Kodak DC4800


Kodak DC 4800

Новая камера в линейке Kodak, которая отличается не только от своих предшественников Kodak DC 260/265/290, но и от остальных 3-мегапиксельных собратьев. От предшественников она отличается дизайном и отсутствием возможности использовать скрипты для расширенного управления камерой, а от других 3 мегапиксельных камер, в первую очередь, ее отличает формат кадра, 2160×1440 пикселей, т.  е. 3:2, что как раз соответствует пропорциям стандартной открытки 15×10 см.

разъемы

Дизайн камеры поразительно напоминает дизайн ее пленочных собратьев. Однако ярко выраженный тубус объектива, и так сильно выступающий из камеры (а при ее включении объектив выдвигается еще больше) на самом деле, вероятно, содержит не только объектив, но и матрицу. То есть вся оптическая часть камеры находится именно в нем. Камера не имеет резьбы для крепления светофильтров, однако, имеются адаптеры, надевающиеся на тубус, которые позволяют крепить светофильтры и афокальные насадки. В отличие от других камер, крышка объектива крепится к собственно выдвигающейся части объектива, а не к тубусу. Камера имеет встроенную выдвигающуюся вспышку, а также стандартный разъем для подключения внешней. аккумуляторОптический видоискатель камеры снабжен подстройкой под глаз фотографа, поэтому можно снимать, не пользуясь очками. Имеется гнездо для крепления к штативу, однако оно расположено очень близко к аккумуляторному отсеку и рычагу извлечения карты памяти Compact Flash. Поэтому, не снимая камеру со штатива, вам не удастся ни заменить аккумулятор, ни извлечь карту памяти. Вероятно, при студийных съемках следует использовать внешний блок питания, а фотографии переписывать на компьютер.

Основные операции, которые чаще всего могут понадобиться фотографу, вызываются поворотом двух переключателей. Одно большое колесо позволяет перейти от полностью автоматического режима в режим съемки с приоритетом диафрагмы. Второй переключатель позволяет устанавливать экспокоррекцию. Колесо выбора диафрагмы кажется аналогом механического кольца установки диафрагмы на объективе. Однако только кажется, поскольку значения, написанные на этом кольце, соответствуют действительности только для съемки, когда фокусное расстояние объектива минимально. При изменении фокусного расстояния изменяются и значения диафрагмы. Так, если вы установили диафрагму 2,8, то при фокусном расстоянии объектива 6 мм это и будет 2,8. Если же вы установите фокусное расстояние объектива 18 мм, то диафрагма будет уже 4,5, хотя риска на кольце будет по-прежнему указывать на значение 2,8. Если бы здесь соблюдалась полная аналогия с механической установкой диафрагмы, то можно было бы заподозрить, что фиксируется просто диаметр диафрагмы. Поскольку диафрагменное число — это отношение фокусного расстояния к диаметру диафрагмы, то при постоянном диаметре диафрагмы увеличение фокусного расстояния втрое привело бы к трехкратному увеличению диафрагменного числа, т. е. 2,8×3 = 8,4. Здесь, однако, это не так, т. е. диаметр диафрагмы изменяется вместе с фокусным расстоянием объектива. Но поскольку установленный на камере объектив не позволяет работать с максимально возможной диафрагмой при всех значениях фокусного расстояния, то значению 2,8 соответствует максимально возможная диафрагма при выбранном вами значении фокусного расстояния. Все же остальные значения получаются умножением этой диафрагмы на корень из 2. Таким образом, поворот диафрагменного кольца на одно положение приводит к изменению экспозиции вдвое. Все бы ничего, если вы работаете в режиме приоритета диафрагмы. Но если вы работаете в полностью ручном режиме, то возникают проблемы. Для перехода в ручной режим вам надо войти в меню и установить значения выдержки. Однако если вы подобрали необходимую вам экспозицию, вы уже не можете изменять фокусное расстояние объектива, поскольку при этом реальная диафрагма будет изменяться. Если вы работаете с фокусным расстоянием объектива 6 мм, то вы можете воспользоваться экспонометром и установить соответствующие значения выдержки и диафрагмы. Если в дальнейшем вы увеличите фокусное расстояние объектива, то кадр получится недодержанным.

До некоторых функций камеры можно добраться только через меню на ЖК экране.

Kodak DC 4800

Меню достаточно логичное и красивое, но крайне неэкономно использует площадь экрана. Большую часть занимает название операции, а выбор значений разнесен на несколько экранов.

Меню

экран

На приведенной картинке представлен коллаж из девяти экранных меню, предназначенных для установки параметров.

При съемке на экране отображаются значения выдержки и диафрагмы и кратность изменения фокусного расстояния, в том числе и при использовании цифрового зумирования. Меню воспроизведения столь же неэкономно, и для получения информации о снятом кадре вам придется просмотреть 5 экранов. Остальные функции более-менее стандартные, включая и возможность просмотра фрагмента кадра с 2х и 4х увеличением.

