Казалось бы, после банкротства всемирно известного Polaroid эпоха моментальных фотокамер ушла безвозвратно, но нет: компания Fujifilm выпустила обновленную версию Fujifilm instax mini 90 Neo Classic, позволяющую получать фотоснимки почти тотчас после съемки, и произошло это через целых 15 лет после выхода в свет первой камеры Instax. Значит, есть еще порох в пороховницах, есть надежда отобрать хоть чуть-чуть рынка любительской фотографии у стодолларовых смартфонов.
Не будем ворчать и осуждать производителя — всему есть место под солнцем. Лучше разберемся в том, что умеет новый «Инстакс».
Спецификации, процесс съемки и печати
Приведем характеристики камеры по данным Fujifilm и по результатам наших измерений.
Объектив | 60 мм F12,7, два оптических элемента |
Видоискатель | оптический с увеличением 0,37 и компенсацией параллакса при макросъемке |
Кассеты | Fujifilm Instax Instant Color Film |
Размер кадра | 62×46 мм |
Размер отпечатка | 86×54 мм |
Фокусировка | макрорежим — 0,3—0,6 м нормальная — 0,6—3 м пейзаж — от 3 м до бесконечности |
Затвор | программируемый электронный 1,8—1/400 с, ручной — до 10 с; в макрорежиме диафрагма фиксируется на f/22 |
Управление экспозицией | автоматическое, 5—15,5 ступеней (ISO 800), компенсация ±2/3 экспозиционной ступени или +1 ступень |
Вспышка | автоматическая (с управлением яркостью), принудительная (с управлением яркостью), подавление эффекта красных глаз |
Режимы съемки | «Дети» (для динамичных объектов); «Пейзаж» (большая глубина резкости); «Макро» (объекты на расстоянии от 30 до 60 см); «Вечеринка» (с выравниванием экспозиции); двойная экспозиция (съемка двух разных кадров с их объединением); долгая выдержка (для ночной съемки со штатива) |
Дисплей | счетчик числа оставшихся снимков, макрорежим, управление яркостью, таймер автоспуска, активация вспышки, режим съемки |
Батарея | NP-45A, литиево-ионная с запасом заряда на 100 снимков |
Размеры | 92×113×57 мм |
Вес | 296 г (без батареи, ремня и кассеты) |
Официальная цена в России |
Внешний вид камеры великолепен — вот где дизайнеры и инженеры потрудились на славу! Корпус пластмассовый, но наощупь он кажется достаточно жестким и не вызывает сомнений в прочности.
Органы управления на задней панели расположены достаточно удобно. Кнопки псевдосенсорные, оперировать ими легко, но случайное нажатие исключается. На подошве имеется стандартная резьба 1/4″ для установки камеры на штатив.
В камере используется кассета с нарезанной на готовые карточки светочувствительной бумагой, которую производитель называет «пленкой» (film). Емкость кассеты — 10 снимков. При учете средней цены кассеты получается, что каждый «отпечаток» обходится минимум в 48 рублей.
Загрузка кассеты в камеру очень проста. После вскрытия наружной упаковки этот процесс заключается в укладке кассеты в ее отсек под крышкой камеры. Он занимает всего несколько секунд.
Процесс «проявления» кадра начинается через 25-30 секунд после нажатия на кнопку спуска затвора и продолжается до 5 и более минут. Разумеется, это может считаться «мгновенным» только по сравнению с традиционным процессом (проявка пленки и печать снимков на бумаге в лаборатории).
Управление режимами съемки ставит целью адаптировать особенности процесса к разным ситуациям. Но здесь, к сожалению, не все гладко. К каждой сцене нужно приноровиться; иногда на это уходит по 2-3 кадра.
От фотохимического процесса поневоле ожидаешь большей фотографической широты (возможности воспроизведения деталей как в ярких светах, так и в глубоких тенях изображения), более высокой детализации и меньшей контрастности. Но не тут-то было! Модифицированный «мгновенный» процесс выдает снимки с непонятной цветопередачей и слабой детализацией, слишком контрастные по тональным характеристикам, но одновременно небогатые светотональными переходами.
Изображение в видоискателе отличается от того, которое получится на снимке, причем отличие выражено тем сильнее, чем ближе к объекту съемки расположена камера. Это вызвано несовпадением оптических осей объектива и камеры и называется параллаксом. Границы снимка будут смещены вправо и вниз, и это следует учитывать при кадрировании.
Автоматический экспонометр ведет себя несколько странно: он нередко ошибается, причем в обе стороны, допуская как недодержку, так и передержку. Особенно часто это происходит при отключении вспышки (вероятно, автомат обижается на такое самоуправство). Использование длительных выдержек при съемке со штатива или с упором тоже не всегда происходит с правильной экспозицией. Ясное дело, это компенсируется повторными снимками с поправками экспозиции, но при этом расходуется недешевый ресурс кассеты с пленкой.
Никакого баланса белого в камере нет — вернее, он есть, но фиксированный, ориентированный на рассеянный солнечный свет днем, и присущ не камере, а светочувствительной «пленке» в кассете. При съемке в свете ламп накаливания все будет желтым, в пасмурную погоду — голубоватым. Хорошо, что вспышка по спектральному составу соответствует «пленке» и позволяет получить нейтральную цветопередачу. Впрочем, «лобовой» характер светового импульса еще сильнее «отбеливает» света и проваливает тени в черноту.
Ввиду того, что размер снимка небольшой, для лучшего результата следует выбирать крупные планы и не рассчитывать на адекватную проработку мелких деталей. Вообще, чем меньше подробностей содержит сцена, тем более адекватный ожиданию снимок получится в результате.
Мнение фотографа Наталии Пушкаревой
Компактная, легкая и очень стильная камера с отличным дизайном, дополнит любой образ как модный и полезный аксессуар. Из преимуществ стоит отметить простоту в использовании. Даже не имея под рукой инструкции, интуитивно понятно, как включать нужный режим. Fuji instax mini 90 подойдет для сторонников динамичного образа жизни, тех, кому важна скорость и результат. Снимки без длительного ожидания можно дарить друзьям и близким. В некотором смысле это аналог инстаграмма с материальными снимками, в которых есть своя неповторимая атмосфера.
Фотографии Наталии Пушкаревой
Итоги
Ну, в общем, игрушка. Не дорогая и не дешевая, но милая, приятная, удачная. И мы уверены, что она вполне может стать любимой игрушкой, особенно если дать ее в руки тем детям, которые еще не заразились инстаграммом и «смартфонной болезнью». C Fujifilm instax mini 90 Neo Classic у них всегда останется свобода и простор в плане экспериментов, их будет ожидать радость от первых успехов, когда кадры начнут удаваться.
В заключение предлагаем посмотреть наш видеообзор фотокамеры Fujifilm instax mini 90 Neo Classic: