Canon EOS 5D

Часть I

Canon EOS 5D

Камера была анонсирована в августе прошлого года. Сейчас, по прошествии полугода, я приступаю к ее детальному обзору. На мой взгляд, его актуальность сегодня не уменьшилась. В частности, потому что в феврале была анонсирована камера EOS 30D.  Различия между этими камерами фактически сводятся к размеру матрицы, отличающейся в два раза по площади, и наличию встроенной вспышки. Отчасти на задержку с выходом этого обзора повлияло то, что через 30 часов после начала тестирования у камеры сгорел предохранитель. Предохранитель — это пустяк, но поскольку его замена — прерогатива гарантийной мастерской, то остался осадок ощущения ненадежности и зависимости от сервиса, что тоже не способствовало быстрому тестированию. Сервисное обслуживание — это тема отдельной статьи. Здесь только отмечу, что для дорогих камер это не просто гарантийный ремонт и, возможно, этот сервис должен быть организован по-другому.  Камеры ценой около 3000 долларов уже, скорее, относятся к средствам производства, чем к игрушкам. Двухнедельный ремонт камеры, если она сломалась в первый день после продажи, наносит прямой ущерб порядка 100$, именно настолько сегодня падает цена камер этого класса. Какие функции ремонта относятся к компетенции гарантийной мастерской и какие следовало бы отдать пользователю? Если предохранитель сгорает из-за неправильных действий пользователя, то, может быть, и справедливо наказать его двухнедельным простоем; если же он сгорает на ровном месте или по вине фирмы, то для всех было бы лучше сделать замену предохранителя доступной — вне сервисных мастерских.      Сложная техника имеет тенденцию ломаться, ломаются даже марсоходы, хотя их проверяют гораздо более тщательно, чем камеры. Если фирма хочет, чтобы работа с камерой была комфортной, то, поскольку обеспечить надежность не так-то просто, надо создать хотя бы ощущение защищенности от возможных поломок камеры, т.е. обеспечить для дорогих камер существенно более быстрый сервис, возможно, с выдачей на время ремонта другой аналогичной камеры. Если считать, что потери от сорванного заказа, реальные и потенциальные, могут сравниться по стоимости с камерой, то использование двух дешевых камер становится более оправданным, чем одной дорогой.

Итак, какие основные темы я хочу разобрать в этой части статьи.

Первое. Новый дизайн камеры, практически идентичный 5D и 30D, основное отличие от предыдущего поколения в большом размере экрана, как по площади, так и по числу пикселей (2,5 дюйма диагональ, 230 тысяч пикселей).

Второе. Вдвое большая площадь матрицы, что это нам дает, и за что мы платим лишнюю тысячу долларов?Внешний вид: сравнение с D60

Почему я сравниваю с D60. Ну, во-первых, она есть :-). Во-вторых, она совместима по объективам и принадлежностям. В-третьих, именно те, кто четыре года назад завел D60, сейчас могут задуматься о замене. И их, возможно, не очень устрашит цена, ведь они уже столько за камеру платили. В-четвертых, для тех, кто подсел на байонет EF-S и обзавелся линейкой соответствующих объективов, это камера другой системы, и для них переход на нее близок к переходу на камеру другой фирмы. Т.е. для них это будет не замена, а еще одна, возможно, полезная камера.

Интересно это сравнение еще и потому, что размер чувствительного элемента у этих камер практически одинаков (8,2 мкм у 5 В и 7,4 мкм у D60) — вдвое больше число пикселей (12,7 миллионов эффективных пикселей против 6,3 миллионов), вдвое больше площадь матрицы (24×36 мм против 22,7×15,1мм). Поэтому, сравнивая шумовые характеристики матриц этих камер, можно проследить за эволюцией этих полупроводниковых приборов: насколько при равной площади приемника, удалось улучшить качество.

Canon EOS 5D

Canon EOS D60
Вид спереди. Большая матрица и, соответственно, большее зеркало, обеспечивающее обзор 96% площади кадра. При поднятии зеркало проходит существенно ближе к объективу, что может создать проблемы при использовании некоторых объективов с резьбой М42. Хотя у Зенита рабочий отрезок и больше, чем у Canon EF, но за счет меньшего зеркала и площади визирования допускается большее заглубление объектива за опорную поверхность байонета. Поэтому если с D60 и со всеми зеркалками с байонетом EF-S проблем нет, то здесь они возникают, причем естественно у широкоугольных объективов, использование которых с большой матрицей наиболее оправдано.
байонет
Обращаю внимание на места, помеченные стрелками. У 5D отсутствует механический выключатель электрической системы сопряжения с объективом. Похоже,что он остался только у «единичек».

