Название | Fujifilm X20 |
---|---|
Дата анонса | 29 апреля 2013 года |
Тип | компакт премиального класса |
Информация о камере | Fujifilm X20 на сайте производителя |
Начнем традиционно: чего мы ждем от этой камеры? Чего вообще ожидает человек, который приценивается к компакту ценой без малого 20 тысяч рублей? Если бегло пробежаться по таблице «Fujifilm X20 и конкуренты», можно без труда заметить, что каждый производитель в каждой модели премиального класса пытается найти оптимальный набор параметров:
- Canon PowerShot G1X: очень большой сенсор для этого класса, 4-кратный зум, откидной поворотный экран высокого разрешения, большой вес.
- Nikon P7800: небольшой сенсор, 7-кратный зум, откидной поворотный экран высокого разрешения, средний вес.
- Sony RX100: большой сенсор, фиксированный экран высокого разрешения, усиленное видео (до 60 fps), небольшой вес.
Выбор в этом сегменте не безумно велик, но все же если выбирать оптимальный набор для себя (жены, любовницы, друга), можно сломать мозг. И на этом фоне Fujifilm предлагает очень похожие модели: чуть подешевле уже не новую X10 и чуть подороже новую X20. Набор характеристик и дизайн у них настолько похожи, что большая часть фотолюбителей может подумать, что новая модель от старой ничем не отличается. Да и мне различия стали очевидны только после детального изучения характеристик X20. Чуть возросшая скорость съемки, более мощный процессор не сразу бросаются в глаза. Как и характеристики видоискателя: «оснащен экраном Digital Trans», «встроенный датчик глаза». Как и главное отличие (с моей точки зрения) — смена матрицы. Но кто без детального изучения поймет, почему сенсор X-Trans CMOS II лучше, чем EXR CMOS?
Характеристики
Основные | |
---|---|
Объектив | Fujinon f/2,0—f/2,8; 28—112 в эквиваленте 35 мм; 4-кратный зум, ручное зумирование |
Матрица | X-Trans CMOS II, 2/3 дюйма (8,8×6,6 мм) |
Разрешение | 12 млн. эффективных пикселей, максимальное разрешение 4000×3000 |
Светочувствительность | ISO 100—3200 (автоматическая установка), ISO 100—12800 (ручная установка) |
Управление фокусировкой | Интеллектуальный гибридный АФ (TTL-автофокусировка по контрасту и АФ TTL с фазовой детекцией) |
Управление экспозицией | TTL-замер в 256 зонах, многоточечный/точечный/средний |
Экран | 2,8 дюйма, 460 000 точек, фиксированный, покрытие 100% |
Стабилизатор изображения | Оптический, с перемещением линз объектива |
Режимы съемки | Auto, Advanced SR Auto, P, S, A, M, C1, C2, Movie, SP, Adv. |
Формат файлов | JPEG (Exif Ver 2.3), RAW (формат RAF), RAW+JPEG (поддержка формата DCF — Design Rule for Camera File System/DPOF) |
Видео | Видеозапись в формате Full HD H.264 (MOV) 60 fps со стереозвуком |
Память | Карты памяти SD / SDHC / SDXC (UHS-I) |
Разъемы | USB 2.0/микрофонный вход, Mini-HDMI |
Мин. расстояние фокусировки | 50 см в обычном режиме, 10 см в режиме макро, 1 см в режиме Super Macro |
Источник питания | Литий-ионная батарея NP-50A (прибл. 270 кадров стандарта CIPA), CP-50 с адаптером питания переменного тока AC-5VX (продается отдельно) |
Размеры, вес | 117,0×69,6×56,8 мм, 353 г (включая вес батареи и карты памяти) |
Дополнительные | |
Вспышка | Выбрасываемая, эффективный диапазон от 30 см до 7 м в широкоугольном положении зума; от 80 см до 5 м в положении «теле» |
Скорость затвора | 30—1/4000 с |
Видоискатель | Оптический с зумированием, обзор прибл. 85 %, встроенный «датчик глаза» |
«Горячий башмак» | Да |
GPS | Нет |
Wi-Fi | Поддержка карт Eye-Fi |
Подсветка автофокуса | Да |
Брекетинг | По экспозиции, по эффекту имитации пленки, по динамическому диапазону, по чувствительности |
Серийная съемка (максимум кадров в серии) | Сверхвысокая скорость: 12 fps (8 кадров) Высокая скорость: 9 fps (14 кадров) Средняя скорость: 6 fps (20 кадров) Низкая скорость: 3 fps (39 кадров) |
Формат изображения | 4:3 (4000×3000) / 3:2 (4000×2664) / 16:9 (4000×2248) / 1:1 (2992×2992) |
На самом деле, буквально с зарождения цифровой фотографии сенсоры Fujifilm были особенными, не такими как у всех. В 1999 году компания предложила свой вариант CCD — с пикселями-восьмигранниками. Матрица называлась SuperCCD HR (аббревиатура от High Resolution, высокое разрешение). Такая форма фотодиодов позволила увеличить плотность пикселей и повысить разрешение (для тех лет увеличение разрешения было насущной задачей).
