С «лейкой» и блокнотом, А то и с пулеметом Сквозь огонь и стужу мы прошли. К. Симонов «Корреспондентская застольная» |
У классических фотоаппаратов есть не проходящее со временем очарование. Весь наш предшествующий опыт говорит, что это хорошо и надежно. Настало время, когда отблеском этого величия решили воспользоваться и производители цифровых камер. Тем более, что современные цифровые аппараты не выглядят жалкой пародией на своих пленочных собратьев. Panasonic, объединившись с легендарной Leica, выпустил камеру DMC-LC5. Не знаю, насколько существенным оказался вклад Leica Camera AG (историю изменений названий фирмы можно найти здесь) в цифровую начинку, но некоторые, присущие только этой камере детали исполнения корпуса, вполне соответствуют имиджу легендарной фирмы. Замечу, что у этой камеры есть близнец, отличающийся от рассматриваемой модели лишь незначительными деталями, как, например, формой кнопок и верхней панели. Это LEICA DIGILUX .
Когда я распаковывал камеру, меня сразу порадовал почти классический дизайн. Когда же в комплекте я увидал еще и шахту для защиты гигантского ЖК экрана от бликов, то я чуть не прослезился. Очень простая деталь, известная фотографам уже, наверное, более 100 лет, как бы подчеркивала, что весь опыт аппаратостроения не канул в лету и еще пригодится следующим поколениям цифровых камер.
На нижнем снимке изображены детали, которые можно снять с камеры. Это декоративное кольцо, навинчивающееся на резьбу для присоединения оптических насадок, и шахта. В отличие от других производителей, рекомендующих использовать монету для закручивания винта, фирма испугалась обвинений в порче валютных запасов и приложила специальную железку, а дабы ее не кинули в автомат с газировкой вместо трехкопеечной монеты, обрубила у металлического кружка края.
Основная изюминка этой камеры — фокусировка. Для того, чтобы точно навести на резкость, сделано буквально все возможное. Во-первых, большой, 2,5 дюймовый ЖК монитор с 200000 пикселей, кольцо ручной фокусировки на объективе (конечно, это кольцо не механически перемещает объектив, а всего лишь управляет мотором, но все равно, пользоваться им очень привычно и удобно) и, наконец, режим вилки фокусировки. Кроме режима эксповилки, когда при нажатии кнопки камера делает серию снимков с разной экспозицией, чтобы уж хоть один-то кадр оказался идеальным, имеется и фокусировочная вилка, когда камера делает три снимка, чуть-чуть перемещая объектив.
В остальном, это типичная 4 Мп цифровая камера. Как написано на ее корпусе, 3,9 млн. эффективных пикселей. Сравнивая эту надпись с разрешением кадра, 2240×1680, сразу вспоминается анекдот о том, что дважды два равно, когда три с половиной, а когда и пять, поскольку перемножая эти числа, получим 3763200, что достаточно близко к 3,7 млн, которыми хвастается камера Casio QV-4000, имеющая точно такой же размер кадра. В то же время претендующий на 3,9 млн пикселей Sony DSC-S85 имеет кадр размером 2272×1704 = 3871488. Ну да ладно, возможно, оставшиеся пиксели эффективно используются тоже на что-нибудь полезное.