Меню воспроизведения
Меню

Камера лучше других приспособлена к работе с компьютером. Это некоторая компенсация за разъем для карт памяти типа I, который не позволяет использовать IBM Microdrive. Камера подсоединяется к компьютеру через порт USB, и здесь есть полная возможность управлять камерой: вы можете устанавливать выдержку, диафрагму, фокусное расстояние объектива, включать вспышку, производить съемку, переписывать снятые кадры на компьютер, стирать файлы со снимками на карте памяти, — в общем, все то, что вы можете делать с помощью кнопок и меню самой камеры. В общем, почти все, что вы могли бы пожелать.

Выбор настраиваемых параметров
Выбор настраиваемых параметров.
Установка выдержки и диафрагмы
Установка выдержки и диафрагмы.
Установка фокусного расстояния объектива.
Установка фокусного расстояния объектива.
Съемка
Съемка.

Почти, потому что при студийной съемке часто очень важно бывает зафиксировать наводку на резкость. Например, вы снимаете последовательно несколько сцен для мультфильма, и при этом вы хотите, чтоб у вас резко вышли главные персонажи, а не фон, однако с этой задачей автоматика камеры может и не справиться. Единственная возможность зафиксировать наводку на резкость — это установить бесконечность, что весьма полезно при съемке на природе, или через окно автобуса, но мало применимо при студийной съемке. Еще несколько ложек дегтя. Камера не может быть использована как универсальное устройство для считывания карт памяти Compact Flash, и на компьютер не передается изображение для предварительного просмотра, поэтому вы должны сперва сделать снимок, а потом уже смотреть на компьютере, хорошо ли вы установили камеру. После установки программного обеспечения появляется возможность просматривать миниатюры фотографий в обычных папках. В свойствах файла с фотографией появляется закладка Picture, нажав на которую, можно ознакомится с некоторыми параметрами съемки.

свойства

Миниатюры грузятся быстро, но одна беда — программа заменяет стандартное средство создания миниатюр на более быстрое, но существенно менее качественное и не понимающее файлы JPEG, созданные другими программами.

Миниатюры

Впрочем, изменения программа вносит аккуратно, сохраняя в реестре и старые значения, которые легко восстановить.

реестр

Переносим значения из второй строчки в первую, и все возвращается на круги свои:

Миниатюры

Тесты

Чувствительность матрицы при ISO 100. Производилась съемка серого поля, занимающего всю площадь кадра. Полученные значения сравнивались с показаниями экспонометра камеры Canon EOS 50. Итак:

Камера Диафрагма Выдержка
Kodak DC4800 1:5,6 1/20
Canon EOS 50 1:5,6 1/45

Без комментариев :-)

Разрешение. Съемка миры показала вполне приличное качество объектива и матрицы, при этом разрешение существенно зависело от канала. Черный и белый штрихи — это два штриха. При разрешении 0,7 штрих/пиксель получаем 1500 штрихов по ширине кадра и 1000 по высоте.

мира

Под 3 миллионами пикселей в современных камерах понимается общее число чувствительных элементов. Перед этими чувствительными элементами расположены фильтры, обычно 3-х цветов, пропускающие, соответственно, синюю, зеленую и красную составляющие. По литературным данным, именно такие фильтры имеет эта камера. Однако расположение, количество фильтров того или иного цвета и алгоритм интерполяции, по которому восстанавливается цвет каждой из точек, у всех камер разные. В этой камере наибольшее число линий разрешается в зеленом канале, красный же и синий несколько уступают по разрешению. Теоретически аналогичная картина должна была наблюдаться и у большинства камер, однако их производители идут на некую хитрость, регистрируя изображение всегда по всем точкам, независимо от того, за каким фильтром они находятся, а окрашивая их в соответствии с информацией о цвете, полученной в соседних точках. Здесь алгоритм менее самонадеянный. Если камера не уверена, что эти точки синие или красные, то она и не пытается их воспроизвести.

Спектральные характеристики камеры.

Когда я писал эту статью, меня достали читатели с критическими замечаниями. Дескать, монитор спектр воспроизвести не может, а глаз воспринимает фиолетовый как пурпурный, так зачем снимать спектр. Поэтому начну этот раздел с эпиграфа:

А меня учащиеся вовсе замучили,
не жалея сил молодых,
Ставят мне вопросики острые, жгучие,
А я все сажуся на их.
Ю. Ким

Я в этом тесте снимаю спектр, полученный с помощью дифракционной решетки от галогенной лампы накаливания. Я полагаю, что задача фотографии это регистрация, а вопрос воспроизведения и соответствия снимка реальности, изображения на экране — отпечатку на принтере — это отдельные вопросы. Тем паче, что в фотографии очень часто снимают в одной области спектра, а воспроизводят в другой. Вероятно, многим памятна метка R на объективах Гелиос для Зенита. Эта метка предназначена для наводки на резкость в невидимом ИК-диапазоне по метражу, ну, а полученную фотографию, естественно, рассматривают в цветах видимого спектра. Я пользуюсь физическим определением цветов. Если термины могут быть неправильно поняты, то лучше лишний раз повторить, что под ними понимает автор. Во избежание недоразумений цитирую классический учебник Р. В. Поля «Оптика и атомная физика»:

«Прежде всего надо устранить нефизические термины: «красный, синий и т.д. световой пучок» и охарактеризовать различные излучения физически, т.е. измеримой величиной. Для этого служит понятие длины волны. Мы выделяем из спектра узкий световой пучок, кажущийся глазу одноцветным, и известным нам методом дифракции на щели измеряем длину волны. Таким способом для световых пучков различного цвета находим следующее: фиолетовая спектральная область 400-440 нм, синяя 440-495 нм, зеленая 495-580 нм, желтая и оранжевая 580-640 нм, красная 640-750 нм».

Здесь, как вы заметили, глаз используется для определения одноцветности узкого светового пучка, а не свет разного спектрального состава для получения одинаковой реакции глаза, как в системе МКО. Международная комиссия по освещению для оценки цвета использует соотношение мощностей трех узкополоных излучений (700 нм — красный, 546,1 нм — зеленый и 435,8 — синий), которые при совместном воздействии вызывают такое же физиологическое ощущение в глазу, что и измеряемое излучение. Разница состоит в интерпретации фиолетовой части спектра. В системе МКО спектрально-чистые монохроматические цвета замыкаются в треугольник насыщенными пурпурными тонами, образованными смешением синего и красного. В спектре, полученном с помощью дифракционной решетки или призмы, нет пурпурных тонов. В приведенном тесте регистрируется монохроматическое излучение, и меня интересует, как камера запишет наличие излучения с определенной длиной волны.

Фотография всегда интересовалась вопросом, как же зарегистрировать истинный непрерывный спектр. Собственно попытка зарегистрировать спектр или излучение определенного спектрального состава и лежит у истоков фотографии.

Первый исторический экскурс

1782 г. — Сенебье наблюдал при облучении хлористого серебра спектральными фиолетовыми лучами синее окрашивание.

1810 г. — Зеебек действовал спектрально разложенным светом на мокрый слой хлористого серебра и наблюдал появление цветов близких к спектральным

1840 г. — Гершель наблюдал цветообразование на хлорсеребряной бумаге, предварительно вычерненной на солнце, под действием солнечного спектра.

1847-1866 г. — Беккерель и Ньепс де Сент-Виктор, используя явление интерференции, получили изображение спектра на полированной серебряной пластине, обработанной хлористым серебром.

1891 г. — Липпман обобщил интерференционный метод и изготовил цветные фотографии. Он использовал прозрачный мелкозернистый светочувствительный слой, в котором стоячие волны образуют слоистое отложение серебра, сохраняющее благодаря желатину свою структуру после фиксирования.

1900 г. — Усагин демонстрировал свои цветные изображения спектров на международной выставке в Париже.

Цифровая камера — это устройство, которое регистрирует излучение в трех областях спектра. Вопрос, насколько точно можно воспроизвести спектр по измерениям в трех точках, восходит к 1861 г.

Второй исторический экскурс

1861 г. — Дж. К. Максвелл продемонстрировал цветное изображение, полученное от одновременного проецирования на экран красного, зеленого и синего диапозитивов.

История растра из микроскопических светофильтров тоже уходит в глубину веков.

Третий исторический экскурс

1892 г. — Макдоноу получил патент на четырехцветный растр из окрашенных зерен шеллака на целлулоидной подложке для аддитивной цветной фотографии.

1894 г. — Джоли предложил трехцветный растр в виде окрашенных линий, нанесенных на стеклянную пластинку (200 линий на дюйм), и описал способ получения диапозитива в натуральных цветах, напечатанного с негатива при съемке через растр и рассматриваемого через тот же растр.

1907 г. — Братья Люмьер выпустили пластинки «Автохром» с трехцветным растром из крахмальных спрессованных зерен, находящихся под эмульсионным панхроматическим слоем.

1913 г. — Фабрика Педжет выпустила в продажу специальный трехцветный растр, который прижимался к диапозитиву, напечатанному с негатива, снятого через этот растр.

1916 г. — были предложены растровые пластинки «Агфа ультраколор» с мозаичным нерегулярным растром из окрашенных частиц гуммиарабика, включенных в коллодий.

1932 г. — была выпущена пленка «Агфаколор», где на пластинке размером 9×12 см размещалось 100 млн. цветных ячеек.

Вот классическая фотография и наметила рубежи светлого будущего, к которым должна стремиться цифровая фотография: 100 мегапикселей как в пластинках «Агфа» и истинный цвет как в интерференционном методе Липпмана.

Ну а пока, при желании, мы можем плюнуть на несовершенство электронно-лучевых трубок и создать витраж из фильтров, аналогичных находящимся перед матрицей, и дополнив их нейтральными фильтрами с пропусканием, пропорциональным значениям, записанным камерой в файл.