В 2003-м появился вариант SuperCCD SR (сокращенная аббревиатура от Super dynamic Range, расширенный динамический диапазон). В этой матрице каждый пиксель делился на два субпикселя: S-pixel с большой площадью, хорошо улавливающий тени (слабый свет) и R-pixel с малой площадью, хорошо улавливающий света́ (сильный свет). Такая структура позволила повысить качество картинки по сравнению с традиционными CCD — и за счет высокого разрешения, и за счет расширенного диапазона.
Потом, в следующих поколениях SuperCCD, большие и малые субпиксели были разнесены, изменился наклон ориентации их рядов. Короче, велась немалая научная работа с целью «выбить все возможное из нестандартной матрицы». И во всех вариантах сохранялась фирменная «фишка» Fujifilm — возможность усиливать качество картинки либо за счет высокого разрешения, либо за счет расширения динамического диапазона.
Если воспринять эти слова буквально, в отрыве от контекста, в отрыве от подхода других производителей, то можно подумать, что нестандартные матрицы Fujifilm всех порвали и откинули на задворки цифровой фотографии. Но это не так. По большому счету, эффект от научных изысканий был не столь заметен, как маркетинговый шум вокруг научной работы. Да, при этом родился фирменный подход Fujifilm, он дает камерам Fuji возможность гибко управлять процессом создания изображения, получать прекрасные результаты. Но такие же результаты есть и у других ведущих производителей.
По большому счету, на сегодняшний день определяющим фактором в создании качественной фотографии остается размер сенсора. Не единственным, конечно, но определяющим. Работу этого фактора можно увидеть напрямую, визуально, от него зависит уровень главной беды — сильного цифрового шума, от которого страдают почти все кадры, сделанные компактами на ISO выше 800. А эффект прочих факторов — формы пикселей, типа подсветки, угла наклона рядов — этот эффект малозаметен. В противном случае мы бы знали о сенсорах Fujifilm намного больше.
Но теперь о главном! Модель X20, по мнению многих-многих экспертов, вдвое быстрее младшей X10. И «виновата» в этом новая матрица X-Trans CMOS II. То есть в данном случае смена матрицы не просто научно-маркетинговый ход, а миграция технологий. Миграция откуда? X-Trans CMOS была разработана для камеры более высокого класса — беззеркальной Fujifilm X-Pro1.
Теперь чуть подробнее. Этот сенсор традиционно продолжает изыскания Fujifilm, в нем применена нестандартная система светофильтров, позволяющая избавиться от оптического НЧ-фильтра, устраняющая муар. Кроме того, X-Trans CMOS в состоянии дать процессору дополнительную информацию для компенсации аберраций и дифракционного смазывания. Все это хорошо, но это надо «ловить», не в каждой фотографии эффект будет заметен и очевиден. Так что для потребителя это отходит на второй план. Но на первом остается главная особенность сенсора X-Trans CMOS II: в его структуру встроены не только светочувствительные пиксели, но и датчики фазового автофокуса. А это тема, которой компакты раньше «не страдали», но в беззеркалках гибридный автофокус (сочетающий достоинства фазового и контрастного) уже доказал свою эффективность.
