Гибридная фотография (снимаем на пленку и сканируем) не идеальный способ получения цифровых снимков. Такую технологию можно считать лишь второстепенной — «чистая цифра» гораздо эффективнее. Тем не менее, можно утверждать, что пока большинство фотографов — любителей переходят на «цифру» именно таким способом. У них есть проявленные пленки и отпечатки, камера и желание увидеть, как это будет выглядеть на компьютере.
Они покупают сканер. Для 35 мм пленки специальный сканер стоит как хороший цифровой фотоаппарат. Но первая покупка, чаще всего, планшетник — универсальное решение. Можно сканировать отпечатки, можно пленки. Но лишь немногие модели планшетных сканеров позволяют получить с пленки файл качества, достаточного для последующей печати, а основная масса ни для чего кроме изготовления контролек не годится.
Из статей о сканере ArtixScan пленочных и цифровых камерах, сканерах и «старых» камерах не трудно понять, что если у фотографа «узкопленочная» камера, то максимум, на который он может рассчитывать при печати с разрешением 300 dpi, — фотография 10×15 см или 5Х-6Х увеличение при хорошо отъюстированном сканере и правильном положении пленки. Поэтому «любой» планшетный сканер не подойдет. У него должно быть реальное разрешение хотя бы 1500 dpi, хорошая матрица, АЦП и глубина цвета на выходе 48 бит, он должен иметь хороший слайд-адаптер и специальные качественные рамки для негативов и позитивов (это не менее важно чем разрешение и динамический диапазон). С таким сканером и среднеформатной камерой можно получить великолепные (без натяжки) отпечатки формата 20-30 см. И минимальная цена такого сканера может быть около 100 у.е. Пример — описанный ранее Epson Perfection 1670. Если повезет или после юстировки он дает около 1500 dpi для правильно «уложенной» пленки. Его динамического диапазона достаточно для большинства негативов и позитивов. Конечно, ему далеко до 4 D и 3 D это предел. Но при сканировании большинства пленочных снимков по гистограмме в Photoshop вы можете легко убедиться, что полезной информации, которую бы не различал сканер в тенях позитива и светах негатива (плотных областях пленки) почти нет.
Продолжая тему гибридной фотографии опишем тандем среднеформатной камеры в 100 у.е. и сканера приблизительно той же цены.
Zeiss Ikon Bob 510
Среднеформатная камера не обязательно должна быть большой и тяжелой. Как и Casio EXILIM ее можно назвать даже карманной.
Zeiss Ikon Bob 510 «открыла» линейку очень недорогих камер (альтернатива более дорогой серии Ikonta), известную так же как Nettar. Камеры Nettar выпускались с 1934 года. Фотоаппараты серии Bob снимали на пленку ТИП120 и в зависимости от модификации (510/2, 515, 515/2, 517, 518) могли делать кадры от 6×4,5, до 6×9 см. Nettar'ы комплектовались объективами Tessar, Nettar и Novar и затворами Vario, Compur, Prontor (подробнее о камерах Zeiss Ikon здесь, здесь, инструкция в PDF, здесь). Камеры Nettar выпускались до 1959 года и их цена в Англии была в пределах 2-20 фунтов в зависимости от модификации. Сейчас их цена приблизительно та же, но в новых деньгах.
Наша Zeiss Ikon Bob 510 снимает 6×4,5 см и очень похожа на Balda X, описанную ранее. Такой же жестяной корпус, оклеенный кожей, складной видоискатель и мех объектива, откидная ножка для съемки «со стола». Кстати, несмотря на разнообразие марок камер того времени, блок затвор + объектив можно просто переставить с одной камеры на другую (совпадал бы формат кадра), к примеру с Bob на Balda и наоборот (вот и сменная оптика). Прежний владелец описываемой Zeiss Ikon Bob 510 поставил на нее объектив от партнера-конкурента Voigtlander — Skopar 1:4,5 (4,5-22), F = 7,5 cm. А отечественные оптики его просветлили.
На камере затвор Compur, отрабатывающий выдержки 1, 2, 5, 10, 25, 50, 100, 300, а так же B и T. Есть гнездо для тросика. Фокусировка — на глаз по шкале.
Ручка перемотки пленки снизу, там же (с другой стороны) штативное гнездо.
В крышке два красных глазка-окошка для контроля перемотки пленки. Два потому, что их положение соответствует уровню нумерации для кадра 6×9. То есть при перемотке можно сделать снимок, когда один и тот же номер кадра сначала в первом окошке, а затем во втором. Не составит труда сделать мультиэкспозицию — перемотка пленки и взвод затвора никак не связаны.