В принципе, фильтры, расположенные перед чувствительными элементами, могут иметь и другие цвета, или их может быть, вообще говоря, существенно больше. Это могут быть, например, не фильтры пропускания, а фильтры поглощения: фильтр, поглощающий в красной области, тогда проходить будет голубой цвет; фильтр, поглощающий в синей области, тогда проходить будет желтый; и фильтр, поглощающий в зеленой области, тогда проходить будут синий и красный. Судя по литературе, встречаются и комбинации из поглощающих и пропускающих фильтров(Nikon 990). На основании измерений за этими фильтрами можно попытаться восстановить реальную цветовую картину. Однако все сегодняшние камеры записывают результаты измерений в файлах JPEG или TIFF в цветовой модели RGB. Таким образом, если измерения проводятся не за фильтрами пропускания, соответственно, синего, зеленого и красного цветов, то в файл записываются не непосредственные результаты измерений, а расчетные величины.

Камера Кодак позволяет устанавливать баланс белого не только для солнечного света, ламп накаливания, или в ручном режиме по серому полю, но и задавать цветовую температуру источника в градусах К, от 2500 до 10000 К.

баланс белого

Снимая спектр лампы накаливания и устанавливая разные значения цветовой температуры на камере, можно очень наглядно продемонстрировать действие алгоритма цветового баланса.

спектр

На приведенных снимках даны фотографии спектра галогенной лампы накаливания КГМ 250, полученные с помощью дифракционной решетки. Диафрагма F:2,8; выдержка 1/10 с. Как точка отсчета используется дифракция на той же решетке излучения гелий-неонового лазера ЛГН 208Б. Красная точка соответствует длине волны 632,8 нм. При изменении цветовой температуры в меню камеры у нас меняется цвет щели, а весь спектр сдвигается относительно красной точки за счет изменения коэффициента усиления в синем и красном каналах. Т.о. если мы устанавливаем цветовую температуру в 10000 К, то становится хорошо различим сигнал, соответствующий длинноволновой части спектра. Впрочем, как видно на фотографии, попытка увеличить чувствительность в красной области приводит к существенному увеличению шумов. Если же мы установим цветовую температуру 2500, что соответствует обычным лампам накаливания, то камера считает, что у нас энергия в красной области, испускаемая источником, существенно больше, чем в синей, и уменьшает чувствительность красного канала. При этом мы фактически уже не можем зафиксировать свет с длиной волны больше 600 нм, полученный разложением в спектр света лампы накаливания. Хотя мощность лазера всего 3 мВт, это оказывается существенно больше, чем нам удается получить в этой области спектра от лампы мощностью 250 Вт после прохождения щели и разложения дифракционной решеткой. В коротковолновой части спектра камера не пытается заменить монохроматические цвета на пурпурные тона, оставляя эту возможность пользователю и программам.

Вместо заключения

Очень компактная и удобная камера. С достаточно логичным управлением, высококачественным изображением, очень удобным для печати без кадрирования соотношением сторон кадра 3:2. На сегодняшний день 3х мегапиксельная камера с самыми развитыми возможностями управления от компьютера. К минусам следует отнести отсутствие ручной фокусировки, невозможность использовать IBM Microdrive и неспособность камеры выступать в роли универсального устройства для чтения CF карт памяти. Отсутствие режима приоритета выдержки и необходимость при ручной установке ориентироваться не на цифры на кольце выбора диафрагмы, а на числа на экране, я к существенным недостаткам не отношу. В комплекте с камерой поставляется очень хорошая программа сшивки панорам Panorama Maker 2000 фирмы ArcSoft, которую можно приобрести и отдельно от камеры. Обзору этой программы я полагаю посвятить отдельное дополнение к статье «Панорамы и программы для их создания».

Технические характеристики

Чувствительный элемент  3300000 пикселей, CCD матрица 
Размер кадра 2160×1440 пикселей, 1800×1200пикселей, 1536×1024 пикселей, 1080×720 пикселей
Формат файла TIFF/JPEG, EXIF 2.1
Чувствительность ISO 100, 200, 400
Карта памяти Compact Flash Type I Card
Фокусное расстояние объектива  6-18 мм ( 28-84 мм в 35 мм эквиваленте)
Светосила  F:2,8 – F:4,5
Выдержка 16 - 1/1000 с
Диафрагма F:2,8; F: 5,6; F:8
Автофокус От 50 см до бесконечности
Макрорежим 20-70 см
Контроль экспозиции TTL авто / Приоритет диафрагмы / Ручной
Компенсация экспозиции ±2 EV с шагом 1/2
Баланс белого Авто, Дневной свет, Лампы накаливания, Ручной, По цветовой температуре (2500К — 10000К)
Входы/ выходы NTSC/PAL; USB
Питание Li-ion (3,7В 1100мА·час), блок питания
Размер 120×69×65мм
Вес 325 г без батарей и карт памяти

 

Примеры фотографий

фото
Оригинал снимка 2160×1440 пикселей (1144КБ)
фрагмент
 Камера предоставлена фирмой «Мультимедиа Клуб»





Дополнительно

Цифровая фотокамера Kodak DC4800

Kodak DC4800

Kodak DC 4800

Новая камера в линейке Kodak, которая отличается не только от своих предшественников Kodak DC 260/265/290, но и от остальных 3-мегапиксельных собратьев. От предшественников она отличается дизайном и отсутствием возможности использовать скрипты для расширенного управления камерой, а от других 3 мегапиксельных камер, в первую очередь, ее отличает формат кадра, 2160×1440 пикселей, т.  е. 3:2, что как раз соответствует пропорциям стандартной открытки 15×10 см.