Fujifilm X20 и конкуренты:
Объектив (экв. 35 мм) | Матрица | Дисплей (размер, количество точек, тип) | Стабилизатор | Видео | Вес, размеры | |
---|---|---|---|---|---|---|
Canon G1X | 4х 28—112 мм f/2,8—5,8 |
14,3 Мп 1,5″ CMOS |
3″ LCD 920 000 откидной, поворотный |
оптический | Full HD, 24 fps |
534 г 117×81×64,7 мм |
Canon G16 | 5х 28—140 мм f/1,8—2,8 |
12 Мп 1/1,7″ CMOS |
3″ LCD 920 000 фиксированный |
оптический | Full HD, 60 fps |
356 г 109×76×40,3 мм |
Fujifilm X10 | 4х 28—112 мм f/2,0—2,8 |
12 Мп 2/3″ EXR CMOS |
2,8″ LCD 460 000 фиксированный |
оптический | Full HD, 30 fps |
350 г 117×70×56,8 мм |
Fujifilm X20 | 4х 28—112 мм f/2,0—2,8 |
12 Мп 2/3″ X-Trans CMOS II |
3″ LCD 460 000 фиксированный |
оптический | Full HD, 60 fps |
353 г 117×70×56,8 мм |
Nikon P7800 | 7,1х 28—200 мм f/2,0—4,0 |
12 Мп 1/1,7″ BSI CMOS |
3″ LCD 920 000 откидной, поворотный |
оптический | Full HD, 30 fps |
399 г 119×78×50,4 мм |
Olympus XZ-2 | 4х 28—112 мм f/1,8—2,5 |
12 Мп 1/1,7″ BSI CMOS |
3″ LCD 920 000 откидной, сенсорный |
оптический | Full HD, 30 fps |
346 г 113×65×48,0 мм |
Panasonic LX7 | 3,8х 24—90 мм f/1,4—2,3 |
10 Мп 1/1,7″ MOS |
3″ LCD 920 000 откидной |
оптический | Full HD, 60 fps |
192 г 103×62×27,9 мм |
Samsung EX2F | 3,3х 24—80 мм f/1,4—2,7 |
12,4 Мп 1/1,7″ BSI CMOS |
3″ OLED 614 000 откидной, поворотный |
оптический | Full HD, 30 fps |
294 г 112×62×28,9 мм |
Sony RX100 | 3,6х 28—100 мм f/1,8—4,9 |
20 Мп 1″ CMOS |
3″ LCD 1 230 000 фиксированный |
оптический | Full HD, 60 fps |
213 г 102×59×36 мм |
Итак, Fujifilm XF20 обещает быть очень серьезной в работе — как по скорости, так и по качеству картинки. Мы это держим в уме, и либо опровергнем, либо подтвердим. Основными «фишками» модели являются:
- Светосильный объектив и относительно большая матрица.
- Продвинутая схема управления, с двумя дисками и двумя управляющими колесиками. Ручное управление зумом.
- Гибридный автофокус, переключающийся с фазового метода на контрастный и наоборот в зависимости от кадра, от его особенностей.
- Зуммируемый видоискатель.
- Довольно качественный LCD-дисплей, к сожалению, не откидной, не поворотный.
- Множество автоматических режимов и настроек, сильный процессор, который вытягивает запросы автоматики.
Конструкция, дизайн, управление
Найти 10 отличий между моделями X10 и X20 очень сложно — внешне они не проявляются. Тот же объектив, корпус, выбрасываемая вспышка, оптический видоискатель, элементы управления — всё. О том, что это другая модель, нам подсказывает только лейбл «X20». Хотя понять конструкторов и дизайнеров можно. Корпус хорош, удобен, производит «богатое» впечатление. От добра добра не ищут.
Для полного знакомства с камерой желательно просмотреть «слайды» меню. Хотя к большей части функций и настроек камера способна дать доступ с помощью элементов управления, некоторые особенности Fujifilm X20 открываются именно в меню.
Подведем итог. Fujifilm X20 — достойная представительница класса премиальных компактов. На «входе» мы имеем высший уровень — дизайн, оформление, управление, качество экрана, баланс функций, светосила объектива. Придраться не к чему.