Canon EOS 5D

Canon EOS D60
Вид сверху. Более закругленные углы, а если сравнивать с более поздними моделями 10D и 20D, то различие сводится только к отсутствию сюжетных программ на колесе выбора режимов.

Canon EOS 5D

Canon EOS D60
Вид сзади. Стал существенно больше ЖК экран, переместился светодиодный индикатор. Теперь он не только индицирует запись на карту, но и вспыхивает при замене объектива при выключенной камере. Выключатель не только переместился, но и изменилась его роль, теперь он не выключает питание, а только блокирует кнопки.
Canon EOS 5D

Canon EOS D60
Вид снизу. Изменилось расположение отсека для батарейки резервного питания. Отсек под аккумуляторы остался практически неизменным. В новой камере используется аккумулятор Lithium-Ion BP-511A емкостью 1390 мА·ч, однако может использоваться и старый BP-511. Изменились контакты под приставную рукоятку с элементами питания и спусковой кнопкой для съемки при вертикальной ориентации камеры. С новой камерой используется рукоятка BG-E4. Новая рукоятка, с моей точки зрения, существенно полезнее старой, поскольку позволяет использовать не только два Lithium-Ion аккумулятора BP-511, но и шесть элементов АА. Последние могут оказаться эффективнее при съемках на морозе или при необходимости длительного хранения в заряженном состоянии. А это, в свою очередь, может быть актуально в экспедиционных условиях при отсутствии возможности осуществить подзарядку аккумуляторов.
Canon EOS 5DCanon EOS D60
  
Изменилось расположение, разъем связи с компьютером стал стандартным, а синхроконтакт теперь позволяет подключать любые вспышки, не заботясь об их полярности.

Меню

Большой, хорошо читаемый экран с русским меню. Основные отличия сводятся к возможности записывать снимки в RAW и JPEG одновременно, причем в JPEG с регулируемым размером и качеством. Удобно, если снимки надо сразу посылать по сети и нет возможности обрабатывать на компьютере. Для дальнейшей работы над шедеврами остается RAW, к которому можно будет вернуться в дальнейшем. Чтобы снимки в JPEG сразу имели максимально приемлемое качество и не требовали дальнейшей обработки, предусмотрены богатые настройки через меню. В пользовательских функциях привлекает внимание пункт о сменных фокусировочных экранах. Во-первых, самим фактом возможности замены экранов, а во-вторых, тем, что камера программно учитывает тип экрана. Камера и объективы теперь стали умными, и юстировка камеры возможна не только механическим способом за счет перемещения матрицы и фокусировочного экрана, но и программным. На уровне сервисных центров возможна даже точная настройка автоматики фокусировки под конкретный объектив.

меню
меню
меню
меню
меню
меню
меню
меню
меню
меню
меню
меню
Так зачем же нам большая матрица, и о форматах в цифровой фотографии

Сегодня в цифровой фотографии прослеживается та же тенденция, которая хорошо знакома любителям водных походов. Категория сложности одной и той же речки отличается на единицу для байдарок и катамаранов. Площади матриц и кадров на пленке часто совпадают. Однако реальность сегодня такова, что при одной площади кадра от цифровой камеры мы вправе ожидать чуть больше. Узкопленочные камеры с форматом кадра 9×11 мм сегодня уже не могут конкурировать с цифровыми камерами, имеющими аналогичный, или даже меньший размер матрицы.

Следующий типичный размер для пленки — это 18×24. Кинокадр или полукадр для фотоаппаратов, снимающих на 35 мм кинопленку. С ним вполне может конкурировать камера с размером матрицы 3×4. Размер пленки APS я и рассматривать не хочу, он принципиально не отличается от кинокадра, а просуществовал так мало, что непонятно, почему именно с ним сравнивают следующий размер цифровой матрицы — 15×23. Цифровые матрицы этого размера уже вполне конкурентоспособны с полным кадром 24×36 мм, вмещающимся на 35 мм кинопленку.  Конечно, здесь можно отметить, что существуют мелкозернистые пленки и мелкозернистые проявители, которые позволяют из пленки выжать больше, чем с матрицы, но это удел отдельных энтузиастов, причем это сравнение не совсем корректно, поскольку отдельные энтузиасты и из цифровых матриц могут выжать существенно больше.

