной фокусировке и т. п. Вот, например, интересный режим автофокуса Pin Point, имеющийся в GH3: точка фокусировки отображается маленьким крестиком, и при полунажатии на кнопку спуска область вокруг нее многократно увеличивается. Это позволяет залезть точкой фокусировки в такие места, где традиционная рамка зацепится об окружающие предметы. На фото — иволга, «птица-невидимка». Ее практически невозможно снять с подхода так, чтобы между вами не было нескольких веток или густой листвы. Фокусировка производилась в режиме Pin Point, точка была наведена точно в глаз птицы:
Попробуйте щелкнуть по картинке и оценить точность автофокуса в большем разрешении. Кстати, на GH3 можно смотреть через видоискатель, но при этом перемещать точку фокусировки прикосновением к погашенному сенсорному экрану. Учитывая, что экран откидывается вбок, это вполне рабочее решение. Имеется два режима: «абсолютный», когда точка фокусировки будет в том же месте кадра, что и палец, и «относительный», когда используешь экран как тачпад и гоняешь точку наподобие курсора.
С другой стороны (назовем это отработкой фокусировки в трехмерном пространстве) дела обстоят хуже, и в первую очередь — в теледиапазоне. Конечно, стоит признать, что у контрастного автофокуса, используемого в незеркалках, есть и большое преимущество в виде потенциально абсолютной точности, так как оценка достижения фокусировки производится по самой картинке, а не по сторонним датчикам. Соответственно, понятия «бэк-» или «фронт-фокус» неприменимы для незеркалок. Зато, в отличие от фазового, контрастный автофокус заранее не знает, в какую сторону начинать двигать блок линз, и вероятность задержки от этого возрастает. Да и скорость привода меньше (я еще не видел ультразвуковых моторов в родных телеобъективах системы Micro 4/3). Контрастный метод совершенен на малых и средних фокусных расстояниях, неплох он и на бо́льших ФР в тепличных лабораторных условиях, при неподвижных объектах съемки и зафиксированной камере. Но он становится почти беспомощным в реальных «боевых» условиях съемки движущихся объектов телевиками. К этому добавляется несовершенство самих телеобъективов системы Micro 4/3, очень плохо адаптированных под реальные сценарии использования.
Поясню это на примере использования телеобъектива на ходовой фотоохоте. Как это обычно бывает? Идешь по степи солнечным весенним днем, на груди бинокль, за спиной рюкзак, камера висит сбоку. Солнце слепит, а ветер такой, что вышибает из глаз слезы и все что можно из носа. Поэтому практически невозможно обходиться без поляризационных очков. Вдруг из-за куста в 15 метрах срывается заяц. Дергаешь с плеча камеру, включаешь (тут пока все быстро), начинаешь фокусироваться. Видно не особо хорошо, т. к. очки здорово затеняют EVF — это уже камень в огород дисплея и видоискателя, не имеющих специального яркого режима для съемки в солнцезащитных очках. В кадре все мельтешит и прыгает — все-таки ЭФР 600 мм не шутки, да и объект съемки тоже не стоит на месте. На экране расфокусированная муть, объектив начинает елозить автофокусом, причем большую долю времени уделяет портретной зоне. Заяц вот-вот скроется в кустах, поэтому единственный способ «дать по башке» автофокусу и привести его в чувство — сфокусироваться на чем-нибудь неподвижном на нужном расстоянии (навскидку, примерно), а уж потом, если повезет, фокус зацепится за довольно-таки контрастные уши самого зверя. Из этого получаются примерно такие кадры:
Если бы, как у некоторых зеркальных систем, объектив имел переключатель «МДФ — 10 метров»/»10 метров — бесконечность», я бы заранее переключил его в дальний режим, и задача намного облегчилась.