Единственное, что бы хотелось добавить, — поворотный или хотя бы откидной экран. Не думаю, что любовь к таким экранам — мой личный «таракан». Если ты фотолюбитель, а не просто «веселый щелкатель», ты обязательно столкнешься с ситуацией, когда придется снимать от земли, от колена, от пояса и т. д. Фиксированный экран и видоискатель для этого не годятся. У Андрея Никулина (с которым мы сотрудничали еще в журнале «Домашний компьютер», потом в Digital Photo, и, надеюсь, будем сотрудничать здесь, в разделе «Цифровое фото» iXBT.com), есть замечательная подборка фотографий «Визирование без поворотного дисплея» — лучшая иллюстрация того, какую «акробатику» приходится порой вытворять без откидного экрана. Рекомендую, очень смешно (http://fotkidepo.ru/?id=album:33999).
Качество изображения — шумы
В начале статьи о матрице Fujifilm X-Trans CMOS II было сказано немало. На самом деле, это выдающаяся разработка, которая помогает не только автофокусу, но и множеству художественных режимов. Но все разговоры о ее работе в условиях достаточного или низкого освещения можно заменить на простую иллюстрацию:
JPG, сильный фильтр (уровень «шумодава» NR = +1) | |
---|---|
ISO 100 | |
ISO 400 | |
ISO 800 | |
ISO 1600 | |
ISO 2500 | |
ISO 3200 |
Мы решили не загромождать статью, и хотя камера позволяет выставить чувствительность ISO 6400 и даже 12800, продвигаться выше ISO 3200 нет смысла. В любом варианте — RAW или JPG, низкий уровень «шумодава» или высокий — шумы после ISO 1600 становятся чрезмерными.
Еще одно поле иллюстраций — фрагмент «мира и деревянная линейка», снятый в вариантах «RAW, слабый фильтр шумов — NR=−2», «JPG, сильный фильтр шумов — NR=+1», «RAW, сильный фильтр шумов — NR=+1».
RAW, NR=−2 | JPG, NR=+1 | RAW, NR=+1 | |
---|---|---|---|
ISO 100 | |||
ISO 400 | |||
ISO 800 | |||
ISO 1600 | |||
ISO 2500 | |||
ISO 3200 |
Здесь хорошо видны два момента. Во-первых, RAW у Fujifilm — это очень странное явление. При обработке RAW с установками по умолчанию разрешение падает (по сравнению с тем, что дает JPG). Фирменный конвертор RAW File Converter Ex powered by Silkypix, скорее всего, недоработан, порой в его «проявке» видны цветовые артефакты. Adobe Lightroom и Adobe Camera RAW с задачей справляются намного лучше, хотя тоже не идеально. Все-таки это большая загадка, почему одна из ведущих компаний — Fujifilm! — не в состоянии подтянуть уровень RAW-конверторов. Ведь внутри камеры, практически у всех фотокамер Fuji, RAW «проявляется» замечательно! Конечно, если «поколдовать» с настройками, можно «вытянуть» RAW и на компьютере, добиться неплохой четкости, но «по умолчанию» мы получим именно такой результат — как на представленных фрагментах.
Во-вторых, фильтр шумов Fujifilm X20 работает очень неплохо. Если RAW-снимки при слабом фильтре даже на уровне ISO 800 выглядят, скажем так, средне, то сильный фильтр вытягивает RAW на вполне приемлемый уровень.
Если пересчитать качество картинки в разрешение (в линиях на пиксель), мы наблюдаем очень неплохие результаты вплоть до ISO 1600 как в центре кадра, так и на краю. График показывает, что на минимальной чувствительности разрешение просто изумительное — на уровне 0,7 пикселей на линию. Даже на отметке ISO 1600 разрешение держится на уровне 0,6. Но потом происходит резкое снижение до 0,45 и даже до 0,4. На данном графике представлены JPG в центе кадра (JPG-C), RAW в центе кадра (RAW-C), JPG на краю кадра (JPG-E) и RAW на краю кадра (RAW-E). Зависимость снята по мирам на снимках, сделанных с сильным фильтром шумов (NR = +1).
С другой стороны, не надо требовать от компактной камеры слишком много. Даже для продвинутых компактов совсем недавно уровень ISO 800 считался пороговым, здесь мы видим, что порог верно смещается к ISO 1600. Это хороший результат, еще раз подтверждающий, что компакты уже можно сравнивать с «большими» камерами. Впрочем, это видно не только по диаграммам и графикам. Сегодня все чаще вместо непродвинутого компакта люди используют камерофон. А вместо продвинутой камеры — компакт. И связано это не с падением вкусов, а, напротив, с повышением качества картинки.
