Похоже, потенциал, заложенный в дизайне Minolta DIMAGE 5/7, до сих пор не исчерпан. Как и потенциал того, что можно улучшить и даже исправить. Известные проблемы — повышенный уровень шума, высокое энергопотребление и разогрев аппарата в процессе работы — почти устранены. Концепция же цифровой камеры с несменной, но сильной по возможностям изменения фокусного расстояния оптикой и почти профессиональными возможностями съемки оказалась очень плодотворной. И многолетняя работа (для цифры) по воплощению этой концепции в «металле» привела сначала к созданию DIMAGE A1 и вот сейчас к A2. По моему мнению, по удобству управления в классе 8 Мп камер с несменной оптикой и «сильным» зумом у камеры нет конкурентов. Настоящий ручной привод зумирования и моторизованный ручной привод фокусировки на объективе очень удобны в работе. У конкурентов тоже есть нечто подобное, но обычно и привод зума моторизован, поэтому легко почувствовать «разницу» между мгновенным выбором границ кадра при съемке с Minolta и «задержкой» при съемке другими камерами.
Обе камеры DIMAGE А1 и А2 имеют ряд функций, делающих их эксплуатацию очень удобной. Корпус, управление, поворотный дисплей и видоискатель — это сразу заметные черты. Но есть и другие: «плавный» выбор точки фокусировки практически по всему кадру, увеличение при ручной фокусировке любой части снимка, ручная дофокусировка после срабатывания автофокуса, автоматическое усиление сигнала на дисплее при недостаточном освещении, цифровые фильтры монохромного режима, автоматическая вилка по экспозиции, насыщенности, контрасту, фильтрам, точная подстройка баланса белого, наборы пользовательских настроек, цветовые пространства Adobe RGB и sRGB, «интервальная» съемка, и, конечно, система стабилизации, позволяющая снимать «с рук» на выдержках более длинных (до 3 ступеней), чем обычно возможно для объектива определенного фокусного расстояния.
О предшественнике Minolta DIMAGE A1 можно прочитать здесь. Наиболее важные отличия A2 от A1 — это 8 Мп матрица, вместо 5 Мп и разрешение видоискателя в 922000 точек, вместо 235000. Камеры так похожи, что в коробке с аппаратом можно обнаружить руководство на русском от А1. Технические характеристики
Камера: | Minolta DIMAGE A2 | Minolta DIMAGE A1 |
Матрица: | ПЗС, 2/3″, 8,3 Мп, АЦП 12 бит | ПЗС, 2/3″, 5,3 Мп, АЦП 14 бит |
Объектив: | 16 элементов в 13 группах, 2 асф, 2 AD, f=7,2-50,8 (экв. 28-200 мм), f/2,8-f/3,5-f/11,0, резьба 49 мм | |
Файлы: | TIFF, RAW, JPEG Exif 2.21, PIM II, DPOF, 3264×2448 | TIFF, RAW, JPEG Exif 2.2, PIM II, DPOF, 2568×1928 |
Фокусировка: | TTL авто, следящая 11 точек, ручная, выбор зоны автофокуса, от 0,5 м, в «макро» от 0,3 / 0,25 (W/T) м кадром 5,2×3,9 см | |
Экспозамер: | точечный замер (возможен по точке фокусировки по всему кадру), мультизонный (300 зон), центровзвешенный | |
Экспозиция: | 30-1/4000 с, Bulb до 30 сек, ±2 EV с шагом 1/3, P/A/S/M, программы, автоматическая эксповилка 3 шага | 30-1/16000 с, Bulb до 30 сек, ±2 EV с шагом 1/3, P/A/S/M, программы, автоматическая эксповилка 3 шага |
Программы: | портрет, спорт, закат, ночная съемка | |
Чувствительность экв ISO: | 64/100/200/400/800 | 100/200/400/800 |
Баланс белого: | авто, ручной — 3 настройки, дневной свет, облачность, тень, лампа накаливания, флуоресцентный, вспышка | |
Вспышка: | В.ч. 8 (iso 100), ADI, предвспышка, коррекция импульса ±2 Ev iso «авто» 0,5-3,8 м (W), 0,5-3,0 м (T), режимы: снижение эффекта «красных глаз», вкл/выкл, синхронизация по «задней шторке», горячий башмак | |
Серийный режим: | скоростной 2,7 к/с до 3 кадров RAW, обычная серия, интервальная съемка 30 с — 60 мин до 240 кадров | скоростной 2,8 к/с до 3 TIFF или 5 RAW, обычная серия, интервальная съемка 30 с — 60 мин до 240 кадров |
Видео: | Motion JPEG, 640×480/320×240 — 15 мин/544×408 — 6 мин | Motion JPEG, 640×480/320×240 — 15 |
Видоискатель: | 11 мм TFT, 922000 | 11 мм TFT, 235000 |
Дисплей: | 46 мм TFT, 118000, сетка, масштаб, гистограмма | |
Сменная память: | CF I/II, Microdrive | |
Источник питания: | Li-Ion NP400 | |
Интерфейсы: | USB, PictBridge, ДУ, A/V, DC | USB, ДУ, A/V, DC |
Размер/вес, мм/г: | 117×85×113,5/565 | 117×85×113,5/560 |
Как видно по сводной таблице технических характеристи, «вся» разница — 5 грамм. АЦП у предшественника имел даже большую разрядность, а в серийной съемке можно было снимать и TIFF. Какой был объем встроенной памяти у А1 неизвестно, у А2 — 64 МБ. Меньше стала и минимальная возможная при съемке светочувствительность — 64 у А2 против 100 у А2, но 1/16000 с выдержу в А2 реализовать не удалось — «всего» 1/4000 с. Это связано не с затвором, а с матрицей. Ведь в А1 «при коротких выдержках ПЗС-матрица быстрого сканирования (progressive scan CCD), которой оснащена фотокамера, руководствуется исключительно данными, полученными от электронного затвора» (www.minolta.ru).