Следующий размер,  19×29, некий промежуточный формат, реализованный в камере Canon EOS-1D Mark II, теоретически мог бы претендовать на нишу, которую занимали относительно дешевые пленочные камеры с форматом кадра 6×4,5 см. Но в данном случае с некоторой натяжкой. Полнокадровые же современные цифровые камеры, т.е. камеры с размером матрицы 24×36 мм, уж точно могут конкурировать с пленочными камерами с размером кадра 6×4,5 и даже, может быть, 6×7 см. Конкурировать, возможно, не столько по максимальному качеству, сколько по качеству востребованному. Поскольку не секрет, что зачастую от среднеформатных пленочных камер требовалось не более высокое разрешение, а возможность снимать на более чувствительную пленку с объективами, имеющими тоже меньшее разрешение, но большую равномерность по полю.

В пленочной фотографии стоимость пленки, хотя с форматом и росла, но фактически пропорционально площади. Поэтому можно было изготовить пленку и под кадр 6×9, 6×12, 6×17 см, плоские пленки 13×18 см и 18×24 см. Таким образом, при необходимости всегда можно было получить запас за счет увеличения площади кадра. В цифровой фотографии ситуация несколько иная. Практически максимальная сегодня матрица — это 36×45 мм. При этом их стоимость от матриц  размером 15×24 мм уже отличается почти на два порядка. Таким образом, рассматриваемый нами формат 24×36 мм — это сегодня действительно средний формат цифровой фотографии. Камеры, рассчитанные на эту матрицу, лежат примерно в том же ценовом диапазоне и обеспечивают тот же формат, возможности и качество, что и среднеформатные пленочные камеры. Цифровые же задники, рассчитанные на больший формат, сегодня занимают нишу широкоформатных пленочных камер. Среднеформатные камеры проигрывают в скорострельности 35-миллиметровым, и это правило сохраняется и по отношению к данной камере, она медленнее, чем 20D и 30D. Другими словами, аргументы за эту камеру у тех, кто начинает строить собственную студию с нуля, очень ограничены. В основном, эта камера для тех, кто сам без моей статьи знает, зачем ему нужен кадр 24×36 и какие выгоды он получит от использования имеющейся аппаратуры с этим аппаратом.

Итак, за что мы платим лишнюю тысячу долларов по сравнению с камерой 30D? Главным образом, за возможность использовать круговые объективы рыбий глаз.  Использовать широкоугольные объективы, рассчитанные на пленку. Использовать объективы для среднеформатных камер с системой подвижки объективов при съемке архитектуры. Использовать цифровую камеру в научных установках, рассчитанных на пленочную камеру, где критична площадь кадра. Использовать камеру в системах пересъемки пленки, опять же рассчитанных на стандартные пленочные камеры. Объективы

Для того, чтобы проиллюстрировать вышесказанное, сделаем ряд снимков с одной точки камерами EOS 5D и EOS D60 самыми разными объективами, и сравним результаты.  


Пеленг, F=8 мм
. В красной рамке изображение, получаемое камерой Canon D60.

Преимушества большой матрицы при работе с этим объективом очевидны. Решений, позволяющих получить круговое изображение с углом обзора 180 градусов, для зеркальных камер с меньшей матрицей практически нет. Однако реализовать возможность получать подобное изображение не так просто. Без переделки оправы светофильтра, расположенного за задней линзой, при фокусировке объектива на бесконечность зеркало за светофильтр задевает. Снять его нельзя, так как при этом рабочий отрезок станет еще короче и о фокусировке на бесконечность придется забыть, даже если демонтировать зеркало :-) Остается только пилить оправу и снимать алмазным диском фаску со стекла фильтра.

Одинаковый объектив и одинаковый размер чувствительного элемента позволяют получить изображение, аналогичное сделанному камерой D60, просто вырезав центральную часть снимка, сделанного камерой 5D. Отступаем от угла на 500 пикселей от длинной стороны и 780 от короткой и вырезаем кадр размером 1900×2800 пикселей.

Если угол обзора равный, то одинаково ли изображение?

В справочных таблицах приводят коэффициент для получения эквивалентного по углу зрения фокусного расстояния. Однако этот коэффициент справедлив только для объективов с близкой по идеологии оптической схемой. Для D60 этот коэффициент равен 1,6. Так, можно ожидать одинакового угла от снимка этой камерой с объективом 16 мм и от снимка D5 с объективом, имеющим фокусное расстояние 25 мм. Сравним снимки, сделанные объективом Зенитар с фокусным расстоянием 16 мм и Sigma 24-70 при фокусном расстоянии 24 мм. Ожидаем больший угол у Sigma, но не тут-то было, первый объектив рыбий глаз, а второй — просто широкоугольник, и охват у Зенитара даже на маленькой матрице получается больше.