Оптика и матрица
Теперь давайте посмотрим, насколько хорош (или плох) светосильный объектив Fujifilm X20. Как обычно, мы делаем замеры по девяти точкам — от максимально открытой диафрагмы к закрытой, от минимального фокусного расстояния (ФР) до максимального. Вот такую картинку дает центр кадра:
JPG, центр кадра | |||
---|---|---|---|
ФР = 28 мм | ФР = 60 мм | ФР = 112 мм | |
f/2,0 f/2,5 f/2,8 |
|||
f/6,4 | |||
f/11 |
Как видите, на максимально открытой и средней диафрагме изображение сохраняет высокую четкость, но по мере уменьшения отверстия четкость падает. Что является причиной — оптика или матрица, — сказать сложно, да и незачем. Все сказанное просто видно, невооруженным глазом. Фокусное расстояние дано в эквиваленте 35 мм.
На краю кадра мы наблюдаем несколько иную картину. В целом разрешение падает, но не до уровня «ужасно». Максимум четкости наблюдается при средней диафрагме.
JPG, край кадра | |||
---|---|---|---|
ФР = 28 мм | ФР = 60 мм | ФР = 112 мм | |
f/2,0 f/2,5 f/2,8 |
|||
f/6,4 | |||
f/11 |
И наконец, чтобы дать полную картину, мы призовем на помощь графики — зависимость разрешения от диафрагмы в центре и на краю кадра. Максимальный разброс «центр — край» наблюдается на минимальном фокусном расстоянии. Потом синие и зеленые линии начинают сближаться — на среднем «фокусе». И на максимальном «фокусе» разрешение в центре и на краю кадра почти совпадает, зависит только от диафрагмы.
ФР = 28 мм | ФР = 60 мм | ФР = 112 мм |
Сокращения здесь приняты те же, что и на графиках зависимости разрешения от шума: JPG-C — «джипег» в центре кадра, JPG-E — «джипег» на краю кадра. Аналогично обозначены результаты RAW.
Главные выводы по качеству оптики:
- На минимальном фокусном расстоянии высокое разрешение сохраняется только на открытой и средней диафрагме; край кадра на любой диафрагме становится размытым.
- Среднее и максимальное фокусное расстояние дает нам четкую картинку как на краю кадра, так и в центре при относительно широкой диафрагме.
- На узкой диафрагме разрешение и в центре, и на краю падает до заметного размытия. Это надо учесть, если вы снимаете на «минимальной дырке»: падение разрешения соизмеримо с тем, что мы наблюдаем на чувствительности порядка ISO 800.
Особенности Fujifilm X20
Скорость, автофокус
Слова, сказанные в начале статьи о достоинствах гибридного автофокуса, — не пустые. По данным Fujifilm, совместные усилия фазового и контрастного методов автофокусировки дают лаг порядка 6 сотых секунды (при наилучших условиях съемки). Без специального оборудования это измерить невозможно, но автофокус, действительно, очень быстр и очень редко ошибается. «Мажет» он только в динамичных сценах и при низкой освещенности — это не беда отдельно взятой камеры, это общая беда всех непрофессиональных фотокамер. Хотя производитель и относит модель X20 к «профессиональным компактным фотоаппаратам», на ответственную съемку профи вряд ли возьмет камеру этого уровня, даже в качестве «второй». Fujifilm X20 — замечательная модель для фотолюбителей-энтузиастов, которые будут огорчены потерей ценного кадра, но от этого сильно не пострадают, поскольку не связаны ни с кем жесткими (коммерческими) обязательствами.
Добавим к скоростным характеристикам быстрое время включения (порядка 0,5 секунды), практически нулевой лаг затвора (0,01 секунды по официальным данным), очень шустрый экран, не вносящий никаких задержек ни в процесс съемки, ни в процесс просмотра отснятых кадров — изображение появляется, масштабируется и сдвигается на экране мгновенно. Последнее очень ценно: при съемке портрета надо быстро рассмотреть глаза модели — в фокусе или нет, закрыты или нет. Что касается серийной съемки, она также не может не радовать. При съемке в высоком качестве (Fine) и максимальном разрешении (L) мы получили такое количество кадров в сериях:
Fujifilm X20, количество кадров в серии | |||
---|---|---|---|
JPG | RAW | RAW + JPG | |
Низкая скорость серии (3 кадра в секунду) | 18 | 10 | 9 |
Средняя скорость серии (6 кадров в секунду) | 12 | 8 | 7 |
Высокая скорость серии (9 кадров в секунду) | 9 | 8 | 7 |
Это не сильно расходится с официальными данными. При уменьшении разрешения скорость съемки должна еще возрасти, но это уже не так важно. На максимальном качестве мы получим не меньше 7 кадров в серии при скорости порядка 9 кадров в секунду. Это достойный результат.
