Маркировка камер Canon не всегда однозначна в смысле истолкования и отличается в зависимости от региона продаж. Камеры разного уровня могут иметь очень близкие названия, отличающиеся только номером. Серия S камер PowerShot включает как «сложные» камеры типа S70, так и «любительские» типа IXUS/ELPH. Причем родоначальники — камеры S10/20 (1999 год) начали именно линейку IXUS/ELPH. Ее нумерация стала потом трехзначной — S100/200 и так далее. Но есть еще один нюанс. Если камера маркируется как IXUS, ее числовой номер может не соответствовать номеру полного аналога из S серии. «Настоящие» предшественники камеры, о которой пойдет речь S70 — аппараты PowerShot S30/40/50/60.
Концепция камер Canon серии PowerShot S с двузначным номером может показаться несколько необычной. Совместить в одном богатую функциональность и «мощь» серии G и элегантность и компактность IXUS не просто. Как и всякий компромисс, этот заслуживает критики от максималистов. Возможности полупрофессиональных G в S серии не легко реализовать в силу «любительского» корпуса и органов управления. А компактность, вес и элегантность никак не соответствуют карманному стандарту IXUS/ELPH. Тем не менее, для тех, кто мог бы, но не стал фотографом, эти камеры будут почти идеальным выбором. Увесистый «кирпичик» в металлическом корпусе с полностью убирающимся за шторку объективом и функциональными возможностями PowerShot G придется по душе тем, кто любит качественную фотографию, но постоянно носить с собой что-то крупнее не может. Все же для PowerShot SХХ необходим «кофр», пусть и маленький и на шее на шнурке ее не поносишь.
Чего же «лишилась» камера ради дизайна, если сравнить ее с PowerShot G6? Удобного «ухватистого» корпуса. Держать без ремешка камеру опасно — легко уронить. Да и сдвижной крышке объектива не хватает выступов для удобства включения. Само собой, гнездо внешней вспышки ни в виде горячего башмака, ни в виде синхроконтакта не предусмотрено. Литиевая батарея компактнее, но это ценой 1/3 емкости. Главное же, пожалуй, чего критически не хватает хорошей камере (то есть без чего камера не может считаться хорошей) это светосильная оптика. Ведь если на объективе «f/5,3», то это уже из раздела мыльниц со вспышкой для застолий. Можно назвать объектив с «очень широким углом» или фокусным расстоянием 28 мм и светосилой при этом 1/2,8 пейзажным, но как ни старались конструкторы, он таковым по качеству на краю не является.
Тем не менее, в своем классе цифровых любительских камер PowerShot S70 можно считать воплощением идеала. Ведь все функциональные особенности именно цифры реализованы и главное доступны для управления. Автоматическое и ручное управление экспозицией, фокусировкой, балансом белого, выбором точек замера экспозиции и фокусировки, JPEG и RAW, 7 Мп матрица (модель S70 — 7 Мп, S60 — 5 Мп), быстрый процессор Canon DIGIC и алгоритм анализа сцен iSAPS (для автоматического корректного выбора экспозиционных, фокусировочных параметров и настроек баланса белого). Из цифровых возможностей у камеры, наверное, нет только дисплейных индикаторов фокусировки, калькулятора глубины резкости (как на Casio EXILIM EX-P700) и живой гистограммы (не очень хорошая, но традиция Canon — гистограмма только для просмотра, но не для съемки). Управление и функциональные особенности
Конструкция
Включение камеры производится сдвигом крышки объектива. Крышка автоматическая и при выключении автоматика блокирует ход, пока объектив не будет убран в корпус. Выбор режима съемки осуществляется дисковым переключателем. На нем: «зеленая зона», «творческий сектор» ручных, полуавтоматических и автоматических режимов экспозиции, пользовательский набор настроек, видео и сюжетные программы (портрет, пейзаж, ночной сюжет, короткие выдержки, длинные выдержки, панорамы).