Canon 5D. Зенитар. F=16 мм. В красной рамке изображение, получаемое камерой Canon D60.


Canon D60. Зенитар F=16 мм


Canon 5D. Sigma 24-70, F=24 мм

Больше, правда, и искажения. Исправим их программно и получим примерно ожидаемый угол обзора. Однако и у широкоугольника искажения присутствуют, поэтому исправим и их и снова сравним угол обзора. Исправляя искажения, следует учитывать, что вы выбираете между прямыми линями и прямыми углами, что хорошо и что плохо — это вопрос вкуса, и здесь, как известно, товарищей нет :-)


Canon D60, F=16 мм. Программное исправление дисторсии и перспективных искажений.



Canon 5D, F=24 мм. Программное исправление дисторсии и перспективных искажений.

С телевиками все просто. Коэффициент работает. Да, один объектив на этих аппаратах будет давать разный угол, но, кроме случая с круговым рыбьим глазом, для любой меньшей матрицы поиски объектива с заданным углом обзора проблем не вызовут.

фото
Рубинар 500/8. В красной рамке изображение, получаемое камерой Canon D60.

Часто приводят картинки, на которых рамками обозначено, что будет видно на фотографии при использовании разных объективов. Большинство этих картинок получены путем расчета, попробую сделать аналогичную схему, используя результаты съемки конкретными объективами:

рамка

Как это сделано. Взят снимок, сделанный объективом Пеленг, и на него наложены снимки, сделанные другими объективами, уменьшены до совпадения масштаба и обведены рамкой. Именно эти рамки и приведены на фото, а само изображение оставлено то, которое получено объективом Пеленг, поэтому сохранились и присущие ему искажения. Красная рамка ограничивает изображение, попавшее в кадр камеры Canon 5D, зеленая — D60. Цифрами обозначены следующие объективы:
1 — Пеленг (рыбий глаз); F=8 мм
2 — Зенитар (рыбий глаз); F=16 мм
3 — Sigma 24-70; F= 4 мм
4 — Sigma 24-70; F=70 мм
5 — Soligor 70-210; F=210 мм Адаптеры

Адаптер сдвига JOLOS

Казалось бы, большая матрица позволит эффективно использовать объективы от среднеформатных камер с приставками сдвига при съемке архитектуры.

Однако действительность оказывается не столь радужной. Да, по сравнению с обрезанной матрицей при использовании объектива с фокусным расстоянием в 45 мм можно и уместить объект, и исправить за счет сдвига перспективные искажения, однако оказывается, что использование штатного объектива и программное исправление искажений дадут лучший результат. Сравним снимки, сделанные объективом Мир 26 со сдвигом и Canon 50/1,4 с программным исправлением искажений.

фотофото
Canon 50/1,4
Мир 26 В; F=45 мм
фото
фото
Canon 50/1,4. Программное исправление перспективных искажений
Верхний фрагмент — Canon 50/1,4. Нижний — Мир 26.
Очевидно, что использование объективов со сдвигом абсолютно не оправдано.

Адаптер для пересъемки диапозитивов

В отличие от ситуации с маленькой матрицей, описанной в статье Пересъемка пленки, с этой камерой все очень просто: берем приставки ПЗФ и ПД и используем стандартным образом.

ПЗФ+ПД
Canon EOS 5D + кольцо EOS-М42 + ПЗФ + Индустар 61 + ПД


Миниатюра
Фрагмент
фото
фрагмент
Кадр влезает весь.
Для пленки ORWO разрешение аппарата уже избыточно
Чувствительность и съемка без вспышки с рук при недостатке освещения

Если воспользоваться программами устранения шумов и уменьшить снимок до 6 Мп, то результат превзойдет все ожидания. Пожалуй, встроенная вспышка этому аппарату действительно не нужна, то, что можно получить с ее помощью, можно получить и так, причем за счет более равномерного освещения результат даже будет лучше. Т.е. со вспышкой этим аппаратом снимать можно и нужно, но только если вспышка или несколько вспышек способны обеспечить качественное освещение, превосходящее естественное по всей глубине снимаемого пространства.