Геометрические искажения, хроматические аберрации
На краях кадра мы наблюдаем сильную подушкообразную дисторсию, которая вполне закономерно появляется на «широком угле», но остается довольно заметной и на среднем и максимальном фокусном расстоянии. Значит, с объективом Fujifilm X10/X20 придется обращаться как с широкоугольным — не помещать на край важные детали кадра. Например, при съемке группового портрета лицо, оказавшееся близко к краю кадра, будет искажено по образу и подобию «подушки».
Что касается хроматических аберраций, здесь картина намного лучше: на среднем и максимальном «фокусе» они практически незаметны, появляются только на коротком «фокусе». Но и здесь при средней диафрагме их уровень невелик.
JPG, край кадра | |||
---|---|---|---|
ФР = 28 мм | ФР = 60 мм | ФР = 112 мм | |
f/2,0 f/2,5 f/2,8 |
|||
f/6,4 | |||
f/11 |
Стабилизатор
В предыдущих статьях мы старались подобрать наиболее удачные кадры, снятые при 1/5 секунды или 1/3 секунды. И тем самым «доказать», что на этих выдержках съемка возможна. Да, конечно, возможна, если фотограф трезв, его рука тверда, до объекта съемки не безумно далеко, а ветер не сносит крыши.
Но игра «в стабилизатор» — это чистая статистика. Вот и мы решили поставить статистический эксперимент, демонстрирующий, насколько уверенно работает стабилизатор на той или иной выдержке. Скорее всего, наш эксперимент после доводки и домысливания станет нормальной методикой проверки качества работы стабилизатора.
Итак, условия эксперимента для Fuji X20:
- Съемка ведется с максимального фокусного расстояния 112 мм.
- До мишени 5 метров.
- Мишень — это «таблица офтальмолога», уменьшающийся шрифт на листе А4, максимальный кегль — 150 пт, минимальный — 6 пт. Всего 10 строк.
- Мы снимаем мишень 10 раз. Если четвертая снизу строчка (20-й кегль) производит впечатление резкой, весь кадр также считается резким.
Почему именно такие условия эксперимента? Ну, считайте, что это зарождение фирменного стандарта iXBT.com. Эксперимент не лишен смысла, и уж точно лучше (более вменяем) тех рассуждений о качестве стабилизатора, которые мне доводилось видеть (если я не прав, поправьте, буду искренне рад, как и любым конструктивным предложениям по совершенствованию методики).
В итоге мы получили вот такую «страшную» диаграмму. В каждом из 4 режимов работы стабилизатора мы отщелкали по 10 кадров для каждой выдержки — от 1/15 до 1/2 секунды. Число годных снимков (четких, на которых без труда можно разобрать четвертую снизу строчку) определяет высоту столбца диаграммы.
А в переводе на русский язык получилось следующее:
- В условиях нашего эксперимента (зарождающейся методики) на выдержке 1/6 секунды мы получили в среднем шесть четких снимков из десяти.
- Это значит, что каждый фотограф, не применяя специальных приемов (задержку дыхания, опору на стену), на этой выдержке также может получить шесть годных снимков из десяти. Разумеется, если съемка ведется в сходных условиях (пять метров до объекта, фокусное расстояние 112 мм).
- А на выдержке 1/3 секунды, скорее всего, получится три годных.
- Вам может повезти или, напротив, не повезти, но ожидаемые результаты — на нашей «страшной» диаграмме. Статистическая связь между выдержкой и количеством годных кадров здесь видна довольно четко.
