Теоретики рассуждают о роли личности в «истории», хотя заранее известно, что в науке этой законов нет, а теории — не более чем плод фантазий и верований авторов. Но вот перед нами плод рук человеческих, во многом определивший развитие фотографической техники. Авторы — Walter Zapp и Oscar Barnack. «Повернись» история этих личностей по-другому, и миниатюрные/малоформатные камеры выглядели бы иначе. Подробнее здесь и здесь.
Сегодня пленочная фотография, особенно «миниатюрная», — удел коллекционеров и фотографов любителей (любителей-оригиналов). Шпионам и прочим агентам удобнее пользоваться сотовыми телефонами с цифровыми камерами, чем этими безотказными (в умелых руках) фотоаппаратами.
Коллекционировать можно, что угодно. Достаточно найти минимально привлекательную идею — и любители найдутся (спички хороший пример). Начни наш завод выпускать «Фотокор», покупать будут и его. Скорее всего, проект будет убыточным (из-за традиционной нашей замкнутости), но не об этом речь.
Компания Minox продолжает выпускать свои камеры от Walter Zapp и уменьшенные копии «относительно своих» Leica. Даже если бы коллекционные игрушки не «умели» снимать, в качестве подарка они представляли бы немалую ценность. Имена значат многое. Но, к чести Minox, все они работают. А компания поддерживает еще и сеть сервисных центров по обработке фотоматериалов формата 8×11 мм.
В сети можно найти много сайтов, посвященных камерам и фотографии маленького формата. Качество приведенных там снимков ни в какое сравнение не идет с большинством автоматически получаемых снимков, сделанных цифровыми камерами. Но количество интересного материала о фотографии и любви к этому делу несоизмеримо больше, чем на «цифровых» ресурсах. Никаких претензий к своей технике, вроде «не фокусируется» или «мылит», но много советов, что и как делать.
После публикации статьи «Цифровая камера MINOX Leica M3» мы получили несколько пленочных камер. «Цифровой» фотограф, может быть, никогда и не столкнется с ними (если не получит в подарок). Но, надеемся, посмотреть на них будет не безынтересно. А некоторые приемы работы, возможно, даже пригодятся.MINOX ECX
Серия EC (недорогие камеры, без возможности фокусировки, корпус — композитный пластик) появилась в 1981 году. А ее современная модификация ECX в 1998. Камера предназначена для фотографов, которые хотят остаться незаметными.
Чтобы взвести затвор и перемотать пленку на один кадр, нужно «растянуть» корпус в стороны. Открывать и закрывать можно сколько угодно раз — пока не будет нажата кнопка спуск, пленка перематываться не будет.
Объектив MINAR 1:5,6 / 15 мм с разрешением 200 линий на мм (4 элемента). Для кадра 8×11 мм он эквивалентен 48 мм объективу на 35 мм камере. В фокусировке необходимости нет — глубина фокуса от 1 метра и до бесконечности. Без специальных аксессуаров крупно снимать «документы» не получится, но «на улице» для «48 мм» объектива «1 метр — бесконечность» это 99% сюжетов. Экспозиция автоматическая, отрабатывается электронным затвором в диапазоне 1/500 — 8 (ISO 25) / 0,5 (ISO 400) секунд.
Хотя камера полный экспоавтомат, но ввести экспокоррекцию можно. Для этого нужно с помощью червячного регулятора чувствительности пленки (диапазон 25 — 400 ISO) сделать соответствующий вашему замыслу сдвиг.
Фотографии
Все приведенные фотографии были сделаны на пленке Minopan 25 и Minopan 100, проявлены в Rodinal и отсканированы на Epson Perfection 4870 или пересняты на Canon 300D. Об обработке и оцифровке в следующей части статьи.
Оригинальный прототип выпускался с 1951 по 1956 год (всего было выпущено более 17000 камер). Посмотреть на оригинал можно здесь.