Фотографические настройки осуществляются с помощью кнопки FUNC и мультиселектора. При съемке нет необходимости входить в меню камеры, для которого есть отдельная кнопка MENU. Для перехода в ручную фокусировку или фиксации фокуса — кнопка MF. Под ней кнопка выбора типа экспозамера. Таким образом, все переключатели фотографических настроек скомпонованы в одном месте, что удобно. Над дисплеем кнопки макрорежима и режимов вспышки. Центральная кнопка мультиселектора позволяет входить в режим ручного выбора точки автофокуса по полю кадра.
Отметим несколько интересных особенностей «в пользу» камеры.
Снимая «как любитель» в JPEG вы можете во время съемки или при предварительном просмотре осознать, что сюжет заслуживает большего — RAW. Пока активен предпросмотр, не сложно это реализовать. Просто нажмите FUNC и подтвердите, что хотите сохранить снимок в несжатом и с большей глубиной цвета RAW формате.
Кроме стандартных режимов автоматической вспышки, через меню можно выбрать и синхронизацию — по началу или окончанию экспонирования.
При съемке в режимах с приоритетом можно включить автоматическую коррекцию выбранной настройки, которая избавит от ошибок экспозиции в условиях, когда только с помощью дополнительного параметра (выдержки в режиме приоритета диафрагмы, например) «отработать» нужную экспозицию нельзя.
Дисплей камеры, хотя и не поворотный, но на улице достаточно хорошо виден и позволяет снимать, держа камеру под большим углом.
С помощью S70 легко регистрировать процесс практически любой длительности и это не требует вашего присутствия — в режиме интервальная съемка можно задать интервал от 1 до 60 минут и количество кадров в серии — до 100.
Хотя камеры с небольшой матрицей и имеют сравнительно большую глубину резкости, но для некоторых сюжетов компенсировать ошибки фокусировки можно в режиме автоматической вилки по фокусировке. Разумеется, по экспозиции автоматическая вилка так же доступна.
Индикатор ручной фокусировки имеет шкалу в удобных для фотографа единицах — для нас «см» и «м». Если автофокусом воспользоваться нельзя — просто устанавливаете дистанцию, как на шкальной камере.
Любителям дайвинга будет полезен не только подводный бокс с утяжелителем (продается отдельно), но и уже заложенная в меню настройка баланса белого — «под водой».
И конечно, интерфейс камеры может быть настроен под любой вкус. Русский язык доступен, так же как и разнообразные графические и звуковые заставки приветствия.
Меню
«60-летний опыт компании Canon в области высококачественной оптики и производства объективов позволил создать маленький, но высококлассный 3,6-кратный зум-объектив с апертурой f/2,8—f/5,3. Это всего лишь вторая камера, в которой применён асферический литой элемент из нового стекла Canon со сверхвысоким показателем преломления. Новая линза позволила повысить компактность объектива без снижения качества изображения, а корпус стал почти на 8% тоньше, чем у популярной камеры PowerShot S50, — и это несмотря на 28-мм фокусное расстояние в широкоугольном положении и большой коэффициент зумирования» (www.canon.ru).
Соображения компактности могут быть на «первом место» при разработке оптики только, если фотокамера предназначена для незаметной съемки или в дизайне стиль значит не меньше функциональности. В любом случае за это приходится платить ухудшением качества изображения. Первый минус компактности очевиден — потери светосилы. Компактный и в то же время, 3,6-кратный зум сделать еще сложнее. Посмотрим на сколько он хорош по показателям разрешения, дисторсии и хроматических аберраций.
