Фогель Э. Карманный справочник по фотографии.
Обработал и дополнил Ю. К. Лауберт. Издание 12-е. 1928.
Большинство камер, с которыми мы сегодня имеем дело, относятся к ящичным. Однако и выдвижные камеры продолжают выпускаться.
Если обратиться к основополагающим правилам съемки, изложенным в вышеназванном справочнике, то окажется, что правильные снимки ландшафтов и архитектуры можно получить только выдвижными камерами:
«Во всех случаях съемки нужно наблюдать за тем, чтобы камера была установлена совершенно горизонтально, иначе получится искаженный рисунок. Во всяком случае, для получения правильного рисунка в ландшафтных снимках с вертикальными линиями по краям, а также при съемке зданий горизонтальность камеры — первое условие успеха. Если на снимке нужно получить особенно высокие предметы, например, башни, близлежащие горы и т.п., а при наводке по матовому стеклу видно, что они при правильной горизонтальной установке не попадут на пластинку, то нужно попробовать получить их подниманием кверху объективной доски. Во многих ящичных и миниатюрных камерах такое передвижение невозможно; в таких случаях лучше отказаться от съемки».
За прошедшие годы никто не опроверг вышеназванных правил, однако засилье ящичных камер (ящик с объективом и светочувствительным элементом) привело к изменению эстетики: линии завалены, ну, значит, так и было задумано. Нажимая на стрелки на картинке, можно повернуть камеру или сдвинуть кадровое окно, и посмотреть, как это отразится на изображении здания.
Есть и еще одна особенность выдвижных камер, недоступная ящичным. Это возможность достижения бесконечной глубины резкости.
Обладатели современных камер привыкли, что фокусировка осуществляется только перемещением объектива, либо вручную, либо автоматически, с помощью мотора. Но в любом случае бесконечная глубина резкости для них — недостижимая мечта.
Выдвижные камеры, в свою очередь, делятся на павильонные и дорожные. Хотя выпускаются и те, и другие, но чаще сегодня можно встретить павильонные камеры. Есть среди них и цифровые , например, выпускаемые фирмами Sinar, PhaseOne, JENOPTIK. Однако с ними не очень-то поснимаешь на природе, поэтому я решил попытаться создать цифровую дорожную камеру.
Итак, что же представляет собой дорожная камера? Замечу, что в истории фотографии это один из терминов, на который никто так и не посмел посягнуть; появились миниатюрные, компактные камеры, мыльницы и т. д., а этот термин остался жестко закрепленным за определенным классом аппаратов. Рассмотрим, что же она собой представляет, на примере камеры ФКД. Как вы сами понимаете, расшифровывается просто: фотокамера дорожная. Прежде, чем приступить к дальнейшему повествованию, предлагаю маленькую викторину. Итак, если вы правильно ответили на все вопросы в начале статьи, то вы ее уже увидели. Если нет, то вам придется прочитать чуть дальше, чтобы потом, вернувшись, указать правильные ответы.
В собранном виде камера весьма компактна. Для съемки откидывается задняя доска, так, чтобы она находилась под прямым углом к передней стенке. Она закрепляется в этом положении с помощью движущейся в пазах рейки со штативными гнездами. По этой доске двигается взад и вперед с помощью кремальеры задняя стенка камеры с матовым стеклом или светочувствительным материалом. Объективная доска в передней части камеры, на которой прикреплен объектив, может двигаться горизонтально и вертикально. Задняя стенка сделана таким образом, чтобы ее можно было поворачивать на шарнирах вокруг оси, перпендикулярной оси фотоаппарата. Вращение вокруг горизонтальной оси называется наклоном. Вращение вокруг вертикальной оси называется поворотом. Такие повороты делают возможной фокусировку объектов, лежащих в плоскостях, не перпендикулярных оптической оси объектива. В соответствии с принципом, открытым австрийским геодезистом Шеймфлюгом, если три плоскости — пленки, объективной доски и объекта — пересекаются на одной прямой, изображение будет резким от самого ближнего его края до самого дальнего. Таким образом, если фокусировку осуществлять не только перемещением, но и наклоном объектива относительно светочувствительного материала, то можно получить резкое изображение для объектов, лежащих в плоскости, расположенной под углом к оптической оси аппарата.