Камера оснащена матрицей от Panasonic, особенностью которой является использование беззазорных микролинз перед чувствительными элементами и массива фильтров, поглощаюших свет, соответственно в синей, зеленой и красной областях спектра. То есть эта камера относится к не очень многочисленному клану аппаратов, регистрирующих изображение в дополнительных — пурпурном, желтом и голубом — цветах. Обработкой цвета занимается специализированный процессор Pure Color LCI. Изображение на матрице формирует объектив LEICA DC VARIO — SUMMICRON (f=7-21 мм). В проспекте отмечено, что объективы «производятся с использованием измерительных инструментов и системы контроля качества, сертифицированных Leica Camera AG и основанных на стандартах качества, принятых в компании». Объектив действительно великолепный и, наверное, соответствует высоким стандартам Leica, а вот кто его производит вместе с Zeiss Vario-Sonnar и объективом от Сanon, я утверждать не берусь. Ничего не могу сказать про показатель преломления и дисперсию стекол, но элементы оправы, на первый взгляд, абсолютно тождественны. За долгую историю фотографии известно, что абсолютно одинаковые по оптической конструкции объективы выпускались разными фирмами. Однако оправы у них всегда отличались, поскольку у каждого производства свои технологические особенности. Здесь же создается ощущение, что объективы-то, может быть, и разные (во всяком случае просветление у них разное), но вот сделаны они на одном заводе. Для любознательных предлагаю детскую головоломку: найдите 10 отличий.
По сравнению с Casio QV 4000, аппарат имеет чуть-чуть больший угол обзора, что, вероятно, связано с чуть большей матрицей.
ПЗС матрица | Мп | Число чувствительных элементов | диагональ в мм | Размер чувствительного элемента в мкм |
Panasonic MN39591PT | 4,01 | 2358×1700 | 9,10 | 3,25×3,25 |
Sony ICX406AQ | 4,1 | 2312×1720 | 8,97 | 3,12×3,12 |
Разрешение у этих аппаратов практически совпадает, однако заметно, что у DMC LC5 шумоподавление задействовано в меньшей степени.
Фокусное расстояние 20,74 мм. Миры расположены в центре кадра. Снимки сделаны в формате TIFF, совмещены и сохранены в JPEG. Изображение при верстке увеличено в 2 раза. L — Panasonic Lumix DMC-LC5. 1:8, 1/32 с. C — Casio QV-4000. 1:8, 1/15 с. |
Шум матрицы анализировался с помощью программы Thumber. Проводилась съемка с закрытым крышкой объективом, и подсчитывалось число «горячих пикселей» с яркостью, превышающей 10. В таблице приведена зависимость числа горячих пикселей от выдержки. Отмечу, что отсутствие горячих пиксеоей на снимках снятых камерой Casio при выдержке в 3 с связано с автоматически включившимся дополнительным режимом шумоподавления при длительных выдержках.
Panasonic | Casio | ||
ISO100 | ISO400 | ISO100 | |
1/30 | 0 | 20813 | 0 |
1/8 | 0 | 31088 | 1 |
3 | 10752 | 1137400 | 0 |
Спектральные характеристики этих камер, естественно, различаются, поскольку использовали разные модели фильтров (синий, зеленый, красный у Casio и пурпурный, желтый, голубой у Panasonic). Что лучше, что хуже — это вопрос вкуса, однако если вы снимете радугу или спектр от дифракционной решетки, то хорошо заметна пурпурная полоса в синей части спектра. Для наглядности на приведенной фотографии увеличены контраст и яркость изображения.
Другой пример: зональные фильтры на светостоле, использующем люминесцентную лампу с условной цветовой температурой 8000К.Panasonic Lumix DMC-LC5. Диафрагма — 1:4, выдержка — 1/22 с
Casio QV-4000. Диафрагма — 1:4, выдержка — 1/15 с
Красный, конечно, выглядит у этой камеры существенно ярче, да и общая чувствительность выше, но при детальном рассмотрении он не красный. Значения яркости по каналам за зональными фильтрами приведены в таблице:
Красный | Синий | Зеленый | |||||||
R | G | B | R | G | B | R | G | B | |
Panasonic | 140 | 0 | 17 | 60 | 0 | 243 | 0 | 150 | 0 |
Casio | 55 | 0 | 0 | 0 | 0 | 180 | 0 | 130 | 0 |
Камера снабжена вспышкой с регулируемой мощностью. Заявлено, что в дополнение к датчику вспышки используется цифровой сенсор, считывающий информацию об освещенности с датчика на ПЗС-матрице. Это обеспечивает возможность изменения работы вспышки в широком диапазоне, в том числе и при съемке с расстояния от 10 см. При макросъемке в помещении это действительно так. Если же вы попытаетесь использовать вспышку для подсветки теней в яркий солнечный день, и объект занимает не всю площадь кадра, то автоматика не реагирует на свет, отраженный от объекта. И кадр оказывается пересвеченным вспышкой.