фото
ISO-1600 F/2,5; 1/160 с.
фрагмент
Там, где свет есть, несмотря на высокую чувствительность, позволяющую снимать ночью с короткими выдержками, шумы практически незаметны, но там, где его вообще практически нет, ничего не поделаешь: шумы появляются и здесь остается уповать только на то, что есть хорошие программы подавления шумов, а снимок не много потеряет, если его превратить из 12 Мп в 6 Мп :)
P.S.

Первые впечатления. Камера 5D для тех, у кого много хорошей оптики, использование которой с маленькой матрицей не позволяет полностью реализовать ее потенциал, и для тех, кто планирует снимки всегда обрабатывать. На краях аберрации и искажения объективов становятся заметны, и им надо помочь программно. Вторая часть будет посвящена программному обеспечению и численной оценке шумов. Третья часть — качеству снимков при работе с одним объективом, но с матрицами разного размера. Вопрос отнюдь не праздный, поскольку добавленная половина площади приходится на периферийную область, где разрешение объектива существенно меньше и еще усугублено значительным виньетированием при полностью открытой диафрагме. Также в третьей части будут рассмотрены вопросы автофокусировки, работы с картами памяти и внешними (а встроенной у этой камеры нет) вспышками.

Цены

В таблице ниже приведена средняя розничная по Москве цена, актуальная на момент чтения вами данной статьи:

Canon EOS 5D
Н/Д(0)





8 мая 2006 Г.

Canon EOS 5D

Canon EOS 5D

I

Canon EOS 5D

. , , . , . , EOS 30D. , , . , 30 . — , — , , . — . , , , -. 3000 , , , . , , 100$, . ? - , , , ; , — . , , , . , , , - , , .. , , . , , , , , .

, .

. , 5D 30D, , , (2,5 , 230 ).

. , , ?

: D60

D60. , -, :-). -, . -, , D60, . , , , . -, , EF-S , , . .. , , , .

, (8,2 5 7,4 D60) — (12,7 6,3 ), (24×36 22,7×15,1). , , : , .

Canon EOS 5D

Canon EOS D60
. , , , 96% . , 42. , Canon EF, . D60 EF-S , , , .

, . 5D . , «».

Canon EOS 5D

Canon EOS D60
. , 10D 20D, .

Canon EOS 5D

Canon EOS D60
. , . , . , , , .
Canon EOS 5D

Canon EOS D60
. . . Lithium-Ion BP-511A 1390 ·, BP-511. . BG-E4. , , , Lithium-Ion BP-511, . . , , .
Canon EOS 5D Canon EOS D60
   
, , , .

, . RAW JPEG , JPEG . , . RAW, . JPEG , . . -, , -, , . , , . .

,

, . . . , . 9×11 , , .

— 18×24. , 35 . 3×4. APS , , , , — 15×23. 24×36 , 35 . , , , , , , , .

, 19×29, , Canon EOS-1D Mark II, , 6×4,5 . . , .. 24×36 , 6×4,5 , , 6×7 . , , , . , , , , .

, , . 6×9, 6×12, 6×17 , 13×18 18×24 . , . . — 36×45 . 15×24 . , 24×36 — . , , , , . , , . 35-, , , 20D 30D. , , , . , , , 24×36 .

, 30D? , . , . . , , . , .

, , EOS 5D EOS D60 , .


, F=8
. , Canon D60.

. , 180 , . . , , . , , :-) .

, D60, , 5D. 500 780 1900×2800 .

, ?

. . D60 1,6. , 16 D5 , 25 . , 16 Sigma 24-70 24 . Sigma, - , , — , .


Canon 5D. . F=16 . , Canon D60.


Canon D60. F=16


Canon 5D. Sigma 24-70, F=24

, , . . , . , , , — , , , :-)


Canon D60, F=16 . .



Canon 5D, F=24 . .

. . , , , , .


500/8. , Canon D60.

, , . , , :

. , , , , . , , , . , Canon 5D, — D60. :
1 — ( ); F=8
2 — ( ); F=16
3 — Sigma 24-70; F= 4
4 — Sigma 24-70; F=70
5 — Soligor 70-210; F=210

JOLOS

, .

. , 45 , , , . , 26 Canon 50/1,4 .

Canon 50/1,4
26 ; F=45
Canon 50/1,4.
— Canon 50/1,4. — 26.
, .

, , : .

+
Canon EOS 5D + EOS-42 + + 61 +


.
ORWO

6 , . , , , , , . .. , , .


ISO-1600 F/2,5; 1/160 .

, , , , , , , : , , , 12 6 :)

P.S.

. 5D , , , , . , . . — , . , , . , ( ) .

, :

Canon EOS 5D