Фрагменты миры (1:1) для центра кадра (1 и 3) и верхнего левого края (2 и 4) при разных диафрагмах. F=5,81 мм. |
Фрагменты миры (1:1) для центра кадра (1 и 3) и верхнего левого края (2 и 4) при разных диафрагмах. F=11,4 мм. |
Фрагменты миры (1:1) для центра кадра (1 и 3) и верхнего левого края (2 и 4) при разных диафрагмах. F=20,7 мм. |
По результатам съемки радиальной миры, расположенной на различном расстоянии от центра кадра, были построены графики разрешения для трех фокусных расстояний f=5,81 мм, 11,4 мм и 20,7 мм и различных диафрагм (крайних и среднего близкого к f/5,6). Разрешение определялось по радиальной мире с критерием различения всех линий (черных и белых вместе) во всех направлениях. Другими словами, разрешение в выбранных направлениях может быть выше, отмеченного на графике, но отмечается именно худший результат. Подобные графики нельзя рассматривать как функции MTF, критерием для построения которых является контраст, а не визуальная оценка разрешения. В качестве характеристики разрешения (вертикальная ось) выбрано отношение измеренного разрешения в линиях на пиксель к лучшему по измерениям результату (его величина 0,73 линии на пиксель). По горизонтальной оси отложено относительное расстояние от центра (расстояние от центра, деленное на величину половины длины диагонали кадра).
Лучший результат и это закономерно для цифровой камеры с маленькой матрицей получается в центре кадра при минимальном диафрагменном числе. Но если важен не только центр кадра, то лучше выбрать среднюю диафрагму f/4—f/5. Но даже при этих условиях на широком угле разрешение на краю кадра падает до 0,7 от максимального. Такого резкого падения разрешения не наблюдается для средних и больших фокусных расстояний. На максимально закрытой диафрагме — f/8 разрешение составляет 0,8—0,9 от лучшего результата. То есть цена увеличения глубины резкости — разрешение.
Качество снимка на краю для f=5,81 мм таково, что при 50% просмотре на экране монитора заметны не только сильные хроматические аберрации, но и падение разрешения. Конечно, хорошо иметь представление, что там было на «широком угле», но снимок обязательно нужно кадрировать (отрезать края), если только не предполагается вывод на 10×15 см или меньше. Так что рекордный широкоугольный объектив не так уж и хорош. Что наглядно иллюстрирует следующий снимок (f=5,81 мм, f/5):
Качество снимка на краю для f=5,81 мм таково, что при 50% просмотре на экране монитора заметны не только сильные хроматические аберрации, но и падение разрешения. Геометрические искажения на широком угле исправлены почти идеально. На самом снимке геометрические искажения хорошо заметны, но обусловлены они не несовершенством объектива, а тем, что при съемке камера не была строго горизонтально. |
На максимальном фокусном расстоянии объектив работает хорошо. Хроматические искажения на краю кадра почти не заметны (f=20,7 мм, f/5,3). |
Отметим такую деталь — выбор величины диафрагменного числа настроек камеры, наверное, очень грубо соответствует реальному. Действительно это так или «ошибка» EXIF заголовка файлов, но программы для просмотра EXIF тегов показывают, что максимальная апертура для широкого угла 2,97, а не 2,8, как заявлено, а при настройке f/8 — отображается f/8, но рабочая величина f/6. На графиках указана рабочая величина, а в скобках — установленная на камере.
Другая важная характеристика цифрового аппарата — шум. На графике представлен шум в зеленом и синем каналах для съемки при освещении лампами накаливания (галогенная лампа) при выдержках короче 1/50 и лампами дневного света (энергосберегающая лампа) при выдержках около 1 с. Это зависимость стандартного отклонения сигнала от чувствительности. Измерения производились по серому полю шкалы Kodak Q13. Установки баланса белого на камере при освещении лампами накаливания — «лампы накаливания», при освещении лампами дневного света — установка «по мишени». Для сравнения на том же графике представлена зависимость шума от чувствительности для камеры EOS 300 D при аналогичных измерениях с освещением лампами накаливания. Зеленый и синий каналы выбраны в качестве наиболее показательных. Зеленый канал это «лучший» для камеры результат. А синий, особенно при освещении лампами накаливания с установкой баланса белого «лампы накаливания» наоборот должен показать худший результат.
Шум в зеленом и синем каналах при освещении лампами накаливания (галогенная лампа) при выдержках короче 1/50 и лампами дневного света (энергосберегающая лампа) при выдержках около 1 с. Для сравнения на том же графике представлена зависимость шума от чувствительности для камеры EOS 300 D при аналогичных измерениях с освещением лампами накаливания.