У аппарата есть возможность подключить и внешнюю вспышку при помощи башмака с одним контактом. Любопытно, что несмотря на то, что контакт всего один, камера умудряется учуять наличие внешней вспышки и сообщить об этом на экране видоискателя. У меня камера прекрасно работала со вспышкой Sigma EF 500 Super, предназначенной для фотоаппаратов Canon. Из обилия контактов на башмаке вспышки использовался только центральный. Возможно одновременное использование как внешней, так и встроенной вспышки. В то же время более простая вспышка MINOX MF 35 ST камерой обнаруживалась, однако совместно работать они не стали.
Подключение к компьютеру осуществляется через USB и фотоаппарат является полноценным устройством для чтения карт SD. Удобно, что, чтобы продолжить съемку, не обязательно выдергивать USB шнур из камеры, а достаточно перевести аппарат из режима просмотра в режим съемки. Отсек с разъемами закрыт пластмассовой крышкой, однако хлипкость ее только внешняя, так как изнутри она сидит на мощной металлической пластине.
Для присоединения оптических насадок используют специальное переходное кольцо, которое прикручивается вместо декоративного к корпусу аппарата. Используется внешняя резьба, по моим замерам, 47 мм. Питание камеры осуществляется от Li-ионного аккумулятора, емкостью 1400 мА·ч, заряжать аккумулятор можно, не вынимая его из камеры. Когда аппарат впадает в спячку для экономии энергии, объектив не убирается, но его фокусное расстояние изменяется и при пробуждении его придется устанавливать заново.
Из дополнительных возможностей стоит отметить запись 5-секундных звуковых комментариев к кадрам, запись видео 320×240 пикселей, 10 кадров в секунду, видеоклипы записываются в формате QuickTime. Видео выход для передачи изображения на телевизор, но только в режиме просмотра кадров.
Ниже приведены меню настройки камеры. В режиме воспроизведения они получены захватом видеосигнала, а в режиме съемки фотографированием экрана.
Фото
Для примера предлагаю посмотреть несколько снимков, сделанных этой камерой:
Миниатюра | Фрагмент |
Технические характеристики
Формат записи | 2240×1680 JPEG/TIFF, 320×240 QuickTime Motion JPEG |
Память | Secure Digital Memory Card, MultiMediaCard |
Датчик изображений | Матрица ПЗС 4,01 млн. пикс. |
Объектив | Объектив Leica DC Vario-Summicron F:2,0-2,5 f=7-21мм ( 33-100мм в 35мм эквиваленте), 8 элементов в 7 группах |
Фокусировка | TTL автофокус, ручная фокусировка, макро, бесконечность. |
Диапазоны фокусировки | 30 см — бесконечность в автоматическом режиме. Режим макро: 20-50 см (теле) 6-50 см (широкий угол). |
Экспозиция | Автоматическое измерение освещенности ПЗС |
Выдержка | 8 - 1/1000 с |
Относительное отверстие | 1:2 - 1:8 |
Монитор | 2,5 дюйма, 200000 пикс |
Входы/выходы | USB, видеовыход NTSC/PAL |
Питание | Литий-ионная аккумуляторная батарея CGR-S602E, адаптер переменного тока |
Размер | 127,5×82×63,4 мм |
Вес | 360 г (без элементов питания и карты памяти) |
В заключение отмечу, что камера производит впечатление очень продуманной и надежной (естественно, по меркам цифровых, а не механических камер), с великолепным экраном и богатыми ручными настройками. Безусловно, нельзя удовлетворить всех, и кому то будет не хватать пульта дистанционного управления, возможности управления съемкой с компьютера или согласованных внешних вспышек.