Можно развернуть стрелку под углом к оптической оси, в этом случае, перемещая фотопластинку, можно сфокусироваться либо на острие, либо на оперение. Чтобы резкой была вся стрелка, матовое стекло надо наклонить. Как и в настоящей камере, точную фокусировку удобнее осуществлять, рассматривая изображение на матовом стекле под лупой. В приведенном примере для этого следует нажать правую кнопку мыши и выбрать в меню Zoom in. Если вы хотите открыть интерактивный пример в отдельном масштабируемом окне, нажмите здесь.
В общем, возможности крайне заманчивые. С пластинками возиться мне было неохота, да и разучился я их проявлять, поэтому занялся переделкой ФКД в цифровую камеру.
Вариант 1. Простейший
Простейший способ сделать из ФКД цифровую камеру заключается в замене кассеты для пластинок на матрицу. Для этих целей можно воспользоваться, например, задником, выпускаемым фирмами Kodak, Sinar и т.д. Собственно говоря, такие задники и предназначены для превращения выдвижных павильонных камер в цифровые. Но поскольку эти задники весьма дороги, то я попытался найти более дешевый и доступный способ. Таким способом, на мой взгляд, является использование вместо цифрового задника зеркальной цифровой камеры со сменной оптикой. Для этого вначале была взята камера Canon EOS D30 и закреплена внутри разобранной кассеты для фотопластинок таким образом, чтобы плоскость матрицы совпадала с плоскостью пластинки. Переделка очень простая, но обладает рядом существенных недостатков.
Первое. Между EOS D30 и камерой остается зазор, в который может попадать свет, поэтому реально можно снимать, только завесив заднюю часть камеры темным полотном. Вообще говоря, это покрывало является стандартным причиндалом дорожной камеры, именно накрывшись им, наводят на резкость по матовому стеклу.
Второе. Штатный объектив ФКД — это И51 с фокусным расстоянием 210 мм. И если для пластинки 13×18 см это объектив с естественным углом зрения, почти соответствующим глазу, то для матрицы размером 15×21 мм это уже сверхдлиннофокусный объектив, пригодный разве что для макросъемки.
Из плюсов подобной конструкции следует отметить только возможность наводить на резкость по родному матовому стеклу камеры. Но это не очень важно, поскольку в зеркальной камере вы можете воспользоваться собственным матовым стеклом и зеркальным видоискателем. Эта возможность имела бы смысл, если бы, аналогично камерам Sinar, можно было перемещать матрицу и составлять один снимок из нескольких кадров. Но у ФКД осуществляется перемещение не задней стенки, а объективной доски. Таким образом, назрела необходимость некоторой дополнительной переработки камеры. К подобной доработке располагает и модульная конструкция дорожной камеры.
Вариант 2. Дорожная камера, переработанная
Чтобы полностью использовать имеющиеся у меня объективы для среднеформатных камер, я решил переделать ФКД таким образом, чтобы в нее можно было без проблем устанавливать объективы для «Киева 88» с байонетом «В», чтобы матрицу (зеркальную камеру без объектива) можно было перемещать в фокальной плоскости и составлять снимок из нескольких кадров (при подобном перемещении сшивка осуществляется крайне просто, аналогично отсканированной по частям фотографии), и наконец, чтобы была возможность осуществлять наклон и поворот объективной доски. Для реализации этих планов были сняты объективная доска и задняя стенка, в которую крепится матовое стекло или кассета с пластинкой. Разборка труда не составила, поскольку она является штатной процедурой для дорожной камеры. Объективная доска сдвигается вбок в пазах и извлекается, задняя стенка крепится двумя защелками, которые откидываются вверх, задняя стенка наклоняется и извлекается.