С птицами в полете дело обстоит еще печальнее, т. к. в небе нет ориентиров для предварительной фокусировки, и если уж автофокус промахнулся сразу, то расфокусировка достигает такой величины, что повторно поймать объект в видоискатель очень трудно. Несмотря на обилие имеющихся на борту камеры алгоритмов, в т. ч. следящего, мне ни разу не удавалось зацепиться зоной следящего автофокуса за птицу и приходилось использовать обычный AFS в матричном режиме или в точечном с увеличенной рамкой. Вот такие кадры удается снять лишь с нескольких попыток, хотя, казалось бы, тривиальная задача — контрастный объект на ровном фоне:
Таким образом, для целей динамичной съемки телеобъективами в данный момент зеркалки выглядят предпочтительнее. Их автофокус в теледиапазоне быстрее, увереннее, а объективы разрабатываются людьми, точно знающими потребности профессионалов. Конечно, фотоохота не ограничивается одной динамикой, и порой незеркалка может здорово выручить. Приведу в качестве примера зайчонка, которого я снял этой весной из-за укрытия (ржавый кузов автомобиля, брошенный в степи, под которым и была заячья нора). Съемка велась на вытянутых над головой руках по поворотному дисплею. Зайчонок не воспринял еще одну черную железяку в поле своего зрения как угрозу, и это позволило сделать несколько кадров «из-за угла». После того, как я вышел из засады, он, конечно, убежал:
Видео
Вот, несомненно, сильная сторона GH3. В системе (а возможно, и в других системах) нет фотокамер с такими способностями по съемке видео. Камера предлагает полностью ручной контроль над любыми параметрами съемки. Full HD с частотой кадров до 60p, замедленная до 40% и убыстренная до 300% съемка, доступны форматы AVCHD, MP4 и MOV, причем в режиме All-Intra битрейт видеопотока достигает впечатляющих 72 Мбит/с. Режим Ex. Tele Conv, который сделает из вашего широкоугольника телевик, вход для стереомикрофона, неплохой стереомикрофон на борту, и все такое.
Я ничего не понимаю в профессиональном монтаже видео и поэтому снимаю для себя только короткие ролики длиной максимум 3–5 минут, не требующие никакого редактирования, кроме банальной обрезки в простеньких программах типа tsMuxeR. Для этих целей меня вполне устраивает формат съемки AVCHD 1920×1080, 50p с видеопотоком 28 Мбит/с. Самое главное, что плавность на 50 fps получается отличной (не путать с режимом 50i, который все равно пользуется частотой съема кадров с матрицы в 25p). Очень удобно то, что ручной режим не особо и нужен для задач типа съемки детей в школьном спектакле: в приоритете диафрагмы достаточно установить нужную экспокоррекцию, потом нажать красную кнопку записи видео, и результат даже в темных условиях получается таким:
Просмотр в уменьшенном до формата 640×360 виде не покажет полной картины. Чтобы оценить качество видео и звука, лучше скачать ролик в полном разрешении.
В общем-то, хвалить серию GH за видео — все равно что Феррари за скорость. Но мне бы хотелось, чтобы Панасоник не забывал и про режимы попроще. Например, Ютуб от моего AVCHD впадает в ступор: или не может закачать, или безбожно похабит качество, так что для расшаривания видео в интернете мне бы больше подошел формат AVCHD 1280×720 50p, который был в предыдущем GH2 и у которого с Ютубом все срасталось. А тут именно его нет. Пока использую для этого MP4 1280×720 25p 10 Мбит/с, в принципе для задач проиллюстрировать что-либо он подходит хорошо.
И еще маленькая справка для тех, кто любит снимать фото во время видеосъемки. GH3 это делать умеет, но как у всех камер, про которые я хоть что-нибудь знаю, видеосъемка от этого страдает: момент фотосъемки из видео выпадает, все выглядит как микропауза в записи. Конечно, хотелось бы, чтобы кто-нибудь из лидеров рынка справился с этой проблемой, в теории эта задача решается.
[−−] Чего мне не хватает в GH3 и вообще в Micro 4/3
Мультиформатная матрица
Одна из главных особенностей флагманов Панасоник просто обязана быть возвращена!