разъемы

Дизайн камеры поразительно напоминает дизайн ее пленочных собратьев. Однако ярко выраженный тубус объектива, и так сильно выступающий из камеры (а при ее включении объектив выдвигается еще больше) на самом деле, вероятно, содержит не только объектив, но и матрицу. То есть вся оптическая часть камеры находится именно в нем. Камера не имеет резьбы для крепления светофильтров, однако, имеются адаптеры, надевающиеся на тубус, которые позволяют крепить светофильтры и афокальные насадки. В отличие от других камер, крышка объектива крепится к собственно выдвигающейся части объектива, а не к тубусу. Камера имеет встроенную выдвигающуюся вспышку, а также стандартный разъем для подключения внешней. аккумуляторОптический видоискатель камеры снабжен подстройкой под глаз фотографа, поэтому можно снимать, не пользуясь очками. Имеется гнездо для крепления к штативу, однако оно расположено очень близко к аккумуляторному отсеку и рычагу извлечения карты памяти Compact Flash. Поэтому, не снимая камеру со штатива, вам не удастся ни заменить аккумулятор, ни извлечь карту памяти. Вероятно, при студийных съемках следует использовать внешний блок питания, а фотографии переписывать на компьютер.

Основные операции, которые чаще всего могут понадобиться фотографу, вызываются поворотом двух переключателей. Одно большое колесо позволяет перейти от полностью автоматического режима в режим съемки с приоритетом диафрагмы. Второй переключатель позволяет устанавливать экспокоррекцию. Колесо выбора диафрагмы кажется аналогом механического кольца установки диафрагмы на объективе. Однако только кажется, поскольку значения, написанные на этом кольце, соответствуют действительности только для съемки, когда фокусное расстояние объектива минимально. При изменении фокусного расстояния изменяются и значения диафрагмы. Так, если вы установили диафрагму 2,8, то при фокусном расстоянии объектива 6 мм это и будет 2,8. Если же вы установите фокусное расстояние объектива 18 мм, то диафрагма будет уже 4,5, хотя риска на кольце будет по-прежнему указывать на значение 2,8. Если бы здесь соблюдалась полная аналогия с механической установкой диафрагмы, то можно было бы заподозрить, что фиксируется просто диаметр диафрагмы. Поскольку диафрагменное число — это отношение фокусного расстояния к диаметру диафрагмы, то при постоянном диаметре диафрагмы увеличение фокусного расстояния втрое привело бы к трехкратному увеличению диафрагменного числа, т. е. 2,8×3 = 8,4. Здесь, однако, это не так, т. е. диаметр диафрагмы изменяется вместе с фокусным расстоянием объектива. Но поскольку установленный на камере объектив не позволяет работать с максимально возможной диафрагмой при всех значениях фокусного расстояния, то значению 2,8 соответствует максимально возможная диафрагма при выбранном вами значении фокусного расстояния. Все же остальные значения получаются умножением этой диафрагмы на корень из 2. Таким образом, поворот диафрагменного кольца на одно положение приводит к изменению экспозиции вдвое. Все бы ничего, если вы работаете в режиме приоритета диафрагмы. Но если вы работаете в полностью ручном режиме, то возникают проблемы. Для перехода в ручной режим вам надо войти в меню и установить значения выдержки. Однако если вы подобрали необходимую вам экспозицию, вы уже не можете изменять фокусное расстояние объектива, поскольку при этом реальная диафрагма будет изменяться. Если вы работаете с фокусным расстоянием объектива 6 мм, то вы можете воспользоваться экспонометром и установить соответствующие значения выдержки и диафрагмы. Если в дальнейшем вы увеличите фокусное расстояние объектива, то кадр получится недодержанным.

До некоторых функций камеры можно добраться только через меню на ЖК экране.

Kodak DC 4800

Меню достаточно логичное и красивое, но крайне неэкономно использует площадь экрана. Большую часть занимает название операции, а выбор значений разнесен на несколько экранов.

Меню

экран

На приведенной картинке представлен коллаж из девяти экранных меню, предназначенных для установки параметров.

При съемке на экране отображаются значения выдержки и диафрагмы и кратность изменения фокусного расстояния, в том числе и при использовании цифрового зумирования. Меню воспроизведения столь же неэкономно, и для получения информации о снятом кадре вам придется просмотреть 5 экранов. Остальные функции более-менее стандартные, включая и возможность просмотра фрагмента кадра с 2х и 4х увеличением.