Вместо объективной доски была изготовлена новая, с отверстием диаметром 42 мм. К этой доске с помощью удлинительных колец с резьбой М42 и переходного кольца с М42 на байонет EOS крепилась зеркальная камера. После этой переделки появилась возможность передвигать цифровую камеру как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. Вместо задней стенки была изготовлена новая доска, в центре которой было вырезано отверстие, в котором, в свою очередь, был закреплен корпус бачка для проявки широких пленок, в дно которого было вмонтировано кольцо с байонетом «В», снятое с комплекта удлинительных колец. Подобная конструкция позволила максимально приблизить объектив к передней стенке, обеспечив возможность фокусировки на бесконечность, в то же время сохранилась возможность наклона и поворота доски. У подобной конструкции, правда, оказалась одна маленькая проблема. Толщина моих пальцев не позволяла дотянуться до диафрагмы. И пришлось сделать специальный рычаг, выведенный наружу, с помощью которого можно изменять диафрагму. Оставшаяся половинка удлинительного кольца тоже пошла в дело. В нее был вмонтирован объектив «Ортагоз» с фокусным расстоянием 135 мм от фотоаппарата Фотокор.
Таким образом, после означенной переделки в моем распоряжении оказалась конструкция, позволяющая использовать с зеркальной цифровой камерой объективы «Мир 26» с фокусным расстоянием 45 мм, «Мир 38» с фокусным расстоянием 65 мм, «Волна 3» с фокусным расстоянием 80 мм и «Ортагоз» с фокусным расстоянием 135 мм. Кроме того, прикрепив к доске две дополнительные рейки, можно было установить и объективную доску с родным И51 с фокусным расстоянием 210 мм. По возможностям подвижек и наклонов эта конструкция существенно превосходит имеющиеся в продаже сдвиг — наклон (Tilt and Shift) объективы CANON TS-E45mm f/2.8 и MC TS — PC HARTBLEI 3,5/45 SUPER — ROTATOR. Конструкция получилась, конечно, существенно более громоздкая, но зато более удобная в работе. Замечу, что начал я свои эксперименты с переделки камеры «Фотокор» и добился вполне приемлемых результатов (см. фото), однако конструкция оказалась недостаточно жесткой и очень капризной в работе.
Для достижения идеальной фокусировки оказалось очень полезным использовать насадочную лупу на окуляр зеркальной камеры. К моему счастью, к камерам Canon D30, D60 идеально подошла насадочная лупа для зеркальных камер Practica фирмы Pentacon. Насадочная лупа для зеркальных камер имеет оптическую конструкцию театрального бинокля и позволяет получить двукратное увеличение центральной части матового стекла. Кроме того, насадочная лупа позволяет осуществлять диоптрийную коррекцию под глаз фотографа.
Ну, и теперь переходим к самому приятному: демонстрации результатов, полученных с помощью описанной конструкции.
Камера задрана вверх, синие линии наложены на изображение, чтобы подчеркнуть наклон стен. | Камера расположена горизонтально, а задняя стенка сдвинута вниз. |
Плоскость фотоприемника перпендикулярна оптической оси; диафрагменное число 3,5; объектив «Мир 26» с фокусным расстоянием 45 мм.
Задняя стенка повернута.
Задняя стенка повернута таким образом, чтобы максимально резким был ряд костяшек домино. Теннисная сетка подчеркивает неравномерность фокусировки по горизонтали.
Снимок папоротника: наклонный поворот задней стенки позволяет получить резкое изображение как мухи вблизи от объектива, так и дальних листьев.
Любимый пример всех учебников по фотографии — снимок бильярдиста. Резко видны, как шар N 12, так и лицо игрока.