Эргономика и управление: кнопки и отображение информации на экране
Очень большое неудобство доставляет то, что в режиме съемки при бездействии больше 10 секунд с экрана пропадает вся служебная информация кроме электронного уровня, а через минуту экран совсем отключается. И это никак нельзя настроить в меню. Возврат камеры обратно в активное состояние осуществляется касанием сенсорного дисплея или нажатием любой кнопки, которая при этом не выполняет свою функцию, а просто пробуждает камеру. Получается, что в одном случае (если камера была активна) нажатие, например, кнопки видеозаписи включит видео. А если прошло 10 секунд бездействия — то нажатие той же самой кнопки не включит запись, а всего лишь вернет информацию на экран, и для записи видео надо нажать кнопку второй раз. Я даже не знаю, о чем думали разработчики — камера-то позиционируется как профессиональная. Напоминаю один из признаков профессиональной техники: воздействие на определенный орган управления всегда должно приводить к однозначно определенному действию.
Представьте себе пилота самолета, которому срочно понадобилось избежать столкновения с землей, он тянет на себя джойстик, а самолет как летел носом вниз, так и летит — джойстик всего лишь вывел из спящего режима панель приборов. Второй раз можно и не дергать, поздно. Самолет врезался, заяц убежал, птица улетела.
Эргономика и управление: режим таймера
Вроде мелочь, но постоянно мешает. Режим таймера находится на отдельном механическом диске с левой стороны корпуса камеры. В принципе, это правильно и намного удобнее включения таймера из меню. Но немного недоработано, т. к. зачастую забываешь, что пользовался таймером, и при попытке оперативно снять что-либо вместо срабатывания затвора видишь на экране запустившийся обратный отсчет таймера. Выход простой: нужно сделать так, чтобы активированный режим таймера был явно заметен, когда берешь камеру в руки. Например, в виде откидывающегося вверх как флажок рычажка. А время таймера (2 или 10 секунд) можно разнести на разные положения этого рычажка: если торчит сильно, то это 10 секунд, если наполовину, то 2 секунды. Очень полезно для профессиональной камеры. Дарю эту идею производителям.
Сверхъяркий режим для съемки в солнцезащитных очках
Нужен отдельный переключатель для «боевого» быстрого приведения EVF и дисплея камеры в режим повышенной яркости, позволяющий комфортно снимать в солнцезащитных поляризационных очках. Это будет чрезвычайно полезно при съемке в горах, на море, да и вообще в условиях прямой солнечной засветки.
Наложенная реальность
Удивительно, почему, имея на борту целый компьютер, камера не умеет в реальном времени рассчитывать и выводить на экран величину зоны ГРИП для выбранной точки фокусировки. Можно было бы сделать это красиво, в виде «наложенной реальности», ведь первые зачатки этого в лице живой гистограммы и фокус-пикинга уже давно применяются. Даже в виде цифр это было бы очень полезно, ведь камера уже знает, какой объектив сейчас на ней стоит, какая выбрана диафрагма и в каком положении стоят сервоприводы фокусировки — так что для калькулятора ГРИП есть все исходные данные. Осталось добавить сам калькулятор.
Кнопка «гиперфокал»
Безусловно необходимая вещь. Я понимаю, что сложно сделать аппаратное переключение на «бесконечность» из-за разброса параметров объективов. Но гиперфокал-то? Пусть с погрешностью плюс-минус десять процентов. За бесконечность он все равно не уйдет, а если немного ошибется в ближнюю сторону — тоже ничего страшного. Зато при сложностях с фокусировкой появится возможность гарантированно снять дальний объект — пролетающий метеорит, животное в ночи, самолет и т. п. Быстро выхватил камеру, ткнул «lock hyperfocal» — и застрахован от задержек и ошибок автофокуса. Сколько раз я мучался с фокусировкой, снимая такие кадры ночью!