Мы сравнили обе Minolta DIMAGE A1 и A2 в одинаковых условиях. И сразу стало заметно, что матрица DIMAGE A2 менее чувствительна, чем в A1. Причем разница не малая — более 1 ступени. Прочие же параметры, характеризующие изображение, близки.
Мира, центр кадра, f/5,6, iso экв 100. Слева Minolta A2 f=23,8 (экв. 96) мм, справа Minolta A1 f=24,9 (экв. 101) мм. Фрагмент 1:1. Яркости выровнены в Photoshop. Заметить разницу в разрешении невозможно. |
Мира, центр кадра, f/6,3, iso экв 800. Слева Minolta A2 f=23,8 (экв. 96) мм, t=1/6 c, справа Minolta A1 f=24,9 (экв. 101) мм, t=1/10 c. Фрагмент 1:1. |
Если индекс экспозиции эквивалентен ISO 100, то разрешение на пиксель у камер одинаковое. При ISO 800 разрешение на пиксель у A1 даже чуть выше, чем у А2. Баланс белого и шум
Полный кадр (уменьшенное изображение). Тестовая таблица Kodak лежит на белом листе бумаги. |
Minolta A1, iso экв 100, f/5,6, t=1/13 c. Фрагмент 1:1. Автобаланс белого. |
Minolta A2, iso экв 100, f/5,6, t=1/13 c. Фрагмент 1:1. Автобаланс белого. |
Minolta A1, iso экв 100, f/5,6, t=1/13 c. Фрагмент 1:1. Ручной баланс белого. |
Minolta A2, iso экв 100, f/5,6, t=1/13 c. Фрагмент 1:1. Ручной баланс белого. |
Minolta A1, iso экв 800, f/5,6, t=1/100 c. Фрагмент 1:1. Автобаланс белого. |
Minolta A2, iso экв 800, f/5,6, t=1/100 c. Фрагмент 1:1. Автобаланс белого. |
Minolta A2, iso экв 800, f/5,6, t=1/100 c. Фрагмент 1:1. Автобаланс белого. Яркость повышена в Photoshop. |
В условиях искусственного освещения система автобаланса белого работает хорошо. Шумы новой матрицы не хуже, чем у A1 и так же при больших значениях ISO имеет характер регулярной структуры. Система подавления работает только с выдержек более длинных, чем 1 с. Стабилизация
Проверить эффективность работы системы стабилизации оказалось не сложно. Ясно, что при съемке на выдержках, близких к величине, обратной эквивалентному фокусному расстоянию, дрожание рук в большинстве случаев не испортит кадр. Поэтому снимки были выполнены с рук на выдержке, которая, судя по индикатору на дисплее, была «критической» для системы Anti-Shake. При чуть более длинной выдержке индикатор становился желтым. Итак, выдержка 1/50 с с объективом эквивалентным 200 мм. Три кадра без стабилизации и три со стабилизацией:
Стабилизация включена. Фрагмент 1:1. | Стабилизация выключена. Фрагмент 1:1. |
Можно говорить, что в данных условиях эффективность системы Anti-Shake 100%.Глубина резкости и диафрагма
Неоднократно отмечалось (например здесь), что для цифровых камер с маленьким регистрирующим элементом, дифракционные эффекты не позволяют существенно диафрагмировать объектив. И потому величину числа диафрагмы, большую 8, встретишь не часто. У DIMAGE A1/A2 предел 11. Следует понимать, что диафрагмирование приводит к увеличению глубины резко отображаемого пространства. Но при этом при любом ограничении светового пучка, происходит «размывание» границ изображения из-за дифракционных эффектов. И когда это «размывание» станет сравнимо с кружком нерезкости (о кружке нерезкости или кружке рассеяния здесь), вводимым для определения глубины резко отображаемого пространства, диафрагмирование будет только ухудшать изображение. Но если мы выберем другой (больший) кружок нерезкости, то и предельное число диафрагмы для него станет другим (больше). Для матрицы отправная точка — кружок нерезкости размера отдельной ячейки. Если же мы диафрагмируем больше, чтобы показать глубину пространства, то теряем в мелких деталях даже в фокусе или, другими словами, просто снимаем не 8 Мп (к примеру) камерой, а 5 Мп или 3 Мп и так далее.