Меню воспроизведения
Меню

Камера лучше других приспособлена к работе с компьютером. Это некоторая компенсация за разъем для карт памяти типа I, который не позволяет использовать IBM Microdrive. Камера подсоединяется к компьютеру через порт USB, и здесь есть полная возможность управлять камерой: вы можете устанавливать выдержку, диафрагму, фокусное расстояние объектива, включать вспышку, производить съемку, переписывать снятые кадры на компьютер, стирать файлы со снимками на карте памяти, — в общем, все то, что вы можете делать с помощью кнопок и меню самой камеры. В общем, почти все, что вы могли бы пожелать.

Выбор настраиваемых параметров
Выбор настраиваемых параметров.
Установка выдержки и диафрагмы
Установка выдержки и диафрагмы.
Установка фокусного расстояния объектива.
Установка фокусного расстояния объектива.
Съемка
Съемка.

Почти, потому что при студийной съемке часто очень важно бывает зафиксировать наводку на резкость. Например, вы снимаете последовательно несколько сцен для мультфильма, и при этом вы хотите, чтоб у вас резко вышли главные персонажи, а не фон, однако с этой задачей автоматика камеры может и не справиться. Единственная возможность зафиксировать наводку на резкость — это установить бесконечность, что весьма полезно при съемке на природе, или через окно автобуса, но мало применимо при студийной съемке. Еще несколько ложек дегтя. Камера не может быть использована как универсальное устройство для считывания карт памяти Compact Flash, и на компьютер не передается изображение для предварительного просмотра, поэтому вы должны сперва сделать снимок, а потом уже смотреть на компьютере, хорошо ли вы установили камеру. После установки программного обеспечения появляется возможность просматривать миниатюры фотографий в обычных папках. В свойствах файла с фотографией появляется закладка Picture, нажав на которую, можно ознакомится с некоторыми параметрами съемки.

свойства

Миниатюры грузятся быстро, но одна беда — программа заменяет стандартное средство создания миниатюр на более быстрое, но существенно менее качественное и не понимающее файлы JPEG, созданные другими программами.

Миниатюры

Впрочем, изменения программа вносит аккуратно, сохраняя в реестре и старые значения, которые легко восстановить.

реестр

Переносим значения из второй строчки в первую, и все возвращается на круги свои:

Миниатюры

Тесты

Чувствительность матрицы при ISO 100. Производилась съемка серого поля, занимающего всю площадь кадра. Полученные значения сравнивались с показаниями экспонометра камеры Canon EOS 50. Итак:

Камера Диафрагма Выдержка
Kodak DC4800 1:5,6 1/20
Canon EOS 50 1:5,6 1/45

Без комментариев :-)

Разрешение. Съемка миры показала вполне приличное качество объектива и матрицы, при этом разрешение существенно зависело от канала. Черный и белый штрихи — это два штриха. При разрешении 0,7 штрих/пиксель получаем 1500 штрихов по ширине кадра и 1000 по высоте.

мира

Под 3 миллионами пикселей в современных камерах понимается общее число чувствительных элементов. Перед этими чувствительными элементами расположены фильтры, обычно 3-х цветов, пропускающие, соответственно, синюю, зеленую и красную составляющие. По литературным данным, именно такие фильтры имеет эта камера. Однако расположение, количество фильтров того или иного цвета и алгоритм интерполяции, по которому восстанавливается цвет каждой из точек, у всех камер разные. В этой камере наибольшее число линий разрешается в зеленом канале, красный же и синий несколько уступают по разрешению. Теоретически аналогичная картина должна была наблюдаться и у большинства камер, однако их производители идут на некую хитрость, регистрируя изображение всегда по всем точкам, независимо от того, за каким фильтром они находятся, а окрашивая их в соответствии с информацией о цвете, полученной в соседних точках. Здесь алгоритм менее самонадеянный. Если камера не уверена, что эти точки синие или красные, то она и не пытается их воспроизвести.

Спектральные характеристики камеры.

Когда я писал эту статью, меня достали читатели с критическими замечаниями. Дескать, монитор спектр воспроизвести не может, а глаз воспринимает фиолетовый как пурпурный, так зачем снимать спектр. Поэтому начну этот раздел с эпиграфа:

А меня учащиеся вовсе замучили,
не жалея сил молодых,
Ставят мне вопросики острые, жгучие,
А я все сажуся на их.
Ю. Ким

Я в этом тесте снимаю спектр, полученный с помощью дифракционной решетки от галогенной лампы накаливания. Я полагаю, что задача фотографии это регистрация, а вопрос воспроизведения и соответствия снимка реальности, изображения на экране — отпечатку на принтере — это отдельные вопросы. Тем паче, что в фотографии очень часто снимают в одной области спектра, а воспроизводят в другой. Вероятно, многим памятна метка R на объективах Гелиос для Зенита. Эта метка предназначена для наводки на резкость в невидимом ИК-диапазоне по метражу, ну, а полученную фотографию, естественно, рассматривают в цветах видимого спектра. Я пользуюсь физическим определением цветов. Если термины могут быть неправильно поняты, то лучше лишний раз повторить, что под ними понимает автор. Во избежание недоразумений цитирую классический учебник Р. В. Поля «Оптика и атомная физика»:

«Прежде всего надо устранить нефизические термины: «красный, синий и т.д. световой пучок» и охарактеризовать различные излучения физически, т.е. измеримой величиной. Для этого служит понятие длины волны. Мы выделяем из спектра узкий световой пучок, кажущийся глазу одноцветным, и известным нам методом дифракции на щели измеряем длину волны. Таким способом для световых пучков различного цвета находим следующее: фиолетовая спектральная область 400-440 нм, синяя 440-495 нм, зеленая 495-580 нм, желтая и оранжевая 580-640 нм, красная 640-750 нм».

Здесь, как вы заметили, глаз используется для определения одноцветности узкого светового пучка, а не свет разного спектрального состава для получения одинаковой реакции глаза, как в системе МКО. Международная комиссия по освещению для оценки цвета использует соотношение мощностей трех узкополоных излучений (700 нм — красный, 546,1 нм — зеленый и 435,8 — синий), которые при совместном воздействии вызывают такое же физиологическое ощущение в глазу, что и измеряемое излучение. Разница состоит в интерпретации фиолетовой части спектра. В системе МКО спектрально-чистые монохроматические цвета замыкаются в треугольник насыщенными пурпурными тонами, образованными смешением синего и красного. В спектре, полученном с помощью дифракционной решетки или призмы, нет пурпурных тонов. В приведенном тесте регистрируется монохроматическое излучение, и меня интересует, как камера запишет наличие излучения с определенной длиной волны.

Фотография всегда интересовалась вопросом, как же зарегистрировать истинный непрерывный спектр. Собственно попытка зарегистрировать спектр или излучение определенного спектрального состава и лежит у истоков фотографии.

Первый исторический экскурс

1782 г. — Сенебье наблюдал при облучении хлористого серебра спектральными фиолетовыми лучами синее окрашивание.

1810 г. — Зеебек действовал спектрально разложенным светом на мокрый слой хлористого серебра и наблюдал появление цветов близких к спектральным

1840 г. — Гершель наблюдал цветообразование на хлорсеребряной бумаге, предварительно вычерненной на солнце, под действием солнечного спектра.

1847-1866 г. — Беккерель и Ньепс де Сент-Виктор, используя явление интерференции, получили изображение спектра на полированной серебряной пластине, обработанной хлористым серебром.

1891 г. — Липпман обобщил интерференционный метод и изготовил цветные фотографии. Он использовал прозрачный мелкозернистый светочувствительный слой, в котором стоячие волны образуют слоистое отложение серебра, сохраняющее благодаря желатину свою структуру после фиксирования.

1900 г. — Усагин демонстрировал свои цветные изображения спектров на международной выставке в Париже.

Цифровая камера — это устройство, которое регистрирует излучение в трех областях спектра. Вопрос, насколько точно можно воспроизвести спектр по измерениям в трех точках, восходит к 1861 г.

Второй исторический экскурс

1861 г. — Дж. К. Максвелл продемонстрировал цветное изображение, полученное от одновременного проецирования на экран красного, зеленого и синего диапозитивов.

История растра из микроскопических светофильтров тоже уходит в глубину веков.

Третий исторический экскурс

1892 г. — Макдоноу получил патент на четырехцветный растр из окрашенных зерен шеллака на целлулоидной подложке для аддитивной цветной фотографии.

1894 г. — Джоли предложил трехцветный растр в виде окрашенных линий, нанесенных на стеклянную пластинку (200 линий на дюйм), и описал способ получения диапозитива в натуральных цветах, напечатанного с негатива при съемке через растр и рассматриваемого через тот же растр.

1907 г. — Братья Люмьер выпустили пластинки «Автохром» с трехцветным растром из крахмальных спрессованных зерен, находящихся под эмульсионным панхроматическим слоем.

1913 г. — Фабрика Педжет выпустила в продажу специальный трехцветный растр, который прижимался к диапозитиву, напечатанному с негатива, снятого через этот растр.

1916 г. — были предложены растровые пластинки «Агфа ультраколор» с мозаичным нерегулярным растром из окрашенных частиц гуммиарабика, включенных в коллодий.

1932 г. — была выпущена пленка «Агфаколор», где на пластинке размером 9×12 см размещалось 100 млн. цветных ячеек.

Вот классическая фотография и наметила рубежи светлого будущего, к которым должна стремиться цифровая фотография: 100 мегапикселей как в пластинках «Агфа» и истинный цвет как в интерференционном методе Липпмана.

Ну а пока, при желании, мы можем плюнуть на несовершенство электронно-лучевых трубок и создать витраж из фильтров, аналогичных находящимся перед матрицей, и дополнив их нейтральными фильтрами с пропусканием, пропорциональным значениям, записанным камерой в файл.