JPEG файл камер Canon обычно соответствует стандарту EXIF 2.2 или ExifPrint. Неоднократно приходилось слышать от владельцев камер Canon о «вялых» цветах при сравнении со снимками других камер. Такая «вялость» является следствием более широкого базового пространства цвета камеры, цифровые координаты которого в более узком (sRGB) соответствуют менее насыщенным цветам. Эта особенность является стандартом, но большинство программ просмотра, как и редакторов при открытии файла «не используют» ExifPrint данные. Между тем возможности работы с ExifPrint или «конкурирующим» стандартом PIM заложены как в программы для ведения цифровых альбомов и печати от Canon (и других производителей), так и в универсальные модули для Photoshop. Вот один, но не единственный способ работать с ExifPrint. Для «автоматического» улучшения снимка с учетом корректной цветопередачи и сюжетных настроек файл нужно не просто открывать в Photoshop, а импортировать через модуль PRINT Image Matching (www.printimagematching.com или www.epson.com). А затем сохранить в необходимом цветовом пространстве. Для WEB лучше в sRGB. О «чудесных» превращениях JPEG файлов с «EXIF/PIM заголовком» можно посмотреть здесь.
Измерения скоростных показателей камеры дают следующие результаты. Первый снимок из выключенного состояния можно получить на третьей-четвертой секунде. При съемке в JPEG (максимальный размер) в обычном однокадровом режиме с включенным автофокусом и автоэкспозицией контрастный сюжет можно снимать с интервалом приблизительно в 2 секунды без задержек. При съемке в RAW после пяти кадров с интервалом в 2 секунды интервал возрастет до 10 секунд. В режиме быстрой серии девять кадров JPEG будут сняты за 5 секунд, после чего только с интервалом в 2 секунды. В обычной серии JPEG соответственно 13 кадров за 12 секунд, далее интервал 2 секунды. Для RAW соответственно пять за 7 секунд и далее через 10—15 секунд.
Canon PowerShot S70 — хороший выбор для настоящих фотолюбителей, которым важен результат и функциональность, а более крупный аппарат не нужен. Конечно цена компактности — не светосильный объектив и заметные хроматические аберрации, но если снимать для 10×15 см или в диапазоне средних и больших фокусных расстояниях, то недостатки оптики почти не заметны.Технические характеристики:
Матрица: | 1/1,8″ (7,18 x 5,32 мм) ПЗС (CCD) 7,4млн. пикс. всего, 7,1 млн. эфф. |
Объектив: | Canon Lens 5,8—20,7 мм (28—100 мм экв), f/2,8 — f/5,3 — f/8,0 адаптер насадок LA-DC10 под 37 мм (в комплект не входит) |
Экспозамер: | матричный, центрально-взвешенный, точечный (в т. ч. по точке фокусировки) |
Экспозиционные режимы: | программная экспозиция, приоритет выдержки/диафрагмы, ручная экспозиция, автоматическая вилка по экспозиции, безопасный автоматический сдвиг в Av/Tv, экспокоррекция ±2 EV выдержки 15—1/2000 с, диафрагма (W/T) f:2,8/5,3 — f:8,0, при выдержках более 1,3 с — автоматическое шумоподавление |
Фокусировка: | TTL по контрасту, автоматическая, ручная, автоматический AiAF (9 точек)/произвольный выбор точки фокусировки, 0,44 м — бесконечность, в макро 0,04/0,3—0,44 м размер поля в «макро»: 64×47 мм в W, 106×80 мм в T |
Индекс экспозиции: | 50, 100, 200, 400 |
Баланс белого: | предустановки (8), ручной, авто |
Режимы съемки: | программы: портрет, пейзаж, ночной сюжет, короткие выдержки, длинные выдержки, панорамы, видео, пользовательский набор «С» серийный режим: «H» — 2,0 к/с, обычная серия 1,2 к/с интервальная съемка: интервал 1 — 60 мин, 2 — 100 кадров |
Форматы файлов: | RAW-CRW /JPEG EXIFPrint/, DPOF, 3072×2304, AVI (Motion JPEG) 30 с — 640×480 / 10 к/с, 3 минуты — 320×240 / 15 к/с, 160×120 / 15 к/с |