Видео
В обзоре компакта Fujifilm XF1 я сетовал, что пользоваться ручным зумом во время видеосъемки неудобно. Про Fujifilm X20 этого сказать нельзя — здесь пользоваться ручным зумом удобно. Может, корпус более крупный, может, пришли необходимые навыки, но чувство дискомфорта не появилось. Fujifilm X20 очень уверенно держит фокус, после зуммирования на долю секунды теряет его, но быстро восстанавливает — наш ролик это очень хорошо демонстрирует. И единственное, в чем X20 проигрывает Fujifilm XF1 — когда снимаешь видео, съемка фото невозможна. Для одних это важная деталь, для других — совершенно неважная. Я знаю и тех, и других. Те, кто любит «щелкать» во время видеосъемки, готовы мириться с выпадающими кадрами.
Итоги
Итак, о камере сказано многое, большей частью хорошее. Моменты, связанные с цветопередачей, опущены — к ней придраться сложно. Давайте подведем положительные итоги:
- Качественная съемка на чувствительности вплоть до ISO 800, неплохие результаты на ISO 1600 (в принципе, даже эту чувствительность можно считать рабочей).
- Очень высокая для компакта скорость и точность автофокуса — спасибо новой матрице с элементами фазового АФ, встроенными в светочувствительное поле.
- Высокая скорость серийной съемки. И, что очень важно, высокая скорость при высоком качестве.
- Прекрасный дизайн, сбалансированный набор функций.
- Высокое качество видео, замечательная работа автофокуса в видеосъемке.
- Множество творческих режимов, которые действительно работают, а не создают впечатление дешевой «рисовалки», как в камерофонах и недорогих компактах (это касается режимов Adv, имитации пленки, многих сюжетных программ). Другими словами, камера обладает интеллектом — вернее, очень хорошо его имитирует.
Но на этом фоне хотелось бы увидеть:
- Менее заметные геометрические искажения на краю кадра.
- Менее заметную работу «шумодава» на уровне NR = −2. Получается, что «шумодав» выключен, выведен на минимум, а работа его видна.
- Полноценный RAW. Нынешний RAW Fujifilm требует ручной доводки кадров — это не есть хорошо.
- На уровне пожеланий: откидной дисплей и возможность делать фотоснимки во время видеосъемки.
В итоге итогов получаем:
- Fujifilm X20 — довольно сильная разработка, достойный конкурент в ряду компактов премиального класса.
- Fujifilm X20 — новаторская модель. Гибридный автофокус в компактной камере — это пока редкость, которая через пару лет, я думаю, станет обязательным элементом. По крайней мере, у компактов премиального класса.
- За удовольствия, увы, надо платить (грустная истина). Цена камеры находится на верхней планке. Выше — только Sony RX100.
Галерея, лабораторные семплы
Фотографии, представленные в галерее, помещены на поле Adobe Photoshop. Так можно сразу оценить качество экспозиции (по гистограмме) и увидеть, какая часть снимка использована (по «Навигатору»). Разумеется, фотографии не проходили никакой обработки. Если у вас появится желание самостоятельно их изучить — пожалуйста, их можно скачать в первозданном виде. Правда, без обрезки они не так хорошо смотрятся.
Часть фотографий сделана нашим офис-менеджером Ольгой Рязанкиной, которая любезно согласилась сфотографировать первый школьный день своей дочери. И таким образом — протестировать работу Fujifilm X20 в автоматическом режиме. Обратите внимание, насколько деликатно работает вспышка камеры даже на близком расстоянии от объекта. И на то, что даже на высокой чувствительности камера порой включает заполняющую вспышку — всегда довольно грамотно.
Галерея | |||
Fujifilm X20, скачать все оригинальные фотографии галереи одним архивом (JPG, 85 МБ) |
Снимки лабораторного стенда (семплы)
- JPG, слабый фильтр шумов (NR = −2) (каждый файл примерно 4 МБ)
100 | 400 | 800 | 1600 | 2000 | 2500 | 3200 |
- RAW, слабый фильтр шумов (NR = −2) (каждый файл примерно 19 МБ)
100 | 400 | 800 | 1600 | 2000 | 2500 | 3200 |
- JPG, сильный фильтр шумов (NR = +1) (каждый файл примерно 4 МБ)
100 | 400 | 800 | 1600 | 2000 | 2500 | 3200 |
- RAW, сильный фильтр шумов (NR = +1) (каждый файл примерно 19 МБ)
100 | 400 | 800 | 1600 | 2000 | 2500 | 3200 |
- Скачать все семплы в одном архиве (275 МБ)