В принципе, фильтры, расположенные перед чувствительными элементами, могут иметь и другие цвета, или их может быть, вообще говоря, существенно больше. Это могут быть, например, не фильтры пропускания, а фильтры поглощения: фильтр, поглощающий в красной области, тогда проходить будет голубой цвет; фильтр, поглощающий в синей области, тогда проходить будет желтый; и фильтр, поглощающий в зеленой области, тогда проходить будут синий и красный. Судя по литературе, встречаются и комбинации из поглощающих и пропускающих фильтров(Nikon 990). На основании измерений за этими фильтрами можно попытаться восстановить реальную цветовую картину. Однако все сегодняшние камеры записывают результаты измерений в файлах JPEG или TIFF в цветовой модели RGB. Таким образом, если измерения проводятся не за фильтрами пропускания, соответственно, синего, зеленого и красного цветов, то в файл записываются не непосредственные результаты измерений, а расчетные величины.

Камера Кодак позволяет устанавливать баланс белого не только для солнечного света, ламп накаливания, или в ручном режиме по серому полю, но и задавать цветовую температуру источника в градусах К, от 2500 до 10000 К.

баланс белого

Снимая спектр лампы накаливания и устанавливая разные значения цветовой температуры на камере, можно очень наглядно продемонстрировать действие алгоритма цветового баланса.

спектр

На приведенных снимках даны фотографии спектра галогенной лампы накаливания КГМ 250, полученные с помощью дифракционной решетки. Диафрагма F:2,8; выдержка 1/10 с. Как точка отсчета используется дифракция на той же решетке излучения гелий-неонового лазера ЛГН 208Б. Красная точка соответствует длине волны 632,8 нм. При изменении цветовой температуры в меню камеры у нас меняется цвет щели, а весь спектр сдвигается относительно красной точки за счет изменения коэффициента усиления в синем и красном каналах. Т.о. если мы устанавливаем цветовую температуру в 10000 К, то становится хорошо различим сигнал, соответствующий длинноволновой части спектра. Впрочем, как видно на фотографии, попытка увеличить чувствительность в красной области приводит к существенному увеличению шумов. Если же мы установим цветовую температуру 2500, что соответствует обычным лампам накаливания, то камера считает, что у нас энергия в красной области, испускаемая источником, существенно больше, чем в синей, и уменьшает чувствительность красного канала. При этом мы фактически уже не можем зафиксировать свет с длиной волны больше 600 нм, полученный разложением в спектр света лампы накаливания. Хотя мощность лазера всего 3 мВт, это оказывается существенно больше, чем нам удается получить в этой области спектра от лампы мощностью 250 Вт после прохождения щели и разложения дифракционной решеткой. В коротковолновой части спектра камера не пытается заменить монохроматические цвета на пурпурные тона, оставляя эту возможность пользователю и программам.

Вместо заключения

Очень компактная и удобная камера. С достаточно логичным управлением, высококачественным изображением, очень удобным для печати без кадрирования соотношением сторон кадра 3:2. На сегодняшний день 3х мегапиксельная камера с самыми развитыми возможностями управления от компьютера. К минусам следует отнести отсутствие ручной фокусировки, невозможность использовать IBM Microdrive и неспособность камеры выступать в роли универсального устройства для чтения CF карт памяти. Отсутствие режима приоритета выдержки и необходимость при ручной установке ориентироваться не на цифры на кольце выбора диафрагмы, а на числа на экране, я к существенным недостаткам не отношу. В комплекте с камерой поставляется очень хорошая программа сшивки панорам Panorama Maker 2000 фирмы ArcSoft, которую можно приобрести и отдельно от камеры. Обзору этой программы я полагаю посвятить отдельное дополнение к статье «Панорамы и программы для их создания».

Технические характеристики

Чувствительный элемент  3300000 пикселей, CCD матрица 
Размер кадра 2160×1440 пикселей, 1800×1200пикселей, 1536×1024 пикселей, 1080×720 пикселей
Формат файла TIFF/JPEG, EXIF 2.1
Чувствительность ISO 100, 200, 400
Карта памяти Compact Flash Type I Card
Фокусное расстояние объектива  6-18 мм ( 28-84 мм в 35 мм эквиваленте)
Светосила  F:2,8 – F:4,5
Выдержка 16 - 1/1000 с
Диафрагма F:2,8; F: 5,6; F:8
Автофокус От 50 см до бесконечности
Макрорежим 20-70 см
Контроль экспозиции TTL авто / Приоритет диафрагмы / Ручной
Компенсация экспозиции ±2 EV с шагом 1/2
Баланс белого Авто, Дневной свет, Лампы накаливания, Ручной, По цветовой температуре (2500К — 10000К)
Входы/ выходы NTSC/PAL; USB
Питание Li-ion (3,7В 1100мА·час), блок питания
Размер 120×69×65мм
Вес 325 г без батарей и карт памяти

 

Примеры фотографий

фото
Оригинал снимка 2160×1440 пикселей (1144КБ)
фрагмент
 Камера предоставлена фирмой «Мультимедиа Клуб»