Вспышка: | ISO 100 W/T 0,55 — 4,2/2,0 м, вкл/выкл, защита от красных глаз, коррекция, синхронизация по началу/окончанию экспонирования, фиксация |
Таймер: | 2/10 с |
Дисплей/видоискатель: | 1,8″ TFT , 118000 — 100%, оптический 80%, |
Сменная память: | CF I/II |
Интерфейс: | USB, A/V, Bubble Jet Direct / PictBridge / USB Direct Print, ДУ ИК (в комплект не входит) |
Питание: | Li-Ion NB-2LH, 7,4В, 720 мА·ч, 140 кадров по стандарту CIPA |
Размер, мм: | 114×56,5×28,8 |
Вес, г: | 230 |
Дополнение
Внимательный читатель объяснил описанное в статье несоответствие диафрагменного числа и величины апертуры. Согласно стандарту «EXIF F-number» (диафрагменное число) выражается в привычных величинах отношения фокусного расстояния к эффективному диаметру диафрагмы. А «Aperture value» и «Max.Aperture value» в единицах экспозиции APEX. Таким образом, Aperture value = 2 х Log2F-number. Спасибо за разъяснение.
Что представляет собой формат APEX? APEX (The Additive System for Photographic Exposure) удобная форма записи и, главное, выражения соотношений экспозиционных условий. Удобная потому, что оперирует с логарифмическими величинами с основанием 2. В них удвоение экспозиции соответствует увеличению ее на один шаг, то есть на привычную ступень выдержки или диафрагмы. Чтобы подсчитать экспозицию в формате APEX достаточно воспользоваться простой формулой: AV + TV = LV + SV= EV. Где AV и TV соответственно APEX величина диафрагмы и выдержки, LV яркости, SV светочувствительности. При этом в APEX за нулевые значения величины диафрагмы AV = 0 принята диафрагма f/1,0, выдержки TV = 0 − 1 c, яркости LV = 0 − 3,4 кандел/м*м, светочувствительности SV = 0 − 3,125 (в ISO).
Чтобы отличать фотографические термины «диафрагма», «выдержка» от величин в APEX принято все величины, выраженные в APEX формате сопровождать словом «величина» — как «Aperture value», а при сокращении добавлять букву «V» — как Av. Интересно, что сейчас в камерах Canon с режимами приоритета выдержки и диафрагмы Tv и Av ряд значений на органах управления записан в привычных обратных секундах и диафрагменных числах. Объясняется это тем, что на камерах Canon «значки» Tv и Av появились, когда APEX формат был практически важен и популярен. И в качестве значений этих величин использовались величины APEX. Затем с развитием автоматики и унификации экспонометрических устройств практическая важность формата APEX для фотографа стала минимальной и от него отказались, вернувшись к привычным диафрагменным числам и секундам. А маркировка режимов у Canon осталась прежней (Douglas A. Kerr, P.E.).
Как отображается информация в программе для просмотра съемочных параметров, зависит от разработчика. Формально тегу «Aperture value» соответствует величина в единицах APEX без всяких суффиксов и префиксов. Но, к примеру, в Canon ZOOM Browzer EX тег «Aperture value» отображается в формате диафрагменного числа, но без префикса «f/» (для ясности следовало бы писать именно так), а Tv, которое, тем не менее, расшифровывается как «Shutter Speed», как доля секунды без «c», то есть верно, если знать об истории появления значков Av/Tv на Canon. В ACDSee версии 5 «Aperture value» корректно отображается в единицах APEX, а в версии 7 в привычном формате «f/число». Определить, что скрывается за «Aperture value» в вашей программе, можно посмотрев на значение другого тега EXIF «F-number». Если числовые значения совпадают, то «Aperture value» отображается в диафрагменных числах, если нет — в APEX единицах. Тогда проверьте соответствие по формуле Aperture value = 2 х Log2F-number. (Легко заметить, что при f/4 — APEX — так же 4, но это единственное исключение).
Камера предоставлена салоном «Компьютер для любителей фото».