Mustek BearPaw 4800 TA PRO II
Два недостатка, оставшиеся у Epson Perfection 1670 после юстировки, так и не были мною преодолены. Во-первых (и это самое главное), мне не удалось отключить принудительное «уменьшение» поля сканирования до ширины в 5 см при включении слайд модуля (или программно гасить главную лампу при сканировании «на отражение»), а во-вторых, объектив сканера имеет довольно заметные при 1500 dpi хроматические аберрации. Поэтому, новый Mustek BearPaw 4800 TA PRO II с полем сканирования при включенном встроенном слайд модуле 101×162 мм показался мне перспективным для сканирования как узких, так и широких пленок, что очень важно.
Сканер компактен и не тяжел (2,4 кг) и комплектуется подставкой для вертикальной установки. В коробке диски с драйверами и графическим редактором Photo Express, программой распознавания FineReader, DVD Picture Show, шнур USB (поддерживается USB 2.0 и USB 1.1), блок питания (который при работе сильно греется). Есть плакат «подключения и инсталляции ПО» и никакого бумажного руководства пользователя.
В рабочем состоянии сканер выглядит так:
Рамки для пленок и «шторка» слайд адаптера выполнены из гибкого материала и выглядят ненадежно, хотя работать с ними удобно. Интересна конструкция держателей для узкой пленки:
Пленка вставляется в прорезь держателя и кладется на стекло сканера. Это обеспечивает ее надежное выравнивание и «точное» положение, необходимое для «фокусировки». Материал, из которого сделан держатель, очень мягок и сам по себе не повредит поверхность пленки. Но в прорези для вставки пленки обязательно рано или поздно накопятся пылинки и будут портить слайды и негативы.
Как и все «медвежьи лапы» сканер имеет богатое кнопочное управление. С помощью кнопок можно заставить его отсканировать документ и передать его в графический редактор, отправить по электронной почте или отослать факс, сделать бумажную копию (если к компьютеру подключен принтер).
Но главное для чего хотелось бы использовать сканер — оцифровка пленок. А эта операция с помощью кнопок пока не выполняется.
Заявленные технические параметры сканера (можно посмотреть на сайте производителя) вполне достаточны для хорошей оцифровки пленки. Разрешение 2400×4800 dpi, 48 бит на выходе.
Драйвер для WindowsXP выглядит вполне подходящим для работы с фотопленками:
Есть небольшой набор поддерживаемых масок негативных пленок и поддержка формата JPEG 2000. Но, похоже, что в версии драйвера (есть и на русском языке) из комплекта еще не все сглажено. А прилагаемый интерактивный помощник очень краток и не позволил мне найти способ сканирования прозрачных материалов в 48 бит и отключить программную автоэкспозицию. Странно, но при сканировании на отражение 48 бит можно выбрать, а при сканировании на просвет — только «до 24» бит. Еще один недочет — намеченная после Preview область сканирования не совсем точно совпадает с тем, что получается при сканировании. Для отпечатка 10×15 см это не очень заметно и важно, а вот если сканировать узкую пленку, то «промах» заметен. Возможно с этим связаны и ошибки автоэкспозиции и автобаланса цвета при работе с прозрачными материалами. С последней версией VueScan (7.6.72 на момент написания статьи) сканер не заработал. Поэтому остается надеяться на то, что «родной» драйвер будет улучшен.
При сканировании миры получаем хороший результат и без юстировки.
Разрешение близко к 1600 dpi , что легко определить по приведенному фрагменту миры на пленке Микрат 200 (масштаб 1:1 при разрешении сканирования 2400 dpi). Хроматические аберрации хорошо заметны.
Отсканированный негатив Kodak ProFoto 100 при выборе пленки Kodak 100 выглядит так:
Результаты сканирования слайда на Agfa RSXII 100 сравним с результатами Epson Perfection 1670 Photo. Снимок выполнен камерой Zeiss Ikon Bob 510.
Epson Perfection 1670, 48 бит, 1600 dpi | Mustek BearPaw 4800 TA PRO II, 24 бит, 2400 dpi |
Фрагменты слайда (для Mustek BearPaw 4800 TA PRO II 1:1 при 2400 dpi, для Epson Perfection 1670 увеличены до 2400 dpi при сканировании в 1600 dpi):
Epson Perfection 1670 | Mustek BearPaw 4800 TA PRO II |
Слайд, отсканированный на Mustek BearPaw 4800 TA PRO II, выглядит четче, но гораздо шумнее. Возможно, сканирование в 48 бит исправило бы ситуацию, но как его выполнить неизвестно.
Впечатление от сканера было бы гораздо лучше при хорошем руководстве пользователя и более аккуратном драйвере. Сканировать фотопленки на нем не просто и главная проблема — драйвер. Если бы было возможно сканировать прозрачные материалы в 48 бит, кадрирование после Preview было более точным, а автоэкспозицию можно было отключить, то при большом поле сканирования и хорошем разрешении Mustek BearPaw 4800 TA PRO II легко обогнал бы конкурента от Epson (из-за формата слайд-модуля) и «PRO» было бы правдой.
компанией «Компьютер для любителей фото»