Автофокус в этих случаях бессилен, даже на GH3. Ведь сфокусироваться нужно еще до пуска, почти в темноте, с расстояния 3,5 км. Выручает режим Manual с увеличением зоны фокусировки. Но это очень неудобно при съемке на морозе, на ветру, да и просто удовольствие ниже среднего — пытаться точно поймать резкость на ЭФР 600 мм, когда микронное сотрясение камеры на штативе ведет к болтанке в кадре. А была бы кнопочка «гиперфокал» — и никаких проблем.
Работа с цветом
Почему в устройстве, позиционируемом как профессиональный прибор для записи цифровых изображений, так небрежно реализована поддержка цвета? Нет камерных профилей для стандарта де-факто в мире профессиональной фотографии — конвертора Adobe Camera RAW. Неприемлемый клиппинг красного. Сделано на троечку, и только изначально хорошие цвета камеры компенсируют ситуацию. Почему у пользователя нет возможности получить из RAW точную копию камерного JPEG с возможностью настройки параметров? Про точную цветопередачу на дисплее камеры тоже никто не думает — все плохо, плохо…
Панасоник запустил отдельный сайт для продвижения GH3. На этом сайте должны лежать именно такие цветовые профили, новые кодеки, постоянно обновляющиеся прошивки и т. п., а не всякая рекламная ерунда.
Светосильные телевики
Пока у Панасоника для Micro 4/3 всего один приличный телевик — Lumix G Vario 100—300 mm. Он неплох для своей цены, но все же это не топ-класс. В системе катастрофический провал в теледиапазоне. У Micro 4/3 все прекрасно с широкоугольниками, портретниками, светосильными штатными зумами, даже с «макро» нормально, а вот с «теле» — настоящая беда. Да, анонсирован светосильный 150 мм F2,8, и я очень его жду. Но не хватает еще топ-про-аналога 100—300 (пылезащищенного, со светосилой F4, USM-приводом и вменяемым алгоритмом фокусировки). Также я бы очень хотел иметь «фиксы» 250 мм F2,8 и 400 мм F4 (ЭФР, соответственно, 500 и 800 мм).
Пылезащита на объективах
Посмотрите, что произошло с моим 100—300 за два с половиной года использования в полях. Вся эта пыль скопилась на внутренней стороне передней линзы:
Если подсветить мощным фонарем сбоку, то картина еще хуже из-за становящейся видимой мелкой пыли, но я не хочу вас сильно пугать. Здоровенный зум работает как пылесос, а никакой специальной защиты у него нет. Да, отдельные пылинки и соринки не могут повлиять на качество изображения, это не жир на поверхности линзы, и показанные в статье фотографии сусликов и зайцев, равно как и кадр с детьми в зимнем лесу, сделаны совсем недавно именно этим объективом. Но когда пыли становится слишком много, она все-таки влияет на изображение. Я понимаю, что кристальная ясность и резкость объектива, наблюдавшаяся сразу после покупки, немного «подсела». Более того, пылинки можно обнаружить даже в фикс-объективах, одна крупная поселилась у меня внутри линзового блока Leica DG Macro-Elmarit 45mm F2.8 ASPH, что совсем некомильфо. Поэтому раз уж производители выпускают пылевлагозащищенные камеры, то обязаны внедрять это и в объективы, и в первую очередь это нужно для защиты от пыли (а вовсе не для того, чтобы снимать камерой под струей воды, как думают некоторые).
Затвор 1/16000 и Global Shutter
Минимальная выдержка GH3 составляет 1/4000 с, и по нынешним временам это слабовато для топовой камеры. В последних моделях системы не редкость затворы с 1/8000 с. Очень хотелось бы получить в следующем флагмане выдержку еще короче, в идеале — 1/16000. Для чего это нужно? Во-первых, для того, чтобы иметь возможность снимать светосильными стеклами на открытой диафрагме при ярком свете. Во-вторых, чтобы «замораживать» быстродвижущиеся объекты типа крыльев птиц. Не помешает и модернизация электронного затвора, который сейчас считывает информацию с матрицы построчно, приводя к упоминавшимся эффектам типа изогнутых столбов или полосатости. Этого недостатка лишен Global Shutter — электронный затвор, считывающий информацию со всей матрицы единовременно.