Место фокусировки, ISO экв 100, f/3,5, t=1/10 c. | Не фокус, ISO экв 100, f/3,5, t=1/10 c. |
Место фокусировки, ISO экв 100, f/5,6, t=1/4 c | Не фокус, ISO экв 100, f/5,6, t=1/4 c |
Место фокусировки, ISO экв 100, f/8, t=1/3 c | Не фокус, ISO экв 100, f/8, t=1/3 c |
Место фокусировки, ISO экв 100, f/11, t=1 c | Не фокус, ISO экв 100, f/11, t=1 c |
Из приведенных фрагментов видно, что реальное разрешение в фокусе и вне фокуса для мелких деталей при f/11 хуже, чем при f/5,6 и f/8, хотя глубина резкости для больших деталей растет.
Чтобы еще нагляднее продемонстрировать эффект, камерами A1 и A2 были сняты искусственные объекты, содержащие детали разного размера. Фокусировка производилась по центру кадра.
Minolta A1 | Minolta A2 |
Точка фокусировки — красная метка. | |
Фрагменты 1:1, слева направо: ISO-100, 1/30 c — f/3,5, 1/15 с - f/5,6, 1/8 с — f/8, 1/4 с — f/11. | Фрагменты 1:1, слева направо: ISO-100, 1/15 c — f/3,5, 1/6 с — f/5,6, 1/3 с — f/8, 1/2 с — f/11. |
Отношение частот соседних полос 2. Хорошо видно, что если для более высокой частоты диафрагмирование уже ухудшает качество передачи, то для более низкой на фоне падения контраста растет глубина резко изображаемого пространства.Скорость
8 Мп кадр это не только большее разрешение, но и больший объем работы, который необходимо выполнить встроенному в камеру компьютеру для преобразования и сохранения изображения. И обычно камеры одного класса с большим размером матрицы (в пикселях) менее скорострельны, чем камеры с меньшим разрешением. Сравним Minolta DIMAGE A2 и A1 при съемке серии и покадровой съемке.
Камера | Minolta DIMAGE A2 | Minolta DIMAGE A1 |
raw серия (HI), кадров в серии / время съемки серии / сохранение серии на карту памяти | 3 / 1 c / 45 c | 5 / 2 с / 40 с |
jpeg серия (HI), кадров в серии / время съемки серии / сохранение серии на карту памяти | 3 / 1 с / 18 с | 3 /1 с / 10 c или 6/5 с / 20 с в обычном серийном |
tiff кадров в серии / время съемки серии / сохранение серии на карту памяти | нет | 3 / 1 c / 45 c |
raw покадрово, кадров за промежуток времени / интервал после заполнения буфера / размер файла | 3 за 4 с / 11 с / 11,8 МБ | 5 за 7с / 9 с / 7,3 МБ |
jpeg покадрово, кадров за промежуток времени / интервал после заполнения буфера / размер файла | 6 за 8 с / 4 с / 4,7 МБ | 11 за 10 с /4-7 с / 2,7 МБ |
tiff покадрово, кадров за промежуток времени / интервал после заполнения буфера / размер файла | интервал 27 сек / 23,4 МБ | 3 за 3 с/ 13 с/ 14,4 МБ |
Соотношение в скорострельности между A2 и A1 не стало исключением — А1 быстрее.
При выборе из камер одной ценовой категории, довод в пользу недорогой цифровой зеркалки — возможность установки любого объектива. Но камера с несменной оптикой высокого класса более компактна, а если у нее 7 кратный зум, то необходимости в сменной оптике, скорее всего, не возникнет. Еще один плюс, который был у А1 — почти классический дизайн. У кого была подобная проблема — дилемма при выборе цифровой камеры, тот получил еще один повод для размышления. 8 Мп это не 5 и даже не 6, как у большинства зеркалок от 1000 до 2000 usd. А видоискатель разрешением почти в 1 Мп? Это же «почти» зеркало и потому у камеры есть даже режим контроля глубины резкости, чего в этом классе аппаратов почти не встретишь. А зеркалки с несменной оптикой хорошо известны. Так что можно почувствовать себя профессионалом и снимать для печати А2 (на что указывается в рекламном буклете Minolta DIMAGE А2). А если уж понадобятся другие объективы — камера будет работать с оптическими насадками. Но и без них — 8 Мп это возможности для «большого» цифрового зумирования.
«Компьютер для любителей фото»