Именование камер Leica хорошо знают почитатели этой марки. Несколько упрощенно и схематично «правила» или система названий камер Leica c резьбовым креплением:
1) по материалу корпуса и дизайну — «тип 1» — штампованный корпус, «тип 2» — литой корпус;
2) в Европе для нумерации использовались римские цифры, в Америке — заглавные латинские буквы; увеличение «римской цифры» указывает на более сложную конструкции — «I», обычно, простые камеры с видоискателем или без него, «II» с видоискателем и дальномером, «III» с видоискателем, дальномером и длинными выдержками;
3) латинские буквы в Европейском именовании указывают на наличие определенной функции или новую модификацию;
4) цвет гравировки, например на шкале синхронизации/выдержки, так же указывает на определенную модификацию.
В соответствии с этими правилами Leica I f — камера с «литым» корпусом без видоискателя и дальномера, без длинных выдержек, но с синхроразъемом для вспышки, на что указывает «f» в названии. Камера выпускалась с «черной» и «красной» гравировкой на шкале синхронизации. Более поздняя модификация с «красной» соответствовала другой шкале выдержек («черная» 1/1000, 1/500, 1/200, 1/60, 1/40, «красная» 1/1000, 1/500, 1/200, 1/75, 1/50, 1/25). Камеры II f и III f так же имели синхроразъем вспышки, литой корпус и «черную/красную» модификации.
Копия от Minox (1:2,5) внешне похожа, но почти все органы управления утратили свою функциональность. Есть только взвод затвора с перемоткой пленки и кнопка спуск. Тем не менее, снимать вполне можно. Хотя при эксплуатации ощущаешь, что это не безотказный Minox ECX: счетчик кадров немного «уходит», нужно приноровится к взводу затвора, никакого контроля над экспозицией.
Фотопленка стандарта 8×11 мм уложена в специальные кассеты. Трудностей с зарядкой в камеру и проявкой нет. Minox предлагает использовать пленки Minopan ISO 25/100/400, Minocolor 100/100Pro/400, Minochrome 50/50E/50ER. В сети можно найти информацию о том, что пленки Minopan это AgfaPan APX, Minocolor — Fuji и Agfa, Pro — APS пленки. О различных типах пленок, в том числе «8×11», можно узнать на сайте «предусмотрительных» фотографов и сайте http://www.8x11film.com/.
Так как скорость затвора 1/250 с, а светосила 5,6 и изменить их нельзя, то для съемки была выбрана пленка Minopan 400. Пасмурным днем и при искусственном освещении удалось получить, хотя и зернистые, но вполне (для такого формата) качественные фотографии. Пленка механически жесткая, и ее прогиб как при съемке, так и при сканировании существенно снижает равномерность резкости по полю кадра. В 35 мм камере больший формат способствует естественному выравниванию пленки, и искажения будут фактически только на краях кадра, а на кадре шириной 8 мм края «начинаются» от центра.
Приведенные фотографии были сделаны на пленке Minopan 400, проявлены в Rodinal, отсканированы на Epson Perfection 4870 или пересняты на Canon 300D. Об обработке и оцифровке в следующей части статьи.
При разрешении оптики 200 линий на мм и кадре, в 3 раза меньшем (линейно) кадра 35 мм пленки, на что можно рассчитывать? Обычно при сравнении цифровой техники и пленочной называют характерное разрешение в цифровом эквиваленте для узкого кадра (24×36 мм) 10 — 20 Мп. Поэтому 8х11 кадр можно оценить сверху как 1-2 Мп камеру (3 линейно это 9 по площади). 2 Мп камера позволяет получить фотографию 10×15 см при 300 dpi выводе. С помощью камеры Minox ECX на пленке 25/100 ISO добиться такого результата не составит большого труда. Но коллекционная игрушка Leica If (Minox) c пленкой 400 ISO с трудом выдают результат, пригодный даже для четвертьэкранного вывода. И основные проблемы обусловлены пленкой — естественный прогиб пленки с жесткой подложкой в фильмовом канале камеры и отсутствие эффективного прижимного механизма приводят к заметному изменению резкости по полю кадра. К этому нужно добавить еще зерно и пыль с царапинами.
О том, как обработать, оцифровать пленку 8×11 мм, а так же расширить диапазон «фокусировки», читайте в следующей части.
Leica, Minox и другие близкие ресурсы:
http://www.minoxography.org/
http://www.minoxlab.com/
http://www.minoxclub.de/engframeset.html
http://www.submin.com/
http://www.twodimes.org/min-01.html
http://leica.boom.ru/leica.htm
http://www.ozdoba.net/leica/schraub_hist_e.html