Минимальное значение ISO 50 и 14-битный RAW
Мой GH3 имеет больший динамический диапазон и меньше шумов, чем Canon EOS 1Ds образца 2003 года с полноформатной матрицей. И это при меньшей в 4 с лишним раза площади отдельного пикселя. Технологии производства матриц совершенствуются, поэтому следующие поколения будут однозначно качественнее нынешних. В этом случае 14-битный формат данных обеспечит более точную работу с цветом и улучшит динамический диапазон. Текущее минимальное значение чувствительности ISO 200 слишком велико для съемки светосильными стеклами днем и для получения идеального результата на длинных выдержках. Имеющиеся в GH3 режимы ISO 125 и 160 — всего лишь программная эмуляция, и они ничем не лучше съемки на ISO 200 с компенсацией в конверторе.
Морозоустойчивость
В инструкции для GH3 заявлена минимальная рабочая температура ноль градусов по Цельсию. Это просто смешно для профессиональной камеры. Конечно, никто не обращает на табличку в инструкции никакого внимания, и я снимал еще самой первой камерой системы, G1, при температуре −30 °С, и все было отлично. То же самое с GH2: при −35 °С полет нормальный. Но с GH3 я нарвался на засаду: всего при −10 °С превосходный OLED-дисплей вдруг отказал, показывая все в малиновом цвете. Это не смертельно, поскольку камера при этом продолжает работать, и есть еще ЭВИ, но все-таки неприятно. Данный эффект повторился два раза, и именно на морозе. Больше за 8 месяцев эксплуатации (при положительных температурах) я не столкнулся с этим явлением ни разу.
Итак, для профессиональной камеры должна быть официально обеспечена морозоустойчивость хотя бы до −20 °С, а лучше — до −40 °С.
Пессимистично?
Не забывайте, что половины перечисленного пока нет вообще ни в каких камерах.
[++] Заключение
Надеюсь, смог пробудить статьей интерес к системе Micro 4/3.
Если вы мучаетесь в выборе между зеркалками и незеркалками — не мучайтесь, берите зеркалку. Потому что Micro 4/3 — система для тех, кто точно знает, чего хочет, как точно знал в 2007 году я. Из всех незеркальных систем Micro 4/3 имеет самый обширный и качественный парк родных объективов, а немного уменьшенный относительно систем с кроп-фактором 1,5 размер матрицы позволяет в случае необходимости использовать и их объективы через переходники.
Если вы решились на Micro 4/3 и раздумываете, выбрать ли большую камеру класса GH3 или более компактную — советую большую. Выигрыш в габаритах вы уже получили, выбрав эту систему. Объективы теперь будут одинаковыми, и разница в размерах самой «тушки» исчезающе мала на фоне габаритов того же телевика 100—300. Зато полноразмерная тушка дает в разы лучшую эргономику, оперативность и дополнительные возможности.
Если вы пока не готовы к покупке дорогой камеры и думаете, что простенький GF нет смысла брать, — вы ошибаетесь. Потому что основную роль в качестве снимка играет стекло. Первые три иллюстрации в этой статье (с самим GH3) сняты на дешевый Panasonic GF2, просто с хорошим объективом. Возьмите недорогую «тушку», первый приличный объектив типа 14 мм F2,5 или 20 мм F1,7 — и снимайте в свое удовольствие. Придут деньги — появятся новые стекла, а эти останутся и будут актуальны и для флагманской камеры. Будете развиваться вместе с системой.
Удачи.
Примечания:
Все снимки и видеозаписи в статье, за исключением первых 7 иллюстраций (фотографий собственно камеры GH3), сделаны в период с февраля по ноябрь 2013 года камерой Panasonic GH3 со следующими объективами:
- Lumix G 14 mm F2.5 ASPH
- Leica DG Summilux 25 mm F1.4 ASPH
- Leica DG Macro-Elmarit 45mm F2.8 ASPH
- Lumix G Vario 100-300 mm